Найти в Дзене
Последняя парта

Индивидуальная работа тьютора в начальной школе

Оглавление

Мы помним, что тьютор связывает ребенка - школу - родителя воедино. Он хранитель информации от всех, он больше всех знает о человеке и его понимает.

Итоговая работа тьютора всегда индивидуальная, даже если он действует в группе. Цель его - будущая субъектность человека.

В итоге индивидуальная работа сводится к такой системе:

• Ситуативное сопровождение через вопросы и предложения

• отношения с тьюторантом

• записи: наблюдения

• договоренности с родителями

• договоренности с педагогами

• договорённости с тьюторантом

Ситуативная сопровождение через вопросы и предложения

В начальной школе это - основа. Кто-то поссорился. Кто-то расстроен. Кто-то хочет провести игру. Кто-то боится войти в игру. Кто-то подумал, что над ним все смеются. И миллион других ситуаций. Кто-то скучает. Интересно же узнать, почему скучает, почему выбрал скучать. Кто-то хочет, чтобы одноклассника выгнали из школы - важно же об этом поговорить.

Так как человек в этом возрасте нуждается в сопровождении, возможности, задать вопросы, "подумать об кого-то", ситуативное сопровождение суперважно. И оно должно быть устроено очень мягко и тонко: тьютор не классный руководитель, у нас нет задачи, чтобы ребенок ходил в строю, всех любил и был всему благодарен. Можно быть честным и разным.

и эту честность, эту разность тьютор сопровождает

-2

Отношения с тьюторантом

В начальной школе у ребёнка нет функционального восприятия взрослого: этот даёт мне знания, у этого научусь цифровой грамотности, этот советы даёт, этот договорится с родителями о какой-то теме. Для человека из начальной школы взрослый - тот, "кто больше и лучше знает", тот, "кто поможет и знает ответы на все вопросы". Это не про подростковую функциональность, это про целостные отношения со взрослым.

И если тьютор не наладил историю, в которой человек к нему может прибежать рассказать всё, что захочет: горе, радость, игрушку принёс, хочу играть. Если ребёнок не расслаблен рядом с тьютором, то обо всём остальном стоит позабыть: человек будет стараться выдавать социально-ожидаемый результат. Если ребёнок не относится к взрослому как к тому, кому можно говорить всё, злиться, ругаться, обнимать и так далее, тогда целостного контакта не выйдет.

Дети идеально адаптируются к условиям среды: если они чувствуют на подкорке, что с этим нельзя кричать, тут нельзя бегать, тут надо быть правильным, а в этого можно кидать игрушки. Формирование личных отношений с человеком - сложное дело. Нужно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя спокойно и свободно рядом с тьютором. Иначе всё пропало.

фото для наблюдений именно такое: мы не в микроскоп смотрим. Мы в малом, в точках видим великое и большое
фото для наблюдений именно такое: мы не в микроскоп смотрим. Мы в малом, в точках видим великое и большое

Наблюдения

Это краегоульный камень тьюторства: записи. Так устроено, что главный видимый итог работы тьютора для взрослого мира - записи. Помимо этого, записи - главный инструмент планирования работы.

Простой насмотренности не хватает, даже если весь день ходишь с ребёнком за ручку: комплекс записей помогает видеть особенности ребёнка (непохожие реакции, позиции), видеть их хронологичность (в этот день недели такой, в этом месяце такой, спустя неделю этого - такой). Комплекс записей помогает делать длинные выводы и замечать, что кому-то нужны просто физические занятия дополнительно, кому-то нужно дома создавать ситуации выбора - и это происходит за счёт системы наблюдений: бесконечных записей, заметок, наблюдений, ситуаций

Как помогают записи в течение работы?


1. "Замечать" всё, что происходит:
если ребенок злой, грустный, если не ладит с другими - ничто не уйдёт от карандаша тьютора.

Что повлияло? Что происходит? Почему сейчас?

Записи - повод задуматься о том, что происходит с ребёнком


2. Хранить и видеть развитие ребенка: 4 месяца был такой, сейчас такой.

Наблюдения тьютора - по сути, самая удивительная и важная вещь в развитии ребёнка.

3. Чтобы на основе этой информации делать выводы и давать всем рекомендации о том, как с этим справляться:

Наример, мама не знает о том, что её ребенку тяжело искать друзей и рекомендация тьютора в том, чтобы мама организовывала походы в гости.

Учитель не знает о том, что один из детей очень импульсивный и может вспылить и уйти из класса. Моя рекомендация в том, что по наблюдениям ребенок сам возвращается через 5 минут. Нужно только сказать, что его все равно ждут тут

Какие есть возможности записей?

