На прошлой неделе с разницей буквально в пару дней пришли две пациентки с похожими историями.
Первая Н. из Волгоградской области- лечилась в небольшом населенном пункте.
Вторая Р. из Санкт-Петербурга.
Истории их имеют много общего, хотя и происходили в разных частях нашей необъятной.
Низкая доступность медицинской помощи с одной стороны и наличие высокотехнологичных средств с другой. Тем не менее это не помешало произойти нижеследующим событиям.
Пациентка Н., как и пациентка Р., проснувшись утром, испытали сильнейший приступ головокружения, который буквально сбивал с ног.
Обе пациентки измерили давление - показатели разнились незначительно: 160-170/80-90. Таких высоких цифр давления раньше не было ни у первой, ни у второй. Испуганные подъемом давления, сохраняющимся головокружением, они начали действовать. Пациентка Н., не имела возможности обратиться к неврологу, потому что проживала в отдаленном от благ цивилизации месте. Вызвав родственника с машиной, направилась в районный центр, чтобы попасть на прием к терапевту, а если повезёт, то и к неврологу. Петербурженка вызвала скорую помощь, которая доставила ее в больницу.
Пациентку Н. проконсультировал терапевт, который, заподозрив неладное, позвал к себе в кабинет невролога для совместного осмотра. Выраженное головокружение было расценено как проявление инсульта. Для перестраховки пациентку направили в ЦРБ, там же выполнили КТ головного мозга. Несмотря на отсутствие признаков ОНМК по результатам обследования, оставили на лечение в отделении. Опять же, для перестраховки.
Пациентку Р. в приемном покое осмотрел невролог, направил на КТ, по результатам которой визуализирован очаг. Как написали в заключении КТ- вероятно, ишемический инсульт. В плане диагностики жительнице северной столицы повезло больше- ей была выполнена ещё и МРТ головного мозга. Хотя очаг, подозрительный на нарушение мозгового кровообращения, зафиксированный ранее на КТ, не выявили, пациентке все равно рекомендовали остаться под наблюдением. Как-то между прочим врач добавил, что раз очаг не выявили на МРТ, значит, он небольшой и серьезной опасности не представляет. Ну раз так, то пациентка написала отказ от госпитализации и направилась на прием к неврологу в частную клинику, расположенную недалеко от дома.
Разными путями, но в одном направлении пришли к диагнозу Инсульт. У пациенток он не вызывал сомнения. Сильнейшее головокружение- это раз. Что-то не то в результатах КТ- это два. Да и со слов врача всё указывало именно на такой диагноз.
Обеих лечили активно- капельницы и внутримышечные инъекции (всевозможные препараты- Цитофлавин, Мексидол, Актовегин и Церебролизин), таблетки- статины, антиагреганты. Всё в классических традициях.
Пробыв в стационаре положенный срок, пациентка Н. выписалась домой для продолжения лечения.
К слову сказать, полного восстановления не произошло. Время от времени возникали приступы головокружения, но уже меньшей выраженности.
Такое снижение интенсивности жалоб приписали проводимому лечению-не зря же ставили капельницы, кололи в мышцу и таблетки пили. Медленно, но верно они восстанавливались.
Обеим рекомендовали продолжить лечение (после уколов и капельниц пить те же препараты в таблетках) и 2 раза в год повторять курс назначений.
Примерно через месяц-другой жалобы сошли на нет. Пациентки полностью вернулись к прежней жизни до инсульта. Лечение помогло.
Ещё через несколько месяцев случилось непредвиденное- жалобы повторились, что, безусловно, совершенно выбило из колеи обеих женщин. Первым делом, вспомнив о прежних назначениях, они кинулись к знакомым схемам лечения.
Для перестраховки и с вопросом (как можно усилить лечение?) жительница Санкт-Петербурга обратилась к неврологу. Терапия была дополнена Церетоном, витаминами группы В и Бетагистином.
Жительница области никуда не поехала, а, посоветовавшись со своими знакомыми, самостоятельно добавила к лечению Кавинтон. Понемногу приступы головокружения стали уменьшаться.
Хотя пару раз, даже несмотря на такие меры, и у одной, и у другой приступы головокружения всё-таки возникали.
С тех пор прошло около года.
И вот, после очередного курса лечения, пациентка Р. была снова сбита с ног мощнейшим головокружением- вращалось всё, как не вращалось в прошлые обострения.
"Теперь точно инсульт. Наверное, большой по размеру"- подумала она. "После такого уже не восстановиться, головокружение останется навсегда"- мелькало в голове.
Подумав, что в больнице уже не помогут, как не помогли в прошлых случаях (ведь головокружение повторялось снова и снова), она направилась к... Кому бы подумали? К остеопату! С подозрением на инсульт!!!
Остеопат оказался не робкого десятка и взялся лечить пациенту своими методами. Лечение проходило с переменным успехом- головокружения, как и раньше, повторялись- то больше, то меньше. Но всё-таки наблюдалась постепенная положительная динамика.
