Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Кавалеры в красном

Есть одна картина, которая мне очень нравится. Надеюсь, понравится и вам! Причём у неё довольно сложная история. В 1770-х был сделан рисунок. Он хранился в семье герцогов Орлеанских и был, соответственно, мало известен, как многие произведения искусства из частных коллекций. А вот в 1839, была сделана копия маслом. И вот картина-то и стала достаточно популярной. А оригинал... О нём как-то и не вспоминали.

А в 2015 было мне счастье. Просматривая очередной каталог аукционного дома "Сотбис" я, наконец, увидела и оригинал, который всё-таки выставили на продажу полторы сотни лет спустя. Знакомьтесь!

Близкий круг uерцога Орлеанского - того из них, чьего сына, следующего герцога, будут во времена Великой Французской революции называть гражданином Филиппом Эгалите. Однако до этого ещё далеко. Так что кавалеры мирно любуются садами Сен-Клу, дворца герцогов Орлеанских.

"Приближённые герцога Орлеанского в придворных костюмах Сен-Клу", Кармонтель, 1770-е. (с) christies.com
"Приближённые герцога Орлеанского в придворных костюмах Сен-Клу", Кармонтель, 1770-е. (с) christies.com

"Все они красавцы, все они таланты, все они поэты". Вернее, все они военные, политики, словом, весьма солидные господа. А тут они просто наслаждаются видами, а барон де Туремпре даже играет со своим пёсиком.

Какая дивная композиция, а? Заметим, это ведь ещё довольно галантный XVIII век, так что художник, расположив персонажей подобным образом, можно сказать, опередил время. А нам с вами дал важную возможность, которую не предоставляют обычные портреты, а именно - взглянуть, как выглядят костюмы со спины.

Господа очень элегантны и одеты совершенно одинаково - это, можно сказать, гражданский мундир. Красные кафтаны с очень лаконичной золотой отделкой, чёрные штаны-кюлоты, чёрные чулки и чёрные туфли. Вот только, скажу честно, не знаю, какие у них при этом были камзолы - чёрные или красные... Возможны варианты.

"Приближённые герцога Орлеанского в придворных костюмах Сен-Клу", Феликс-Эмманюэль-Анри Филиппото, 1839. (сс) Wikimedia Commons
"Приближённые герцога Орлеанского в придворных костюмах Сен-Клу", Феликс-Эмманюэль-Анри Филиппото, 1839. (сс) Wikimedia Commons

Белые напудренные парики с буклями на висках - одна из самых популярных мужских укладок XVIII века, (именно её, кстати, мы обычно и видим в фильмах, хотя в реальности разнообразие было довольно большим). Хвосты сзади перехвачены бантом, и... упрятанные в чёрные же шёлковые мешочки. Тоже очень популярный приём - в результате напудренный хвост или косица не елозил по спине, пачкая её белой пудрой.

А на чёрных шляпах узкий золотой галун, как и на кафтанах. Словом, продуманный, лаконичный и практичный - по меркам той эпохи - ансамбль,

"Приближённые герцога Орлеанского в придворных костюмах Сен-Клу", Кармонтель, 1770-е. (с) christies.com. Деталь.
"Приближённые герцога Орлеанского в придворных костюмах Сен-Клу", Кармонтель, 1770-е. (с) christies.com. Деталь.

Похожий мы видим на рисунке всё того же художника, которой долго работал на дом Орлеанских - не только создавая бесконечные портреты, а и оформляя празднества. И тут красный камзол... B кюлоты красные, и чулки белые. Возможно, это более парадный вариант костюма. Но у шевалье в придворной иерархии был и чин повыше, чем у других, так что, возможно, костюм отражает именно это.

Шевалье де Ластик, Кармонтель, 1769. (с) из коллекции Музея Конде
Шевалье де Ластик, Кармонтель, 1769. (с) из коллекции Музея Конде

Ну а это ещё более изысканный вариант - на сыне герцога Орлеанского, тогда герцоге Шартрским. Красный кафтан, синие камзол и кюлоты. По-королевски синие! А на груди красуется Орден Святого духа.

Эх, не знает молодой человек, что сложит в своё время голову на гильотине, зато его сын побудет королём Франции уже в следующем веке, Луи-Филиппом I...

Барон де Гримм, которого тоже как-то запечатлел Кармонтель, говорил, что художник удивительно умел передать атмосферу и характер человека. И в среднем на такой вот портрет (сангина, гуашь, акварель) у него уходило часа два.

Луи Филипп (II) Жозеф, герцога Шартрский, Кармонтель, 1770-е. (с) christies.com
Луи Филипп (II) Жозеф, герцога Шартрский, Кармонтель, 1770-е. (с) christies.com

На тот портрет, с которого мы начали, самый мой любимый из этой серии!

PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)