Фасады в духе романтизма, печь по эскизу Врубеля, тихие переулки — отправляемся на прогулку в исторический район Семенцы.
Когда я приехал сюда впервые, то пытался сравнить, на что похоже это место. Потом бросил, потому что у каждого исторического района Петербурга свое лицо. Неповторимое. Это как человеческие черты. У миллионов людей одинаковый цвет волос и глаз, форма носа или ушей, но в целом уникальный образ. В чем-то мы все равно отличаемся. Даже близнецы)
Так и Семенцы не похожи ни на Петроградскую, ни на Литейный, ни на Васильевский остров. Местами сходства есть, но только местами.
Отправился я сюда в поисках моего любимого модерна. За основу маршрута и возможность увидеть скрытые в парадных артефакты благодарность архитектурному обозревателю Федору Грибкову.
Как добраться
Семенцы ограничены Московским и Загородным проспектами, а также набережной Обводного и Введенским каналом. По форме участок напоминает трапецию.
Ближе всего — от станции метро Технологический институт. Поворачиваем налево, через 130 метров доходим до перекрестка с Клинским проспектом, это и будет начало маршрута.
Для ориентира — шестиэтажная высотка с башней и звездой на противоположной стороне Московского проспекта.
Прямо напротив нее начинается наш путь, по аллее Клинского проспекта.
Немного истории
Своим названием район обязан Семеновскому полку, казармы и плац которого находились в этих местах еще с середины XVIII века. В районе бывшего плаца 100 лет спустя появился Витебский вокзал, а слободу начали застраивать гражданским жильем.
Во второй половине XIX века это было достаточно глухое место, поэтому доходные дома здесь менее блистательные, чем в центре города. Типовая «классика», затем эклектика, наконец, в начале XX века модерн. Шедевров здесь немного, но тем они ценнее.
Дом Брафмана
Первый дом на нашем пути — эклектика 1898 года рождения по проекту архитектора Курзанова. Выдающийся во всех смыслах эркер и башенка с флюгером:
До революции здесь находилась контора кондитерской компании «Блигкен и Робинсон». Один из своих магазинов содержал в этом доме Алексей Гаврилович Козин, отец эстрадного певца и композитора Вадима Козина. А еще на четвертом этаже была конспиративная квартира Татьяны Словатинской, где в 1906 году скрывалась Екатерина Лоорберг, будущая жена Михаила Калинина.
Заводоуправление табачной фабрики
Сразу следом — снова эклектика, по проекту архитектора Самсонова. Место бывшего доходного дома в 1880 году заняло под административный корпус товарищество «Шапошников и Ко», в советские годы фабрика имени Клары Цеткин, после 1992 «Нево Табак» (производство находилось прямо за ним во дворах). Сейчас там центр бытовых услуг.
Дальше сворачиваем в Батайский переулок, где нас интересуют дома №10 и 12.
Доходный дом Нилаевых
Вот и первый модерн. Семья лесопромышленников Нилаевых из старообрядцев заказала в начале XX века постройку доходного дома. Автор проекта — один из мэтров этого стиля Демьян Фомичев.
Огромный корпус на стыке Батайского и Дойникова переулков:
Фасад со стороны Батайского переулка:
Почему двойной адрес? Секрет в том, что на самом деле это два дома. Более того, они построены с разницей в 60 лет. Да, друзья, так бывает.
Обратите внимание на водосточную трубу справа. Здесь проходит граница. Если присмотреться к карнизу, будет виден стык. Сделано настолько мастерски, что ни за что не догадаешься!
Левая часть — полностью идентичное продолжение, построенное в 60-е годы XX века. Это оно заворачивает в Дойников переулок. В справочниках значится как «дом работников телефонной станции» под №10. А №12 — историческая часть.
Если зайти во двор, с обратной стороны будет видна разница:
Изюминка двора — арт-декор на фасадах.
«Барышня с кавалером»:
И «конюшня Семеновского полка»:
Но вернемся к дому Нилаевых. И не просто вернемся, а зайдем в парадную. Вот что внутри:
Синяя краска — новодел, при этом в целом сохранность отличная.
Дальше выходим на улицу Бронницкую, где нас встречает дом №26 по проекту Мариана Лялевича, создавшего в Петербурге немало шедевров модерна (например, доходный дом Перцова на Лиговском и «дом моделей» на Невском проспекте).
Однако это не модерн. К 1913 году, когда был построен этот дом, архитектор увлекся неоклассикой с чертами ренессанса. Именно так определяют стиль специалисты:
Из верхнего окна-люкарны открывается замечательный вид на Дойников переулок:
От дома Лялевича идем до перекрестка с Клинским проспектом, где остановимся, чтобы полюбоваться сразу на два дома.
Дома Захаровых
Оба дома принадлежали семье Захаровых, владельцам кирпичных заводов. Автор проекта — Алексей Александрович Захаров из этого же семейства, архитектор, успевший построить в Петербурге не так много домов, зато каких.
Конкретно здесь он был автором проекта надстройки к уже существующему зданию 1867 года.
