Церковнославянский язык располагает обширнейшим словарным фондом. И многие слова нашего богослужебного языка связаны по тем или иным признакам. Они могут разделяться по частям речи, а также относиться к разным лексико-семантическим полям.
Лексико-семантическое поле — это совокупность лексем, обозначающих определенное понятие (вещи, предметы, события, явления и т. д.) в широком смысле, включающих в свой состав слова различных частей речи. В лексико-семантическое поле прежде всего объединяются совершенно разные слова со схожим значением.
В данной заметке мы разберем некоторые, самые распространенные в Благой Вести слова, относящиеся к лексико-семантическому полю «болезни и физические недостатки».
Основываясь на Священном Предании и Писании, Православная Церковь учит: болезни являются последствием первородного греха прародителей Адама и Евы, разрушающей власти смерти в тварном мире. Зачастую болезни и физические недостатки посылаются человеку в качестве испытания (например, праведный Иов) или для того, чтобы показать силу Господа — исцеление Иисусом Христом слепорожденного после выхода из Иерусалимского храма.
Так или иначе, все физические и душевные болезни призваны показать человеку греховность его падшей природы и направить его на исправление собственной жизни.
Проказа
Священное Писание описывает множество болезней, но самой страшной и злокачественной из них является проказа.
Греческий эквивалент слова ἡ λέπρα, так же как и церковнославянское существительное, относятся к еврейскому слову цораат, т.е. удар.
Словарь русского языка XI-XII вв. объясняет слово так:
- болезнь, сопровождающаяся поражениями кожи (язва, струпья, короста и пр.); проказа; чума;
- беда, несчастье, зло;
- порча ущерб;
- преступление, злодеяние;
- злоумышление, козни;
- хитрость.
В значении телесной болезни слово употребляется во многих книгах ветхозаветного и новозаветного канонов. Например, в 4 Цар. описывается излечение военачальника Неемана пророком Елисеем. О Неемане книга говорит так: И Нееман князь силы Сирийския бе муж велий пред господином своим и дивен лицем, яко им даде Господь спасение Сирии: и муж бе силен крепостию прокажен (4Цар. 5:1). Об исцелении прокаженного Господом Иисусом Христом свидетельствует апостол и евангелист Лука: И простер руку, коснуся его, рек: Хощу, очистися: и абие проказа отъиде от него (Лк. 5:13).
Книга Левит, посвященная священническому служению потомков Аарона, описывает два вида проказы: туберкулезная форма, называемая черной проказой, и анестетическая форма или белая проказа. Первая, называемая во Второзаконии вредом Египетским (Втор. 28:27), являлась тяжелой и неизлечимой формой заболевания. Чаще всего, без вмешательства Божественной силы, болезнь заканчивалась летальным исходом. Именно такой проказой дьявол поразил многострадального Иова (см. Иов 2:7-8, 12; 7:3; 19:21). Вторая, белая, проказа была менее опасна. Ею и болел Нееман. Священник каждую неделю осматривал больного. Постепенно, при должном уходе, человек исцелялся (см. Лев. 13).
Краста, Струп, Язва
Самыми первыми признаками проказы являлись наросты и новообразования на коже человека. В зависимости от вида в Библии они названы по-разному. Чаще всего употребляются слова краста, струп и язва.
Краста — неполногласная форма современного русского слова короста. Есть два варианта этимологии слова: 1. существительное родственно слову чесати, следовательно, указывает на признаки заболевания (зуд кожи) и является чесоткой; 2. существительное, по примеру слова береста, суффиксальное производное от той же основы (kor-), что и кора, то есть короста буквально «заскорузлая кожа».
Словарь дает такие значения слова:
- короста, болячки на коже; болезнь чесотки;
- струпья, чешуйки.
Церковнославянское краста употребляется только в двух книгах Ветхого Завета: Или горбат, или гноеточив очима, или бельмоочен, или человек, на немже суть красты дивия (грубой, жесткой), или лишаи, или единоятрный (Лев. 21:20); Да поразит тя Господь вредом Египетским в седалищах и крастою дивиею и свербом, яко не мощи тебе исцелитися (Втор. 28:27).
Примечательно, что чесотка — заразное кожное заболевание (акародерматит), вызываемое чесоточным клещом. А греческий эквивалент слова — ἡ ψώρα (зуд). Отсюда современное название другого кожного хронического неинфекционного заболевания — псориаз.
Под струпом принято понимать 1. рану, особенно гнойную язву; 2. корку на заживающей ране; 3. труп.
В Священном Писании данное слово употребляется несколько раз и имеет разные оригиналы. В книге Левит: Сей закон о всякой язве прокажения и вреда… и струпа, и знамения, и блещащагося (Лев. 14:54, 56), в Септуагинте здесь ἡ οὐλή — «рубец», то есть, второе вариант значения слова. В Евангелии от Луки: И приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе его в гостинницу, и прилежа ему (Лк. 10:34), в греческом варианте τό τραῦμα — «рана, увечье», следовательно, налицо первое словарное значение.
