Одной из ключевых задач Международного валютного фонда (МВФ) является мониторинг экономической и финансовой политики стран-членов и предоставление им обоснованных рекомендаций по экономической политике. Эта деятельность известна как надзор.
Было бы грубым преуменьшением сказать, что МВФ с треском провалил выполнение этой задачи в прошлом году, особенно в Соединённых Штатах, крупнейшей стране — члене МВФ. Несмотря на все предупреждающие знаки Фонду не были тревогу по поводу инфляционных опасностей, которые ожидают США из-за безответственно мягкой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Не впечатлённый этим опытом, МВФ сейчас, похоже, терпит неудачу в противоположном направлении. Он делает это, убеждая центральные банки в необходимости более длительного сохранения высоких процентных ставок. Мол, не обращайте внимания на то, что мировая экономика замедляется, доходность долгосрочных облигаций резко возрастает, а в мировой финансовой системе появляются трещины.
В марте 2021 года администрация Байдена добилась принятия своего Плана спасения Америки на сумму 1,9 трлн долларов для поддержки экономики. В прошлые годы были выделены огромные пакеты помощи, связанные с COVID-19. Новый стимул Байдена подразумевал, что экономика получит совокупную бюджетную поддержку, эквивалентную ошеломляющим 20% ВВП. Бывший министр финансов Ларри Саммерс охарактеризовал эту ситуацию как наименее ответственную налогово-бюджетную политику за последние сорок лет, но МВФ, к сожалению, хранил молчание, чем вызывал критику.
Столь же прискорбно, что в 2021 году МВФ не стал возражать против чрезмерно мягкой денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы, которая способствовала росту инфляции до многолетнего максимума. Это тем более непростительно, учитывая, что Федеральная резервная система позволила широкой денежной массе увеличиться на 40% в 2020 и 2021 годах. В то же время это подпитывало рост цен на активы и пузыри на кредитном рынке внутри страны и за рубежом за счёт агрессивной скупки облигаций.
Вернёмся в сегодняшний день. МВФ поддерживает Федеральную резервную систему в её призыве к более длительному сохранению высоких процентных ставок для снижения инфляции. Это происходит даже несмотря на то, что ФРС повысила процентные ставки на 525 базисных пунктов за короткий промежуток в восемнадцать месяцев, и широкая денежная масса сейчас сокращается беспрецедентными темпами. Дело также в том, что, несмотря на то, что доходность десятилетних казначейских облигаций выросла до 4,75% — самого высокого уровня за последние шестнадцать лет, — признаков ограничения кредитования предостаточно.
Ещё более трудным для понимания является тот факт, что в собственном отчёте МВФ о глобальной финансовой стабильности (GSFR) подчёркивается, что риски для финансовой стабильности остаются повышенными, а риски для глобального роста смещены в сторону снижения. Среди тревожных факторов: снижение способности заёмщиков погашать долги по мере продолжения повышения ставок, проблемы, с которыми сталкивается сектор коммерческой недвижимости в результате низких показателей заполняемости при росте числа дефолтов, ухудшение уязвимости небанковских финансовых учреждений в результате высоких процентных ставок и тот факт, что всё большая доля малых и средних фирм как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком едва имеют достаточно наличных денег для оплаты своих процентных расходов.
Похоже, от внимания МВФ ускользнул тот факт, что недавний резкий скачок доходности казначейских облигаций может повысить шансы на финансовый кризис в следующем году. Это ведёт к подрыву балансовой позиции банков, что спровоцирует потери по их портфелям облигаций. Казалось бы, это последнее, что нужно банкам, когда на них, вероятно, обрушится волна дефолтов, особенно по кредитованию коммерческой недвижимости.
МВФ также забыл, что денежно-кредитная политика действует с большими задержками. Основываясь на прошлом опыте, только сейчас мы должны ожидать полного эффекта от более раннего ужесточения политики ФРС. Это наводит на мысль, что разумным курсом для ФРС и других центральных банков было бы сделать паузу и подождать, чтобы увидеть полный эффект от предыдущих действий. Тем не менее МВФ призывает к продолжению жёсткой денежно-кредитной политики.
Если МВФ снова потерпит неудачу в своей функции надзора за экономической политикой США, это нанесёт серьёзный ущерб его авторитету. В конце концов Соединённые Штаты являются крупнейшей экономикой мира, и неоправданно глубокая экономическая рецессия для восстановления контроля над инфляцией вызовет сейсмические отклики во всей мировой экономике.