Обновлено в 12:25
Нефтяники жалуются на слишком высокие налоги, а из-за этого розничные продажи топлива стали убыточными. Российские нефтяные компании считают, что в результате увеличения налогов их доля в каждом проданном литре так высока, что бизнес просто не может выходить в плюс при текущих ценах, пишет газета «Коммерсантъ».
Обсуждение возникло на фоне резкого роста цен на топливо в сентябре и последующих мер правительства, которое с 21 сентября запретило экспорт бензина и дизтоплива. Глава «Татнефти» Наиль Маганов заявил, что в сентябре в структуре розничной цены на Аи-92 налоговая часть превышала 77%. Из-за этого компания получала 10 рублей убытка с каждого литра Аи-92.
При этом некоторые компании заявляют о еще более высокой доле налогов в цене топлива. В «Сургутнефтегазе» заявили, что у них налоговая нагрузка по бензину превышает 103% от розничной цены, а по дизтопливу — 91%. Комментирует независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Общая цена с начала 2023 года выросла более чем на 40%, достигала и 55-60-процентного роста, но потом, согласно мерам правительства, она скорректировалась. При этом цены в рознице увеличились всего лишь на 7-8% в зависимости от вида топлива. Эта разница говорит о том, что доходы, или маржинальность, в рознице на сегодня являются или отрицательными, или близкими к нулю, потому что рынок розницы негласно регулируется через предписания, возможности проверок со стороны ФАС и так далее, поэтому розницу обычно не трогают именно в части индексации. Компании пытаются ее сдерживать, но сдерживать ее можно до поры до времени. Когда сырье, которое поступает в розницу, начинает активно дорожать, розница тоже не может это оставлять в стороне, должна это индексировать. Индексации не происходит, поэтому нефтяники об этом и заявляют. С учетом той стабилизации, которая случилась, все-таки демпфер нам вернули, то есть цены в опте пошли корректироваться вниз, я полагаю, что сейчас идет дискуссия на уровне нефтяных компаний и государственных деятелей в части того, как эти выпадающие доходы, которые планировал Минфин, от сокращения демпфера направить на финансирование бюджета, с отрасли каким-то образом взять. Если не с конечного потребителя в виде индексации цен в рознице, но от самих нефтяных компаний, то есть через повышение НДПИ или других налогов, которые можно придумать. Думаю, идет такого рода дискуссия, и нефтяники пишут соответствующие пояснения законодателю относительно того, почему они считают нецелесообразным дальнейшее поднятие налоговой нагрузки, и пытаются аргументировать, что любое повышение налоговой нагрузки на отрасль все равно тем или иным образом будет сказываться на конечном потребителе, то есть в росте цены розницы. А если ее держать, тогда она становится убыточной, и это уже не будет бизнес, это должна быть иная форма управления и содержания этого актива».
Цены для конечного потребителя в ближайшее время продолжат снижаться, считает эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК» Валерий Андрианов:
Валерий Андрианов эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК» «Сегодня на цены в оптовом и розничном звене влияют решения правительства об ограничении экспорта топлива за рубеж. Это абсолютно правильное решение, поскольку оно позволило остановить тот невероятный рост цен, который мы наблюдали прошедшим летом. При этом цены в рознице пока еще не настолько сильно снизились, как в опте, но мы уже замечаем положительную тенденцию. Это будет способствовать тому, чтобы стабилизировать рынок в средней и среднесрочной перспективе. Однако, чтобы рынок был более стабилен и устойчив в долгосрочной перспективе, надо принимать более основательные решения, которые нацелены не просто на сдерживание цен, а на создание стимулов для нефтепереработки и сбыта, прежде всего это касается ограничения роста налоговой нагрузке, а в идеале ее снижения. В этом контексте правильным выглядит решение об отмене снижения демпфера, поскольку снижение демпферных выплат сделало работу компаний на внутреннем рынке бессмысленной и невыгодной. В дальнейшем надо задуматься о том, чтобы не повышать в целом нагрузку на нефтяные компании. Сегодня 75% от выручки компаний уходит в налоги. Мы прекрасно понимаем, что это не может не транслироваться и на розничный бизнес. Сегодня цены в рознице держатся в ручном режиме решением правительства, но высокая доля налогов приводит к тому, что данный бизнес становится для компаний все менее выгодным».
Изначально в 2023 году власти хотели урезать демпфер, в октябре приняли решение его сохранить, и теперь Минфин и Минэнерго обсуждают, за счет каких источников это финансировать.