После очередного курса лечения пациента Н.приехала к родственникам в Волгоград, которые, узнав о ее истории, уговорили прийти на прием.
Примерно в этот же период мы встретились с пациенткой Р.
Достаточно похожие истории. И знаете, что самое важное, что объединяет их в одну?
У них никогда не было инсульта.
Предыдущие годы лечения были посвящены отсутствующему диагнозу. За это время потрачено огромное количество финансовых средств и моральных сил. Ограничительное поведение, постоянные мысли о повторном инсульте отравляли существование и снижали качество жизни.
Наверное, постоянные читатели уже могли догадаться о каком заболевании на самом деле шла речь.
Если нет, то расскажу подробнее.
Действительно, в жалобах пациенток фигурировали фразы о непрекращающемся головокружении, которое сохранялось по несколько дней. Только спустя определенный срок интенсивность вращения начинала снижаться и жалобы временно прекращались. По факту, при более пристальном расспросе, можно было установить, что приступ выраженного головокружения длился буквально 30 сек в момент вставания с кровати, при перевороте и наклоне. Всё остальное время сохранялось некоторое последействие от приступа. Оно выражалось в виде лёгкого недомогания, слабости и ожидания возобновления жалоб. При проведении простейшей пробы Дикса- Халпайка обе пациентки испытывали типичное для ДППГ головокружение. И оно, действительно, довольно быстро проходило.
Учитывая отсутствие изменений на МРТ (к тому времени у обеих уже были свежие снимки), положительный результат пробы Дикса-Халпайка, принято решение о постановке диагноза ДППГ. Кстати, результаты УЗИ сосудов шеи тоже были весьма безобидны.
Если будет интересно, как можно оценить поражение вестибулярного аппарата (патология заднего полукружного канала), то здесь про пробу Дикса-Халпайка.
Теперь, собственно, о том, о чем вся эта история.
За простыми ожидаемыми диагнозами могут скрываться более редкие (хотя это не так- ДППГ частая патология).
Другой разговор, что ДППГ редко ставят, мало обращают на него внимания. Это приводит к следованию по ложному пути лечения.
Безусловно, перестраховываться нужно, потому что инсульт- диагноз тяжёлый, крайне опасный и его нужно исключать в первую очередь.
Потому не то плохо, что врачи перестраховались при сомнительным данных, а то, что в дальнейшем никто уже не занимался вопросом диагностики, не подвергал сомнению ранее выставленный диагноз. Механизм завертелся- штамп ОНМК поставили, а дальше всё по стандартному сценарию.
А знаете, сколько подобных историй встречается? Очень много! Если не каждый день, то уж несколько в неделю точно.
Конечно, не все они проходят под маской инсульта. Чаще фигурируют такие диагнозы, как ДЭП, ХИГМ (дисциркуляторная энцефалопатия, хроническая ишемия головного мозга). Такое видим через одного.
Не говорю уж про "ВСД, вегето- сосудистую дистонию". В общем, было бы желание - в большинстве случаев разобраться можно уже на первом приеме. Иногда нужны обследования, но часто они нужны как раз для уточнения или перестраховки.
Посмотрите, какие комментарии оставляют подписчики.
Или вот такой
Как сейчас помню случай из детства- воспоминания клочками, но ощущение запомнились. Тем летом жил у бабушки. Просыпаюсь от того, что меня зовёт. Захожу к ней, а она бледная и встать с кровати не может. Пытается подняться, но ее сразу начинает тошнить, руками за кровать хватается, чтобы было полегче сохранить равновесие в приступе. И она испугалась, и я сильно разволновался. Было начало 90х, домашним телефоном к тому времени не обзавелись, поэтому побежал к соседке вызывать скорую. Соседка звонила, а я весь трясся от страха и прислушивался, что она говорит. Тогда-то и услышал про инсульт. Что было дальше затуманено- то ли от давности, то ли от волнения. Но точно помню, что на следующий день состояние стало значительно лучше, а потом и вовсе подобные приступы не повторялись. И что это было? Инсульт? Конечно, нет. Уже сейчас, столько лет спустя, могу предположить, что это было доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение. Те воспоминания прекрасно ложатся на сегодняшние знания. Столько пациентов с ДППГ видел- не счесть. Но тогда ни КТ, ни МРТ не было- приходилось ставить диагнозы, используя только понимание принципов неврологии. Сейчас простор для подкрепления их результатами обследований- и КТ, и МРТ, и видеонистагмография есть. А все равно ставят подобные диагнозы редко.
Буду надеяться, что и эта статья станет каплей, точащей камень, на котором сидят ДЭП и ХИГМ.
Поддержите публикацию, чтобы она стала доступна большему количеству читателей- возможно, кому-то она будет полезной. Предлагаю поставить 👍🏻 и подписаться на канал.
Здесь будет разбор не только сложных вопросов по тематике "Головокружение", но и другие вопросы неврологии и смежных областей.
Спасибо за внимание.
Будьте здоровы!