Перонисты держатся, но риск потери власти существует
В минувшее воскресенье более 35,8 миллиона аргентинцев были призваны выбрать президента, вице-президента, 130 депутатов, 24 сенатора и 43 представителя парламента.
Из кандидатов в президенты никто не набрал подавляющего большинства голосов (более 50%), но определились два кандидата. Серхио Масса получил 36%, а Хавьер Милей — 30%. Масса представляет нынешнее движение киршнеристов (то есть современных последователей перонизма), тогда как Милей представляет политический постмодерн — смесь либертарианства, анархизма, капитализма и ультраправого спектра.
Что касается избрания депутатов и сенаторов, то голоса распределились следующим образом.
Депутаты парламента:
- 104 — Unión por la Patria (-14)
- 95 — Juntos por el Cambio (-22)
- 39 — La Libertad Avanza (+36)
- 8 —Hacemos por Nuestra Patria (=)
- 7 — Provincias Unidas (=)
- 4 — FIT (Левый фронт рабочих) (=)
Сенаторы:
- 32 — Unión por la Patria (-1)
- 27 — Juntos por el Cambio (-5)
- 8 — La Libertad Avanza (+8)
- 5 — Provincias Unidas (-2)
По результатам видно, что La Libertad Avanza Хавьера Милея набрали вес. Однако они всё ещё в оппозиции и не могут задавать тон игры. Поэтому многое будет зависеть от результатов второго тура.
Угроза развала
Во второй тур прошёл правый либертарианец — ориентированный на США Хавьер Милей, и это является тревожным сигналом. В случае победы он обещал ввести доллар США в качестве национальной валюты, легализовать наркотики и проституцию, отменить все государственные субсидии и систему социальной защиты, упразднить 11 министерств и вывести Аргентину из БРИКС+.
Хавьер Милей во время своего выступления после выборов сказал: «Перед нами преступная организация. Киршнеризм будет использовать всё, что легко доступно в Латинской Америке и международных организациях, чтобы свергнуть нас... Все мы, кто желает свободы, должны помешать развитию социализма в стране. Мы призываем к свободе и защищаем республику, а не призываем к популизму... Мы ненавидим Кубу, ХАМАС, Венесуэлу и все грязные диктатуры, которые ослабляют наш дух человечности. Мы боремся за свободный мир!»
Хотя Милей отвергает причастность к популизму, именно этим он и занимается, смешивая сумасбродные идеи, высказывания ненависти (причём сделал это открыто) и явное лизоблюдство перед США. Это своего рода местный Никола Пашинян, который паразитирует на социальных проблемах, но в результате прихода к власти может разрушить государственность Аргентины.
Второй тур выборов состоится 19 ноября.
Что касается международной поддержки, то с Серхио Масса и киршнеризмом солидаризуются Бразилия (+БРИКС), Колумбия, Чили, Венесуэла, Боливия, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа и Куба. Хавьера Милея поддержали партия Болсонару в Бразилии, фухимористы в Перу, партия Вокс в Испании и правящая партия Парагвая.
Тем временем в Венесуэле
На прошлой неделе Соединённые Штаты частично отменили санкции против правительства Венесуэлы после соглашения, достигнутого накануне с венесуэльской оппозицией. Оно устанавливает дорожную карту для проведения президентских выборов в следующем году.
В заявлении, сделанном Госдепартаментом и Министерством финансов, администрация Байдена сообщила, что предоставит:
- шестимесячную генеральную лицензию, временно разрешающую операции, связанные с нефтегазовым сектором Венесуэлы, и
- генеральную лицензию, разрешающую деятельность государственной золотодобывающей компании Minerven.
Кроме того, администрация Байдена сняла запрет на торговлю некоторыми венесуэльскими суверенными облигациями, а также долговыми обязательствами и акциями, принадлежащими государственной нефтяной компании PDVSA.
Правительство США также заявило, что «готово восстановить санкции, если в какой-либо момент венесуэльский режим не выполнит свои обязательства, и что оно ожидает конкретных действий, предпринятых правительством Мадуро к концу ноября, включая разрешение всем кандидатам от оппозиции баллотироваться на предстоящих выборах, которые решат это сделать, и “начало освобождения” всех венесуэльских политических заключённых и граждан США, задержанных в стране».
Наряду с аргентинскими президентскими выборами в Венесуэле проходят праймериз. Выбирают единого кандидата от оппозиции, который потом поборется против кандидата от правящей партии Николаса Мадуро (сейчас это Единая социалистическая партия Венесуэлы). Победителя праймериз поддержат все политические партии, жаждущие перемен и объединившиеся против нынешнего правительства Венесуэлы.
Это позволило организовать праймериз, которые начались в минувшее воскресенье. Самый популярный кандидат от оппозиции согласно опросам — Мария Корина Мачадо. В своей программе она предлагает заново приватизировать отрасли, национализированные при Чавесе, и восстановить демократические институты. Однако она лишена права занимать государственные должности в течение 15 лет. В подписанном 17 октября Барбадосском соглашении правительства и оппозиции вопрос о дисквалификации кандидатов, которые могли бы составить партии Мадуро конкуренцию на выборах, до сих пор остаётся нерешённым и самым спорным.
Теоретически Мария Корина Мачадо может победить на праймериз и стать тем самым единым кандидатом. Однако зарегистрировать свою кандидатуру в Национальном избирательном совете для участия в президентской гонке может не выйти. И это закрывает ей путь (и заодно всей оппозиции) на выборы 2024 года. Два дисквалифицированных оппозиционных политика — Энрике Каприлес и Фредди Суперлано — из-за этого уже сняли свои кандидатуры. Вполне возможно, что Мария Корина Мачадо, решив идти до конца, рассчитывает на усиление международного давления и помощь извне.
Геополитика выборов
Аргентину, которая наряду с Бразилией долгое время считалась экономическим мотором Латинской Америки, в последние годы трясёт от экономических проблем и внешней зависимости. Хотя Катар и предоставил крупный кредит для спасения экономики страны, этого явно недостаточно. Аргентина и Бразилия находятся под постоянным прицелом сил глобализма. От вектора этих стран во многом зависит общая политическая атмосфера в Южной Америке.
Поскольку влияние США в Эквадоре, где недавно также были выборы, пока ещё сохраняется, вероятно, в Вашингтоне воодушевлены такой ситуацией и переориентировались на поддержку своего кандидата в Аргентине. Следующий месяц в этой стране будет довольно насыщен в плане информационной повестки обоих кандидатов, а Серхио Масса попытается заручиться поддержкой других партий. Вероятно, что Хавьер Милей попытается привлечь электорат маргинального кандидата Борич, которая является троцкисткой и не набрала даже 10%. Тем не менее даже эти голоса могут оказаться решающими.