Из воспоминаний прапорщика Анатолия Яворского
Прочитал историю об охоте на варана и вспомнил свою. Это было в 80-е. Отслужив положенный срок в Венгрии, получаю перевод в ТуркВО, и вроде как в родную 61-ю дивизию. На перевоспитание, смеялись сослуживцы, видимо как самый-самый из залётчиков. Хотя, в Ташкенте в кадрах штаба округа предложил кадровикам, направьте, мол, говорю, в Небит-Даг, у меня и квартирка там есть - ан нет, отговариваются, написано в дивизию, значит, в дивизию.
Пока добирался до дивизии, прошёл в Келяте небольшой курс переподготовки. Приезжаю в Ашхабад, мечтая, что в родной 811 батальон связи направят, но штабисты 61-й дивизии заворачивают меня в славный город Теджен, в танковую учебку. А август на воле, жарища в тот год стояла, зашкаливающая за полтинник. Прихожу к командиру полка полковнику Кондрусевичу, стою при полном параде, потами с непривычки обливаюсь. Посмотрел он на меня, пальцем у виска крутить не стал, лишь бережно отправил назад в гостиницу. Завтра, говорит, с утра придёшь в повседневке.
На следующее утро вхожу в кабинет, докладываю, товарищ полковник, прибыл-де для дальнейшего прохождения службы. «Женат?» «Женат, и детей двое!» «Квартира, значит, нужна?!» «Да не помешает!» Полковник набирает зампотыла, слышу только: «Дать квартиру на земле!» Это означало, что на первом этаже пятиэтажки в районе с простонародным названием «Голубые дали». Случались на районе частые перебои с подачей воды, тогда проходилось таскать её вёдрами на верхние этажи, а комполка позаботился, таким образом, о жене и детях. И неспроста. Пойдешь, назначает, на должность старшины автороты, но заниматься будешь полигоном. «Вопросы есть?» «Вопросов нет!»
Занялся полигоном. В подчинении у меня была небольшая команда, пилорама своя, хоздвор, другие помещения. Ездить на полигон приходилось по большей части на попутках. Выходил на дорогу, ловил, кто остановится, тем транспортом и добирался. И так примерно через месяц схожу с попутки, как обычно возле знакомой стелы на повороте вижу, бесцельно бродит одинокий молодой ишак, места себе не находит. Отстал ли, или выгнали из-за увечья – неизвестно, но ишак заметно прихрамывал. Присмотрелся, а у животного разбито копыто. Беда с тобою, говорю, брат – пойдёшь со мною? Ишак замотал головой, вроде как понял всё и давал согласие.
Привёл его на полигон, научил бойцов, как перемотать, сделать стяжку, чтобы правильно срослось, наложить бандаж. Сразу назвали ишака Яшкой, стали подкармливать, чем могли. Яшка прижился у нас на полигоне, копыто скоро зажило. Стал любимчиком, умным был, зато проявлял обычную ослиную неуступчивость, и садиться на себя никому не позволял. Разве что мне разрешал и ещё одному сержанту. Всех остальных сбрасывал с хребта. Сядут на Яшку, он рванёт вперёд, через пару шагов резко склонит голову к передним копытам и стопорнёт – седоки слетали и тормозили харей об землю. Смеху было...
Всё бы хорошо, но в скором времени из Монголии перевёлся к нам прапорщик на должность начальника полигона. Думал, всё, закончилась полевая жизнь. Я же ни в какие наряды не заступал, в батальоне на утреннем построении только раз в неделю по понедельникам появлялся – лафа для кадровика, а не служба.
Подхожу к замкомполка по боевой подполковнику Михальчику, так, мол, и так – мне что теперь - возвращаться в автороту старшиной? Какая, говорит, тебе авторота? На огневой городок шагом марш! У меня столько планов на этот огневой, столько задумок, а ты говоришь – рота? Кто делать будет?
В общем, принял я огневой городок, находивший тут же на полигоне. Бойцов для обустройства мне начали давать только с шестой роты второго батальона. Задружился с ротным, стал наведываться в шестую роту чаще и чаще, потому как воплощал в жизнь грандиозные планы подполковника Михальчика.
