Такой вывод сделала я, наблюдая за Лёвкиным знакомством с ними.
Сначала мы споткнулись на их скучных определениях: «Это такой-то член предложения… выраженный так-то… обозначающий то-то и отвечающий на такие-то вопросы…» Как на допросе, честное слово.
Решено было назначить главным подлежащее. Тут без вариантов — та ещё цаца. Директор, как-никак. Ни от кого не зависит, может одно за всех стоять в предложении. Звезда.
Итак, подлежащее — это главный член предложения. А вот спроси, как оно выглядит, как его узнать, так и ответ есть:
— Выражено существительным.
— А что оно обозначает, чем в компании занимается?
— Обозначает предмет или лицо, о котором говорится в предложении и которое чаще всего связано со сказуемым.
— И о чём его можно спросить?
— Спросить просто — «кто?», «что?». А оно важно укажет на себя, и всё станет понятно. Ясно же, начальник. Задавака, одним словом.
Так у нас с Лёвкой определение подлежащего сложилось весьма гладко и понятно.
Например:
Ночь.
Перебравшись к сказуемому, мы отбросили все сомненья — заместитель. И всё время что-то делает. Просто без остановки. И связан по рукам и ногам с подлежащим. И опять складывается определение ровненько:
— Что такое сказуемое?
— Тоже главный член предложения. Они с подлежащим — элита компании, высшее общество, первые лица. Как раз те, кто с Тамарой ходит парой.
— Чем выражено? Как его узнать?
— Узнать легко, потому что это самый деятельный член коллектива и выражен он глаголом.
— А что же оно обозначает?
— Ясно что — действия, дела, делишки подлежащего. Оно руководит, а сказуемое выполняет.
— А о чём с ним поговорить можно?
— Разговор у него короткий — «что сделал?» или «что делает?».
Например:
Завыли волки.
Сразу видно, чем они заняты — воют. Серьёзное волчье дело. Всё как положено. И сказуемое нам в этом помогло — «завыли».
Обсудили мы нашу бизнес-верхушку в предложении и взялись за простых «работяг» — второстепенных членов предложения.
Первым нам попалось в руки личное дело определения. Вот уж кто по красоте в этой компашке.
— Итак, кто это?
— Второстепенный сотрудник, то есть член предложения.
— Что за персона? Чем выражена?
— Дело тут тонкое, особа щепетильная и любопытная, отвечает за качества и свойства продуктов на предприятии. Потому и выражена прилагательным.
— Очень интересно! Что же она обозначает?
— Конечно, признаки предмета, качества, свойства и прочие характеристики. От неё не ускользнёт ни одна деталь!
— И о чём она только думает?
— Поверьте, в её голове только одни вопросы: «какой?», «чей?».
Следующим шло дополнение. Это воистину завхоз, бухгалтер и кладовщик в одном лице. У которого всё четко, а из карманов торчит ворох вопросов косвенных падежей — все они находят свои ответы в толстенных отчётах, книгах и бесконечных ведомостях.
Например:
Греется электрический чайник.
Тут сразу понятно, что определение — это электрический, ведь очень надо знать, какой он есть?
Дополнение — он важный. Но всё равно второстепенный.
— Чем же он выражен, как его узнать?
— Его по неопытности легко перепутать с подлежащим, самим директором. Дело в том, что дополнение выражается существительным и местоимением, и это их общее качество с подлежащим.
— Как же их не перепутать?
— Важно разобраться, что они обозначают и кто кого главнее. Кто от кого зависит? Вот возьмём «Мама мыла раму» — здесь два предмета, да простит нас мама. Но какой из них главнее: мама или рама?
— Конечно, мама! Она же моет!
— Мама от кого-то зависит?
— Они связаны со словом «моет», но «рама» зависит от «моет» намного сильнее. Значит, оно точно не директор, а дополнение.
— А если ты с этой самой «рамой» обмолвишься словечком, то ещё сильнее в этом убедишься. Потому что отвечает она на вопросы: «кого?», «чего?», «кого?» «что?», «кому?», «чему?», «кем?», «чем?», «о ком?», «о чём?».
Осталось обстоятельство.
— Оно трудится не покладая рук, хотя тоже второстепенный член предложения. Когда надо, работает курьером, когда надо — разнорабочим, когда сильно надо, уточняет время, а бывает, делает всё и сразу.
— Как его узнать?
— Оно выражено существительным с предлогом и без, а также наречиями.
— Не запутаться бы…
— Дело в том, что оно обозначает различные обстоятельства действий и очень связано со сказуемым. Прямо-таки ни шагу от него. Например, обстоятельства места, времени, способа действия и так далее.
— А вопросы?
— Самые подходящие: «где?», «когда?», «зачем?», «как?», «откуда?», «Почему?».
Например:
По карнизу крадётся кошка.
Вот оно обстоятельство — «по карнизу».
Автор: Яна Набокова, мама первоклассника на СО, педагог, писатель.
Художник-иллюстратор: Ксения Водолевская.
Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации об образовании.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: