Часть 1: ПОДГОТОВКА... К ПАРУСИА
Часть 2: ПОДГОТОВКА... К КРЕСТНЫМ МУКАМ
Часть 3: ПОДГОТОВКА... К ПАСХЕ
В среду вечером (по нашему календарю) Иисус заснул в последний раз на земле. В четверг утром Он проснулся, чтобы никогда уже больше не спать. Четверг накануне Пасхи назывался “первый... день опресночный” (Мф. 26:17; Мк. 14:12; Лк. 22:7), потому что он был днем подготовки к особому празднеству. В этот день “надлежало закалывать пасхального агнца” (Лк. 22:7; Мк. 14:12), которого ели за ужином после захода солнца (по иудейскому календарю — в пятницу).
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПАСХИ
Ученики подошли к Христу с вопросом: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху?” (Мф. 26:17). Иисус послал Петра и Иоанна, чтобы они все приготовили (Лк. 22:8; см. Мк. 14:13), дав им следующие необычные инструкции: “Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды” (Мк. 14:13). Поскольку воду в кувшинах обычно носили женщины, а не мужчины, то этого человека можно было легко заметить. Христос сказал двум ученикам: “Последуйте за ним и скажите хозяину дома того, куда он войдет: «Учитель говорит: ‘Где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?’»” (Мк. 14:13ф 14; см. Мф. 26:18).
Высказывается предположение, что такая таинственность Христу нужна была для того, чтобы Иуда не смог открыть синедриону Его местонахождение до наступления темноты. Иначе многие ключевые события — установление Господней вечери, “великое прощальное слово” (Ин. 14—16), Господня молитва (Ин. 17) и то, что произошло в Гефсиманском саду, — не состоялись бы. Была то заблаговременная подготовка Иисусом всей цепочки событий (включая мужчину с кувшином) или божественное предвидение, нам не говорится.
Иисус сказал Петру и Иоанну, что хозяин дома покажет им “горницу большую” (Мк. 14:15). Согласно невдохновенному преданию, это была та самая “горница”, в которой позже пребывали апостолы перед Пятидесятницей (Деян. 1:12, 13). Некоторые строят догадки, что дом тот был собственностью матери Иоанна Марка (Деян. 12:12). Дом, очевидно, принадлежал одному из учеников Господа (см. Мф. 26:18), и это единственная информация, которую дает нам текст.
Двум апостолам было обещано, что они увидят комнату “устланную, готовую” (Мк. 14:15). Комната будет убрана, стол поставлен, на пол положены подушки, и все будет приготовлено для омовения ног участников вечери (см. Ин. 13:3-5). Может быть даже, уже будет проведен церемониальный поиск “квасного” (см. Исх. 12:15).
Петр и Иоанн “нашли, как [Он] сказал им”, и начали готовиться к вечере (Мк. 14:16). А приготовить нужно было много: если ягненка еще не заготовили, то его надо было купить — ягненка без порока (Исх. 12:5). Ягненка нужно было принести в храм для ритуального заклания. Там ученики заколют его, священник соберет спущенную кровь и выльет ее на жертвенник. От туши отрежут определенные части, чтобы сжечь на жертвеннике (см. Лев. 12:8), а остальное вернут хозяевам. Потом его нужно испечь (Исх. 12:8). Необходимо будет проследить, чтобы во время приготовления и на самой вечере не сломалась ни одна его косточка (Исх. 12:46; Чис. 9:12). Для пасхального ужина требовалось приобрести и приготовить и другие вещи:
• Пресный хлеб (Исх. 12:8, 18-20; 13:6, 7; 34:18, 25; Лев. 23:6; Чис. 9:11; 28:17), “хлебы бедствия” (Втор. 16:3, 8).
• Вино (см. Мф. 26:27, 29). В дни Иисуса для церемонии требовались четыре чаши вина, которые традиционно символизировали четыре обетования из Исх. 6:6, 7.
• Горькие травы (Исх. 12:8; Чис. 9:11), которые символизировали горечь египетского рабства.
• Густой соус из мелко нарубленных фруктов и орехов, приправленных уксусом или вином, символизировавший глину, из которой Израиль делал кирпичи в Египте.
ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ
Незадолго до захода солнца Иисус “приходит с двенадцатью” (Мк. 14:17) в приготовленное место. Раввины учили, что каждого ягненка должны есть не меньше десяти и не больше двадцати человек. (Это учение мы находим в Вавилонском Талмуде. Песахим 646). В горнице тринадцать человек должны были разделить между собой запеченного ягненка, порезанного на мелкие кусочки, чтобы можно было есть руками.