Справа — также эклектика, и снова Алексей Александрович был автором надстройки. Еще до него руку здесь приложил другой известный мастер Павел Мульханов.
Фасад со стороны Бронницкой:
Угловой эркер:
Чем-то напоминает дом Тупикова на углу Литейного и Пестеля, только скромнее:
Но самый известный и потрясающий — следующий дом. Он стоит на углу Клинского проспекта и Серпуховской улицы. Здесь Захаров был уже полноценным автором, делал проект «с нуля».
На мой взгляд, один из лучших шедевров модерна в Петербурге. Только ради него стоит приехать в Семенцы.
1913 год, в духе финского национального романтизма:
Фасад со стороны Клинского:
Со стороны Серпуховской улицы:
Портал в парадную:
Бывший вход в магазин на углу:
И это еще не все.
В парадной нас ждет печь с керамикой по эскизу Михаила Врубеля:
Глазурованные вставки на стенах:
Всего несколько лет назад печь была в плачевном состоянии, спасибо волонтерам, которые ее отдраили.
Лестничные ограждения:
Модерн не только снаружи, но и внутри. В доме Захаровых полное единство стиля.
Дальше идем по Серпуховской улице, где нас ждет дом Общества гражданских инженеров.
Здание СПбГАСУ
Профиль остался тот же, сейчас там Архитектурно-строительный университет.
Доходный дом Васильевой
По Серпуховской выйдем на Загородный проспект, и дальше до улицы Подольской, где на углу стоит модерн 1907 года рождения от Александра Клейна в содружестве с Львом Ильиным. Проект назывался «Зеленый круг». Даже при аховом состоянии фасада, видно его достоинство:
До этого здесь было приметное деревянное здание с кондитерской на первом этаже:
Фасад со стороны Подольской:
На следующем углу, Загородного проспекта и Верейской улицы, видим доходный дом Михайловых — эклектика 1902 года.
Доходный дом Балаева
Пожалуй, самый замечательный дом на Верейской — №11, построенный по проекту архитектора Баниге в 1914 году.
Ключевой элемент — эркер в центре со скульптурой, вазоном и картушем со второго по четвертый этаж.
С Верейской идем на Можайскую улицу, перед этим заглянув во двор дома №24. Сам дом особого внимания не стоит, а вот «виноградная» композиция — да.
Доходные дома Белова и Климова
Я не зря объединил рассказ про эти два дома. Не только потому, что они стоят рядом, но также и для сравнения стилей.
Дом Белова — модерн. 1907 год, архитектор Людвиг Шретер.
«Текучий» растительный орнамент на уровне третьего этажа, каменные порталы над входом в парадную и во двор, асимметрия фасада наверху.
Собственный доходный дом архитектора Климова — эклектика, четверть века ранее. Наоборот, четкая симметрия фасада и более богатый декор:
Современная архитектура Семенцов
В Семенцах почти нет современной застройки. А та, что есть, в духе исторического облика района. Порой только по окнам понимаешь, что это новодел. Яркий пример — кирпично-монолитный дом по российско-шведскому проекту 2003 года на углу Можайской и Клинского проспекта. Весьма неплохо:
Рядом с ним — снова модерн.
Доходный дом Максимовой
На углу Клинского проспекта и Рузовской улицы — доминанта этого участка, дом 1910 года по проекту Александра Барановского.
Фасад отреставрирован, а в парадных сохранилось множество витражей.
Следом по Рузовской улице — неоклассика с элементами модерна.
Доходный дом Гиршовича
Автор проекта знаменитого дома Бака на Кирочной построил в Семенцах доходный дом для себя. На фото выше видно, что он закрыт сеткой (слева от дома Максимовой) — идет ремонт. Поэтому покажу раннее фото:
Цвет фасада будет, скорее всего, иным.
Витраж в парадной:
А в соседнем доме №21 красота еще круче)
Дом Петрова
Снаружи ничего интересного, рядовой проект рубежа XIX-XX веков. Интересное — внутри. В доме сейчас находится бизнес-центр. Среди постояльцев — коливинг Триглинки, благодаря которому восстановлены интерьеры парадной.
С Рузовской сворачиваем на Малодетскосельский проспект. Аллея здесь хороша:
Клены будто тянут руки навстречу друг другу:
По пути — еще один интересный дом:
Выходим на Московский проспект, приближаясь к исходной точке путешествия.
С правой стороны — сад «Олимпия».
Сад «Олимпия»
Ограда здесь замечательная:
Раньше на этом месте были Клинский рынок и кинотеатр «Олимпия», по имени которого и назван сад. В блокаду рынок и кинотеатр сгорели после бомбардировки. А в 1947 году сделали сад.
Жаль только, что в 2000-е сюда впихнули торговый центр и гостиницу.
Участок рядом с Клинским проспектом:
Ну а чтобы завершить прогулку на хорошей ноте, покажу еще один шедевр, о котором я чуть не забыл. Доходный дом архитектора Каценеленбогена, по его же проекту на Можайской, 18. Попробуйте определить, какой это стиль:
P.S. Вот так, сделав круг, мы прошлись по знаковым местам района Семенцы. До встречи и хороших вам прогулок!
P.P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.