Найти тему

Джон Рид. Человек, который потряс мир

Джон Рид.
Джон Рид.

Кто такой Джон Рид? Люди постарше могут ответить: американский журналист, друг Ленина. Другие попутают с Майн Ридом. Третьи вообще пожмут плечами. А ведь он похоронен у кремлевской стены – не хухры-мухры по советским меркам.

Джон Сайлас Рид родился 22 октября 1887 года в поместье Седар-Хилл в окрестностях Портленда. Семья Ридов была достаточно обеспечена. Отцу, конечно, приходилось крутиться-вертеться, чтобы дать сыновьям приличное образование.

Кстати, что это за «приличное»? Частная школа для Джона в 1896-1904 годах, закрытая подготовительная школа в 1904-1906 годах и наконец Гарвард в 1906-1910 годах. Не самые дешевые заведения, надо сказать.

В детстве Джон много болел – у него оказались больны почки. Но к юности как-то выправился и даже занялся спортом. А там и вообще надолго забыл болезнь.

Откуда у парня из обеспеченной семьи тяга к социализму? На самом деле один Бог знает. Но сочувствие к бедным у Джона проявлялось с раннего возраста. Хотя по-настоящему он их не знал – разные круги.

Считается, что настоящий перелом в настроениях Рида произошел в 1913 году. К этому времени он уже третий год занимался репортерской деятельностью и уже год как сотрудничал с журналом «Мэссиз» - независимое издание, позволявшее себе острые публикации.

Так вот в 1913 году случилась забастовка в Патерсоне, штат Нью-Йорк. Молодой репортер поехал в самую гущу событий и наконец увидел беспросветную нужду рабочих. Ту самую, что заставила их начать борьбу. Увидел он и жестокое подавление забастовки. Завел знакомства с лидерами рабочего движения. И пошло-поехало.

Джон Рид.
Джон Рид.

В конце 1913 года журнал «Метрополитен» отправил Рида военным корреспондентом в Мексику, где уже три года шла гражданская война. Так уж вышло, что Рид сразу устремился в антиправительственные войска. Да не в какие-то там, а к самому Панчо Вилье.

Этот самодельный революционер, мексиканский Махно произвел неизгладимое впечатление на молодого американца. Рид провел в его армии время с декабря 1913 года по апрель 1914 года и полностью подпал под очарование этой мощной фигуры.

Мексиканские впечатления стали основой первой книги Джона Рида «Восставшая Мексика». Любопытное чтение, должен заметить. Живые зарисовки с натуры. Настоящая военная корреспонденция с этой экзотической для нас войны.

И только Рид вернулся в США, как – нате вам – новый громкий конфликт, бойня в Ладлоу. Полиция и национальная гвардия в Колорадо расстреляли из пулеметов палаточный лагерь забастовщиков. Много убитых и раненых. Рид немедленно пишет очерк «Война в Колорадо».

Его уже не воспринимают иначе, как «красного». Это уже практически черная метка для работы журналиста. Тем не менее успех «Восставшей Мексики» держит высоко марку «Джон Рид». А тут как раз началась большая война в Европе. «Метрополитен» командирует Рида на фронты первой мировой.

От известного военного корреспондента ожидали увлекательных очерков с описанием военных действий, подвигов и приключений. А что начинает выдавать Рид? Мощную антивоенную литературу, описание грязи войны, боли пострадавших и анализ причин мировой бойни. Мол капиталисты не поделили рынки сбыта, и теперь загнали миллионы людей в окопы, чтобы те истребляли друг друга. Надо ли говорить, что такие очерки не очень-то приветствуются на родине?

Делегаты съезда Коминтерна. Джон Рид стоит второй справа.
Делегаты съезда Коминтерна. Джон Рид стоит второй справа.

При этом Рид умудрился попасть в неприятную ситуацию. В конце 1914 года он, кроме стран Антанты, посетил и Германию. И даже побывал в окопах. Любезный немецкий офицер позволил Риду разок бабахнуть из винтовки. Это стало известно и разразился скандал.

Ну, вы ведь помните похожие скандалы с войны в Донбассе, когда какой-нибудь актер или журналист фоткается как бы стреляющим из пулемета. Ну вот, с Ридом вышло то же самое. В январе 1915 года он возвращается в США и попадает под травлю. Как за свои антивоенные и социалистические убеждения, так и за этот выстрел. От греха подальше в апреле 1915 года журнал отправляет Рида в Восточную Европу.

С апреля по ноябрь 1915 года Джон Рид разъезжает по Сербии, Болгарии, Румынии и России. В его очерках сочувствия дожидается только Сербия, страна, на которую напали, и которая вот уже год дерется против превосходящих сил противника.

Приключения Рида в России – отдельная история. Здесь он даже издалека не видит фронта, зато в полной мере наслаждается тылом. Взяточничеством, казнокрадством, безалаберностью и неразберихой.

Впрочем, впечатления Рида от этой поездки можно прочесть в его книге «Вдоль фронта». В ней больше уделено места описанию людей и национальных особенностей, нежели боевым действиям.

Джон Рид в финской тюрьме.
Джон Рид в финской тюрьме.

После такого Джон Рид окончательно порывает с престижным журналом «Метрополитен» и портит себе как репутацию, так и карьеру. В США оставаться ему уже невозможно – ни заработка, ни признания сильных мира сего. Летом 1917 года журналист спешит в охваченную революцией Россию.

Самой известной книгой Джона Рида у нас, конечно, является «Десять дней, которые потрясли мир». Она посвящена периоду с сентября по ноябрь 1917 года и захватывает последние месяцы Керенского и первый месяц власти большевиков.

В каком духе написана книга? Достаточно сказать, что она очень понравилась Ленину и тот даже накидал несколько строк в качестве предисловия. На самом деле интересное чтение. Рид выполняет роль журналиста-наблюдателя. Его симпатии однозначно проявляются в тексте, но там же много просто наблюдений происходящего, описаний.

Где еще можно прочитать о том, что происходило в Зимнем дворце вечером 7 ноября, перед самым арестом Временного правительства? О чем говорили юнкера, каково было их настроение. Как бродили вокруг Зимнего красногвардейцы, как они преспокойно прошли в ворота. Что в эту ночь происходило в Смольном. Рид побывал везде.

В 1918 году в США вернулся уже полностью оформленный коммунист. Он успел встать у истоков зарождения Компартии США и вновь отбыл в Советскую Россию посмотреть на строительство коммунизма.

В России Рид провел самую суровую военную зиму 1919-1920 годов. Голод, холод, тиф, гражданская война, разгром Колчака и Деникина. Вернуться на родину он уже не смог – его не пропустили белые власти Финляндии. И 17 октября 1920 года Джон Рид скончался в Москве как раз от тифа. 24 октября его похоронили у кремлевской стены.