Иисус возлег возле низкого стола с пасхальной едой (Мф. 26:20; Мк. 14:18; Лк. 22:14). Иоанн справа (Ин. 13:23), Иуда, по-видимому, слева, остальные ученики — в разных местах вокруг стола. Его глаза осветились любовью (см. Ин. 13:1, 34), когда Он сказал: “Очень желал Я есть с вами эту пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царстве Божьем” (Лк. 22:15, 16). Несмотря на то, что Сам Иисус сказал, что Он с учениками ест пасху (см. также Мф. 26:18; Мк. 14:14; Лк. 22:11), некоторые утверждают, что этот ужин был не пасхальным, а предпасхальным. В доказательство они приводят Ин. 13:1, где, по их словам, указано время вечери. Однако если рассмотреть все относящиеся к этому событию стихи, получается, что в Ин. 13:1 говорится об отрезке времени непосредственно перед Пасхой, а уже начиная со стиха 2, говорится о самой пасхальной трапезе.
Что Христос имел в виду, когда сказал, что Пасха “совершится в Царстве Божьем”? Мы обычно думаем о Пасхе как о жертве Иисуса, что так и есть (1 Кор. 5:7; см. Ин. 1:29, 36; 1 Пет. 1:18, 19; Евр. 9:14; Отк. 5:6, 12). И тут вдруг Господь добавляет, что пасха “совершится в Царстве”. Для иудеев Пасха была не только воспоминанием о прошлом избавлении, но и гарантией будущего избавления. Христос строил Свою мысль на этом понятии, указывая, что избавление придет в царстве Мессии.
Царство — это церковь (Мф. 16:18, 19), люди, спасенные кровью Христа (Еф. 1:22, 23; 2:16; 5:23, 25). Если иудейская Пасха была воспоминанием об избавлении Израиля от Египта, то жертвой нашего Пасхального агнца Бог “избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего” (Кол. 1:13). Пасха полностью совершилась в царстве Бога, в церкви.
Иисус сказал, что снова будет есть пасху лишь после того, как она совершится в царстве. Слово “есть” употреблено здесь фигурально и означает “принимать участие”, “участвовать”. В представлении иудеев приход Мессии и Его царства будет отмечен пиром (Ис. 25:6-8; см. Лк. 13:29; 22:30). Но поскольку царство не материальное (Ин. 18:36), то и пир тоже не материальный. Полное осуществление надежд на участие в трапезе Мессии произойдет на небесах (Отк. 19:7-9); но даже в этой жизни мы, члены царства/церкви, участвуем в духовной трапезе. И Христос незримо присутствует на нашем пире духовных благословений (Еф. 1:3; Отк. 3:20; Мф. 18:20).
В самом начале вечери Иисус взял чашу вина, возблагодарил и сказал двенадцати: “Примите ее и разделите между собой” (Лк. 22:17). Это не та чаша, которую Он взял, учреждая Господню вечерю; та чаша появится в конце ужина (см. Лк. 22:20). Это была первая из нескольких чаш, которые выпивали во время пасхальной церемонии. Затем Христос повторил мысль, высказанную ранее: “Не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царство Божие” (Лк. 22:18). Царство/церковь пришло в первую Пятидесятницу после смерти, погребения и воскресения Христа. Как уже отмечалось, слова Господа в целом относятся к Его участию в нашем духовном пире. Но они относятся и конкретно к нашему участию в Господней вечере.
НАРУШЕНИЕ ХОДА ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ
Трапеза началась в атмосфере мира и любви, но вскоре ее нарушил вновь возникший старый спор о том, кто из учеников важнее (ст. 24; см. Мк. 9:34; Лк. 9:46). Может быть, спор возник после упоминания царства. Не исключено, что он вспыхнул из-за распределения мест вокруг стола. Какой бы ни была причина, инфантильность, эгоизм учеников и неуместность этой стычки наверняка задели Иисуса. И снова очень терпеливо Он напомнил Своим последователям, что важность в Его царстве будет определяться служением, а не положением (Лк. 22:25-27; см. Мф. 18:1-5; 20:25-28; 23:10-12).
Он заверил их, что всегда будет помнить их преданность Ему. Они будут вознаграждены за то, что оставались с Ним в Его “напастях” (Лк. 22:28). Они станут важнейшей частью Его царства/церкви (ст. 29; см. 1 Кор. 12:28) и по-прежнему будут иметь тесную личную связь с Ним (Лк. 22:30). Они даже будут царствовать с Ним (ст. 30).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иисус не просто велел Своим ученикам служить; Он продемонстрировал смиренное служение, омыв им ноги (Ин. 13:2-20). Однажды Господь вернется, и это может случиться сегодня (Мф. 24:36, 42-44).