Тема оборотней - одна из самых популярных в фэнтези, а наиболее известными из большого количества оборотней являются люди-волки, многие из которых увековечены как в средневековых легендах, так и в целом ряде фэнтези-произведений, фильмов и картин. Сегодня канал "Мир Фэнтези" расскажет вам про оборотней, включая малоизвестные факты из их истории. Поехали!
Откуда истоки?
Сведения о ликанах (людях, умеющих превращаться в волков) встречаются еще в глубокой древности, включая античность и даже больше - культы, связанные с животными, всегда были связаны с отождествлением себя со зверем, чаще всего с медведем, волком или орлом, и такая тенденция наблюдается почти на всем земном шаре, сохранившись у народов Севера и у множества первобытных племен, не сильно затронутых цивилизацией.
Отождествление себя со зверем спустя некоторое время переросло в нечто большее - умение в этого зверя превращаться. И наверное, самый древний источник о людях-волках указан еще у древних вавилонян - там богиня Иштар превратила в волка одного сильно надоедавшего ей ухажера, который был тут же порван своими же собаками. О, времена, о нравы...
Дальше - больше. Знаменитый Геродот, писавший в свое время об амазонках, указывал, что в районе реки Днестр жило целое племя невров, каждый член которого умел превращаться в волка на несколько дней, причем судя по более поздним вставкам Помпония Мела, делали они это четко по собственному желанию, контролируя время и возможность снова стать человеком. Геродот воспринимал это с долей скепсиса, однако в целом вера в людей-волков в те времена была непоколебимой.
Верлигий также упоминает об одном колдуне, который при помощи трав сумел превратиться в волка, после чего он убегал в лес.
Некто Марцелл Сицилийский в своем трактате считал, что ликантропы были больными людьми, которые атакуют людей, как правило, в начале февраля, живя в уединении на заброшенных кладбищах, но отрицал сам факт их превращения, рассматривая ликантропов не как классических оборотней, а как психически больных людей.
Про связь берсеркеров с волками даже писать нечего!
В средние века оборотничество стало переживать свой расцвет - десятки и даже сотни сообщений о вервольфах приходят фактически со всей Европы, от Скандинавии и до Руси, где в волка мог превратиться колдун, особым образом прыгавший спиной через нож (в других источниках, через деревянные колышки). В некоторых источниках, в основном из Западной Европы, перед этим необходимо было растереть себя специальной колдовской мазью.
В течение средневековья сообщения о ликанах только росли. Превращаться в волков мог как и простой люд, часто из-за проклятий каких-нибудь местных колдунов, так и знать, совершенно не брезговавшая мутировать в волка ради охоты на оленей или просто потому что может ("Королевское зеркало" рассказало о превращении в волков аж ирландского короля,правда, в результате проклятия, в "Лэ об оборотне" в Бретонии местный барон превращался в волка каждую неделю, просто потому что ему это нравилось, бретонский "Мелион" рассказал о рыцаре, умевшем превращаться в волка при помощи кольца). Славяне это дело тоже любили - герой "Повести Временных Лет" Всеслав Брячиславович ака полоцкий князь Всеслав Чародей по необходимости тоже мог стать волком.
Тяга людей к оборотничеству сильно не нравилась церкви, но она толком ничего не могла сделать, несмотря на активную работу инквизиции в Новое время (до этого оборотничество считалось опасной ересью, но не более). Доходило до того, что в книге "История северных народов" описывалось вторжение вервольфов в Ливонию (территория современной Прибалтики). Ведомые особо сильными колдунами, способными раздвигать воды рек в духе Моисея, стаи вервольфов ломились в деревни, пожирали людей и скот, запивая это дело алкоголем (видимо, куражились), после чего даже было известно место их сбора - они собирались у заброшенного замка (речь идет о 1550-х годах) на границе Ливонии и Курляндии, где происходил своеобразный "зачет" - оборотни прыгали на крепостную стену, и тех, кто не мог на нее забраться по причине слишком большого веса, сжирали остальные. Свои атака лихая банда волков начинала на Рождество, и чем все закончилось, история умалчивает.
Все Новое и Новейшее время вервольфами плотно занялась церковь и охотники, выявляя связь между ними и Дьяволом. После ряда судов и казней волна ликантропии ожидаема пошла по наклонной.
В дальнейшем вера в вервольфов не утихала до XX века, а где-то сохранилась и до сих пор.
Оборотни в фэнтези
Вопреки штампу фэнтези о невероятной регенерации оборотней и их боязни серебра, исторически оборотней гоняли всем чем только можно и они нередко умирали от полученных ранений, превращаясь обратно в человека, раньше все было брутально и просто.
Фэнтезийные же оборотни боятся либо серебра, либо распятия, будучи подвидом нечистой силы, либо в редких случаях обсидиана. От всего остального они либо получают раны, которые восстанавливаются с ужасающей быстротой, либо вовсе не умирают. Обращение происходит либо из-за проклятия, либо из-за Луны, либо из-за воздействия какого-либо артефакта, превращающего человека в волка.
Оборотни в фэнтези невероятно быстры, могучи и живучи, часто являются либо антагонистами местных героев, либо их союзниками (как и в реальной жизни, вервольфы "исторические" долгое время вообще были положительными персонажами). Нередко выступают противниками вампиров. В последнее время ухитряются занимать место в городском фэнтези, включая даже любовное!
Помимо классических вервольфов, широко была распространена вера об умении колдунов превращаться в менее привлекательных персонажей: например, деревенские ведьмы предпочитали превращаться в свинью или кошку, правда, боялись железа и даже обычной палки. Хороший удар по такому оборотню какой-нибудь кочергой гарантировал, что на следующий день деревенская колдунья будет хромать или ходить со сломанной рукой!
Японцы, как обычно, перещеголяли всех - они могли превращаться не только в лисиц, но также в пауков и даже в карпов! Впрочем, и монстры у них были своеобразные.
Таким образом, оборотни сегодня в фэнтези прочно занимают свои позиции, являются популярными и универсальными персонажами почти в любом сеттинге.