В современном понимании язва — гноящаяся либо воспаленная ранка на поверхности кожи или слизистой оболочки.
Однако в церковнославянском языке есть и другие значения этого слова. Язва — 1. общее название тяжелых эпидемических инфекционных заболеваний (особенно чумы), мор; 2. зло, вред.
См. употребления в Священном Писании: Рече же Господь к Моисею: еще едину язву (казнь) Аз наведу на фараона и на Египет (Исх. 11:1); И все разслабление, и всю язву (язву) ненаписанную и всю писаную в книзе закона сего наведет Господь на тя, дондеже потребит тя (Втор. 28:61); Прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы (раны) Господа Иисуса на теле моем ношу (Гал. 6:17).
Огневица: горячка и лихорадка
Еще одним распространенным заболеванием в Священном Писании является огневица. Нетрудно догадаться, что свое название оно получило по главному симптому — повышенной относительно нормального для организма уровня температуры тела.
Как и прочие распространенные заболевания восточного побережья Средиземноморья, огневица описана в книге Второзаконие: Да поразит тя Господь неимением и огневицею, и стужею и жжением, и убийством и ветром тлетворнымъ и бледостию, и поженут тя, дондеже погубят тя (Втор. 28:22)
В Новом же Завете эта болезнь имеет схожее название — огнь. Так, о исцелении тещи апостола Петра от огня пишут евангелисты Матфей, Марк и Лука: И пришед Иисус в дом Петров, виде тещу его лежащу и огнем жегому, и прикоснуся руце ея, и остави ю огнь: и воста и служаше ему (Мф. 8:14-15); Теща же Симонова лежаше огнем жегома: и абие глаголаша Ему о ней. И притупль воздвиже ю, емь за руку ея: и остави ю огнь абие, и служаше им (Мк. 1:30-31); И став над нею, запрети огню, и остави ю: абие же воставши служаше им (Лк. 4:39).
А апостол Иоанн Богослов упоминает это заболевание в свете исцеления Господом сына капернаумского царедворца: Вопрошаше убо от них о часе, в который легчае ему бысть, и реша ему, яко вчера в час седмый остави его огнь (Ин. 4:52).
У церковнославянского слова огневица (или огнь) есть и русские эквиваленты. Например, в диалектах, а также в просторечии существует устаревшая форма горячка — «болезнь, сопровождаемая высокой температурой, жаром». А в профессиональном медицинском языке симптом временной перестройки системы терморегуляции организма человека и целый ряд заболеваний называют лихорадка. Например, тропическая лихорадка, лихорадка денге и др.
Расслабление
Среди множества других физических недугов, о которых говорит Священное Писание Нового Завета, важное место занимает расслабление. В греческом тексте Библии о человеке, страдающем этой страшной болезнью, говорится παραλυτικός, а церковнославянский текст употребляет причастие расслабленный.
Следовательно, расслабление — «1. слабость, немощь, расслабленность; 2. состояние расслабленного, паралич».
В новозаветной истории существует множество примеров исцеления Иисусом Христом полностью или частично парализованных — расслабленных — людей.
Например, исцеление слуги капернаумского сотника: Вшедшу же Ему в Капернаум, приступи к Нему сотник, моля Его и глаголя: Господи, отрок мой лежит в дому разслаблен, люте стражда (Мф. 8:5-6). См. также прощение грехов расслабленного в Назарете: И се, принесоша Ему разслаблена [жилами], на одре лежаща: и видев Иисус веру их, рече разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои (Мф. 9:2).
Следуя заповеди своего Учителя, исцеляли больных этим недугом и апостолы. Так, апостол Петр силой и именем Иисуса Христа исцелил в Лидде человека некоего, именем Енеа, от осми лет лежаща на одре, иже бе разслаблен (Деян. 9:33).
В богослужебном календаре Православной Церкви существует целый праздник, посвященный исцелению Господом паралитика в Иерусалиме, при Овчей купели, именуемой Вифезда (см. Ин. 5:1-15). Это четвертое воскресенье по Пасхе именуется на греческом языке Κυριακή τοῦ Παραλύτου или на церковнославянском — неделя о расслабленном.
***
Священное Писание часто упоминает о болезнях и физических недостатках людей. Это неудивительно, ведь все они являются последствием грехопадения прародителя Адама, через которого грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5:12). Некоторые из них присутствуют у человека с рождения, другие — по разным причинам приобретаются на протяжении жизни. Но хоть первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1Кор. 15:47) Иисус Христос пришел в мир, чтобы исцелить человеческую плоть, исправить прародительское падение, искоренить грех и победить смерть.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил диакон Станислав Сатюков.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»