До того как проходили танковые стрельбы? Меняли штатные стволы на вставные, в степи выставляли мишени, и просто шмаляли по ним. Михальчик договорился с кем надо, привёл весомые доводы, ну, а команде при огневом городке рассказал потом свои грандиозные планы. Разрешили нам выделить три направления, и на расстояниях пятьсот, тысяча и полторы тысячи метров оборудовать места для автоматических подъёмников мишеней. Шесть мишеней танков должны будут выставляться на качалках, чтобы молодые танкисты учились стрелять на разные удаления с поворотом башни в трёх направлениях.
Книга о службе в Советской Армии: МАЙАМИ В ТУРКЕСТАНЕ <= ссылка. Военно-историческая повесть: КЕРЖАК <= ссылка............................................... Детективная драма: ГОРЮШКО ОТ УМИШКА <= ссылка................................... Сборник рассказов: КАНИКУЛЫ В ОСТАНКИНО <= ссылка..............................
Начали этим заниматься команда с огневого городка с привлечением курсантов шестой роты. Копали траншеи, прокладывали кабеля, заливали фундаменты под подъёмники-качалки. Приезжает с проверкой Михальчик, идём, дескать, смотреть, чего вы там вытворяете. Обходим, смотрим тут и там, оцениваем ход работ и в одной из траншей видим достаточно большого варана длиною метра полтора. Провалился бедолага, выбраться не может, или вовсе не пытается. Тут же нахожу кусок полёвки, делаю фиксирующую петлю, зацепляю и привязываю его к кусту верблюжьей колючки, чтобы не убежал.
Михальчику понравился ход выполнения его задумок, уехал. Я иду обратно, отвязываю варана. А он упирается, идти как покладистая собачонка на поводке, естественно, что не хочет. Так и тащил его волоком по пескам с километр до расположения, по сути, и сам не знаю зачем. Было у меня тогда четыре бойца, пятый из танкистов постоянного состава. Притащил варана, показал бойцам. Заставил сделать хорошую кожаную шлейку, поводок с карабинчиком, кого-то привлёк таскать с кухни хавчик. Варана окрестили Васькой...
Через месяц Васька бегал за мной без поводка. Сторожевым стал, на чужих шипел и ко мне на пару метров незнакомцев не подпускал. Запирал его на ночь в отдельном классе, утром выпускал, кормил, выгуливал на поводке. Офицеры прознали про животинку, на занятия приходили с курсантами посмотреть моих диковинных животинок Ваську да Яшку. «Где твои боевые товарищи?» «А не забоитесь? Васька ведь и кинуться может?» «Да ладно, показывай, где ещё такой аттракцион увидишь?» Привожу Ваську на поводке, а варан предстаёт во всей красе: зоб надувает, злобно шипит, кидается в атаку, хвостом отхлёстывает каждое приближение... Чудо-охранник...
И тут как раз переводят к нам пехотный полк, один батальон на полигоне размещают. Вот их начальник столовой однажды и переманил от нас Яшку. Ишак начал в пехоте отираться. Копыто зажило, ишак ожил, хозяйничал у нас, и стал любимчиком пехоты. А скоро и Васька мой отъехал в Россию.
Начальник штаба первого батальона переводился в Россию, подходит ко мне и просит насовсем отдать варана. Я, говорит, клетку добротную закажу, спецбилет оформлю, сам поездом поеду, а семью по такому случаю самолетом отправлю. В общем, знамо-ведомо, уговорил. Месяц приходил он ко мне как на работу, Ваську подкармливал, на поводке выгуливал, и как только варан дал слабину, сдался ему, начштаба забрал моего Ваську и на поезде Ашхабад-Москва увёз в Россию. О дальнейшей судьбе варана больше ничего не знаю...
Вот такой у меня был опыт одомашнивания пустынной скотинки...
Пока не убежал - жми палец вверх!
тебе пустяк, а меня подвигнет к написанию других баек...
Друзья! Если вы готовы поделиться интересной историей со времён службы в армии, или рассказать достойный внимания случай, пишите по электронной почте ynazar@mail.ru или свяжитесь со мной через страницу на сайте ОК.РУ
Подписка и комментарии приветствуются!
помощь автору канала: карта МИР 2202 2032 5146 6795