1. Должна быть итоговость и периодичность. Каждую неделю, например, делать выгрузку итоговую по своим наблюденииям. Итоговые записи можно собирать по четвертям или месяцам

2. Должны быть направления наблюдений: уроки, вне уроков, тело, особенности

3. Должны быть результаты наблюдений: принятые решения, договоренности, методички по исправлению или реализации чего-то

Продуктивный итог наблюдений - принятое решение о том, как что-то изменить в жизни ребенка (принятое с учителем, родителем или ребенком)

ииии мы переходим к договоренностям

-4

Договоренности с учителями

Самая простая из договренностей, так как учитель - коллега. Очень конкретная и профессионально ясная

Пример: человек очень любознательный, вне уроков много читает, но на уроках среднеэффективен. Можно сказать учителю о запросе ребёнка, чтобы он имел в виду это на уроках, мог что-то давать дополнительное.

Пример: человек очень импульсивный, во время резкого несогласия уходит от всех, садится в угол и плачет. По наблюдениям, в этот момент человеку нужно побыть одному 3-5 минут, а потом он сам возвращается ко всем, решая проблему внутри. Если же к нему подойти, то время и сила эмоций увеличивается. Договоренность с учителем, чтобы он в этот момент не подходил к ученику, а дал побыть одному в какой-то части класса и пригласил ребёнка к себе.

Договоренности с родителями

Одни из самых сложных, так как важно быть аккуратным и осторожным в разговорах. Нужно уметь доносить свою профессиональную педагогическую мысль в - человеческую ясную мысль. Важно понимать и анализировать самого родителя, предполагать реакции и выстраивать отдельную коммуникацию с каждым родителем.

Договоренности можно обустроить так: вы скидываете родителю наблюдения за период, предлагаете решения и узнаёте, со всем ли согласен.

По опыту: телефонный звонок или онлайн-звонок в десятки раз лучше переписки

Примеры:

- ребенок на уроках старается покачататься меж двух парт, встать на руки. Предложение родителю - секция по спорту.

- человеку трудно делать выбор. Предложение родителю: создавать ситуации ввыбора дома и ждать ответа от ребенка (даже если надо ждать несколько минут)

- человек регулярно конфликтует с окружающими ребятами. не может договариваться, решает проблемы криком, силой. Предложение родителю - кружки по командной работе. В крайних случайх - работа с психологом.

- человек 9 лет чрезвычайно любознательный, всё везде читает, радуется новому знанию. предложение - поддерживать интерес

После того, как родитель соглашается с предложением - появляется договоренность. И жизнь человека 7-10 лет становится яснее и понятнее.

(ну и вообще-то родитель - важный источник информации. Вопрос "а как у вас дома с этим" - богаче сотни уроков. Вопросы родителю - один из информативнейших ресурсов информации о человеке)

Договоренности с ребёнком

особые. Не такие, как выше.

Договорённость с ребенком не имеет права быть манипулятивной. Договоренность с ребенком не может звучать, как "веди себя нормально", "будь спокоен на уроке". Она не может означать заклинание по исправлению ребёнка. Нужно быть осторожным

Нарушение договоренности со стороны ребёнка - нормальное дело. В 7-10 лет легко про неё просто забыть. И у человека есть возрастное право на это. Со стороны тьютора может идти только мягкое понимающее напоминание.

Договоренности с детьми - короткие. Не больше недели. к 9-10 годам, может, ещё одна неделя. почему? Потому что чаще всего инициатор и благополучатель договоренности - взрослый. Дети редко подходят и говорят "ДАВАЙ ДОГОВОРИМСЯ, ЧТО Я БУДУ ...". Поэтому важно понимать и осознавать - что это инструмент взрослого, и, если он тьюторский, он должен быть сложный, не взрослый с "шаг влево, шаг вправо".

Можно договориться о том, что если в течение урока не получится сосредоточиться, то ты переезжаешь на другую парту. Можно договориться, что если что-то не получится, то после этого можно это никогда не делать. В целом для договоренности взрослый-ребенок скорее подходит слово "предупреждение", к которому все готовы и понимают его. Не директивное предупреждение, а обоюдное.

И всё :) ну, почти...

Важно, что все методические разработки - актуально и для индивидуальной работы. Ими можно работать и в одиночку. Помимо этого, есть отдельная сложная тьюторская работа, когда участники встречаются не в школе, а вне неё: несколько раз в месяц. И делают что-то особое. Но мы говорим о начальной школе, и в этом смысле - жизнь в школе куда богаче, чем несколько встреч.

И КАК ОБЫЧНО! Важные видео в эту тему: