День вчера выдался золотой, грех сидеть дома, поэтому отправляюсь на прогулку по любимой Петроградской стороне. Каждый раз меня ждут там неожиданные открытия, и традиция эта продолжилась.
Начинаю с перекрестка Куйбышева и Троицкой площади, где соединены жилой дом и институт Ленпроекта.
Пожалуй, самый величественный шедевр сталинской неоклассики в Петербурге.
Особенно меня поражают два «этажа» колонн, да еще разных ордеров вверху и внизу:
Аллея вдоль главного фасада:
Через сквер иду к Троицкой часовне:
Впервые захожу внутрь, а там фаянсовый иконостас:
Дальше — в Александровский парк.
Александровский парк
Первым меня встречает еще один чудесный храм, Христа Целителя при Ортопедическом институте Вредена (ныне здесь филиал Университета правосудия).
На фасаде — майолика Богоматери по эскизу Петрова-Водкина:
Никогда не обращал на нее внимание, а тут...
Нашел информацию, что Кузьма Сергеевич также расписывал храм внутри, но там все его работы уничтожены в 20-е годы XX века, а вот майолика на фасаде уцелела. Напомню, что в отличие от фресок, это изображение на керамической плитке — редчайшая для иконы техника.
Александровский парк чудесен в любое время года. Здесь вам и исторические артефакты, например, грот с обзорной площадкой наверху (внутри кофейня):
И природа во всех красках:
Куда в Петербурге без воды. Кронверкский канал:
Хранитель города Апостол Петр:
Аллея рядом:
Дальше выхожу на Кронверкский проспект, солнце слепит:
Здороваюсь с домами как со старыми знакомыми.
Собственный доходный дом архитектора Густава фон Голи на углу с улицей Лизы Чайкиной:
На углу со Съезжинской улицей — собственный доходный дом Павла Мульханова, самого плодовитого мастера модерна. Снова любуюсь его «плавучими» эркерами:
На углу с Татарским переулком дом Поспелова справа и дом Дальберга и Кохендерфера слева.
Что-то особенное в этом участке Кронверкского проспекта, раз маститые архитекторы строили тут себе доходные дома. Знали толк)
А вот обратная перспектива, из переулка на проспект:
Буквально в 20 метрах, рядом с Британской школой — кофейня:
В интерьере и меню ничего особенного, а вот место классное.
Возвращаюсь на проспект, где приветствую дом Кенига с чумным доктором (в солнечную погоду он совсем не страшен):
И дом Ивана Ефимовича Ритинга в самом конце:
Это конец не прогулки, а Кронверкского проспекта, самое интересное только начинается)
Иду на Мытнинскую набережную, откуда прекрасный вид на Петропавловскую крепость:
Около набережной пришвартован корабль-ресторан «Летучий голландец» — копия парусника «Амстердам» 1748 года:
На том берегу — стрелка Васильевского острова:
Дальше, огибая близлежащие дома, выхожу на проспект Добролюбова, где в парадной дома №9 приоткрыта дверь. Такой шанс нельзя упускать) Несколько раз у меня были подобные «случайности», и никогда они не подводили в плане приятных сюрпризов.
Внутри — «кофейная» печь:
По сравнению с прочими произведениями, сохранность отличная.
Позже разузнал, что это рижский завод, аналогов ей в Петербурге больше нет. Сам дом — собственный доходный архитектора Михаила Кондратьева. В фасаде ничего примечательного:
А печь, конечно, изумительная.
Через двор выхожу в Провиантский переулок, а там рукой подать до Блохина.
Доходный дом, больше похожий на семейный особняк, на Блохина, 11:
Орест Порфирьевич Кмита, морской инженер и староста Князь-Владимирского собора, действительно построил его для семьи + несколько квартир под сдачу.
Следом меня ждал еще один сюрприз.
Почти закончена реставрация дома Асташева на углу Зверинской и Любанского переулка:
И буквально намедни на фасады вернули знаменитых драконов-флагодержателей:
Мастера отреставрировали двух сохранившихся драконов и воссоздали еще двух, ранее утраченных из-за коррозии.
На citywalls выложено фото парадной:
Надеюсь, что после ремонта это сохранилось.
Дальше сворачиваю в переулок Нестерова:
Который перетекает в Большую Пушкарскую улицу, где приковывает взгляд дом №3. 1908 года рождения, архитектор Фомичев, принадлежал семье Кирилловых.
Приковывает благодаря скульптурам на фасаде.
Во-первых, это ... непонятно кто) В разных источниках их называют то сфинксами, то грифонами. Но точного соответствия нет ни тем, ни другим. Некие андрогинные существа:
У парадных — скульптуры богов.
Слева комплект:
А вот у правой еще в 2017 году пьяный вандал снес Дионису голову. Злодея нашли, голову тоже, но вот на место почему-то до сих пор не вернули. На фото специально не показываю.
Кстати, в 1915 году в доме Кирилловых несколько месяцев жила Анна Ахматова.
А через 100 метров нас ждут владения четы Добберт. Доктор медицины построил каменный доходный дом (ныне это Большая Пушкарская, 12) и деревянный особняк (Большая Пушкарская, 14). Точнее, особняк был перестроен от прежнего владельца из классики в неоготику.
Доходный дом:
Еще до революции Добберты продали его картонажной фабрике Кирхнера (в советские годы «Светоч») под административный корпус.
Особняк:
Единственный сохранившийся на Петроградском острове памятник деревянного зодчества. Долгие годы там был детский сад для работников «Светоча». Сейчас дом принадлежит академии танца Бориса Эйфмана.
Дальше сворачиваю на улицу Лизы Чайкиной, где надо проведать дом №18 — там делали ремонт.
Новенький фасад:
Модерн от Дмитрия Крыжановского.
Но главная достопримечательность дома — «виноградная» стена. Практически весь 25-метровый брандмауэр за много лет обвил дикий виноград.
Вот как это выглядело до ремонта:
Это во время (фото в июле):
А это после (фото 21 октября 2023):
Заметно, что лоза разрослась, стала более густая. Очень за нее переживал, спасибо реставраторам за бережное отношение.
Минуя Введенскую улицу, выхожу на Маркина.
Никогда не обращал внимание на угловой дом №7, а там чудесные балконы на 2 и 3 этаже. Вверху к тому же — сандрик с маскароном:
Не зря говорят, Петербург — это чувства в деталях.
От Маркина через Саблинскую иду в Пушкарский переулок к дому Колобовых.
Дом огромный, главный фасад — со стороны улицы Ленина. Но именно в Пушкарском переулке небольшой внутренний сад. Зайдите при случае, калитка почти всегда открыта.
От Колобовых направляюсь к дому трех Бенуа. Подробно рассматривал его в отдельной статье, при этом не уделил там внимание корпусу, что выходит с Кронверкской на Большую Пушкарскую. А он того стоит:
Вид со стороны Матвеевского сада:
Захожу во двор:
Дом трех Бенуа я ощущаю как узловую точку, откуда хорошо начинать либо заканчивать путешествия по городу. Поэтому сегодня здесь и остановлюсь.
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.