В Токсово прошли слушания по проекту изменений в генеральный план поселения.
Предложенные поправки принесли много сюрпризов. Некоторые изменения удивляют небрежностью и размахом.
Обратно в оборонку
В новом варианте генплана Токсовского ГП более тысячи участков - коттеджные поселки «Кедр» и «Виктория», садоводства «Токсовское», «Мадио Озерки», «Светлое» и просто территории частной застройки ИЖС вдоль улицы Лесовода Морозова - переводят в земли спецназначения.
То есть - возвращают в ведение Минобороны. Для жителей это означает, например, невозможность строительства и регистрации жилых домов и пристроек на своих участках. Сейчас эти территории относятся к землям населенных пунктов или землям сельхозназначения.
Кстати: спор уже (частично) рассматривался в арбитражном суде. Военные - теруправление имущественных отношений Минобороны - подали иск к трем названным садоводствам. На участки, находящиеся в собственности граждан, военные вроде бы не претендовали. Но требовали отдать общее имущество: посты охраны, шлагбаумы, детские площадки, трансформаторные и газораспределительные подстанции и т. д.
Арбитраж установил, что земли от Минобороны (часть Стрельбищенского полигона) передавались более 20 лет назад; если и были какие ошибки и неточности, то сроки давности пропущены. Суд в удовлетворении иска в 2019 году отказал.
Решение по делу № А56-24436/2016 было подтверждено в апелляционной и кассационной инстанциях, вступило в силу, в Верховном суде не обжаловано. И теперь все по новой? Садоводы встревожены, возмущены, под копирку пишут возражения.
Коттеджи вместо спорткомплекса
Вторая громкая история - спортивный комплекс Газпрома, который собирались строить на территории 207,5 га, между зубровником и Кавголовским озером. Участком до 2016 года распоряжались военные (территория 905-го склада). Затем передали муниципалам; в итоге право его осваивать за 175 млн рублей получила московская фирма «Эволти», через учредителей связанная с Газпромбанком.
Схема изначально сомнительная (подробнее см., например, здесь): территория передавалась по договору РЗТ (развития застроенных территорий). То есть как бы для расселения аварийного жилья. Но, видимо, ради инвестиций в развитие спорта и туризма чиновники решили закрыть глаза на очевидные нарушения и странную экономику: кадастровая стоимость участка - около 2 млрд рублей, рыночная - на порядок выше: стоимость «сотки» в Токсово - 300-500 тысяч рублей и более.
Планы были обширные. Собирались построить до 2030 года: здание администрации, выставочное пространство (1500 кв. м), зал для проведения мероприятий (на 600 мест); спортивную станцию (1000 кв. м) с торговым пассажем (1500 кв. м), фуд-кортом (на 400 мест) и двумя кафе (на 240 и 116 мест). Центр семейного отдыха и Центр развлечений на воде.
Футбольный стадион с трибунами на 2000 мест. Закрытый теннисный корт. Ледовый комплекс. Ещё кафе – на 300 мест и ресторан на 250. Мотели «для спортсменов» на 360 мест. Конноспортивный манеж с с конюшнями на 200 лошадок… А также - гостевые коттеджи и виллы.
Как нетрудно догадаться, из всего обширного списка остался последний пункт - коттеджи. Кстати: фирмы «Эволти» больше нет, ее переименовали в ООО «Токсово Парк». (Связь с «Газпромбанком» прослеживается в два клика). И вот теперь компания «Токсово Парк» просит перевести 56 га из территории виртуального спорткомплекса - под реальную жилую застройку, то есть под коттеджи.
С участком тем временем происходят трансформации. Территория переделена и перемежевана, в основном - под «гостиничную функцию». В постановлении местной администрации № 45 от 2 декабря 2020 года (о передаче земли фирме «Эволти»), как и в других документах, упомянут участок № 47:07:0506001:5, площадью 207,46 га. В кадастровой карте Росреестра под этим номером теперь отображается надел в 3,6 га - узкая «ленточка» вдоль автодороги 41к-066 («подъезд к станции Ламбери»).
Но владельцы хотят «застолбить» перспективную территорию под ИЖС… Кстати: в том же постановлении № 45 предусмотрено, что при «ненадлежащем исполнении» договор о продаже участка может быть расторгнут. Правда, проверить «надлежащее исполнение» граждане не могут. Чиновники отказываются предоставлять договор: «разглашение информации третьим лицам не предусмотрено».
Проект «на отцепись»
В поправках к генплану Токсовского ГП много других странностей, а также фактических и юридических ошибок. Предусмотрены новые зоны ИЖС и СНТ без указания места; в центре Токсово, напротив администрации, запланирована высокоплотная застройка; озера Лайдака и Лассылампи предлагают «включить в структуру населенного пункта»; пищевое производство собираются разместить в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации; 80 участков ИЖС без каких-либо обоснований переводятся в зону садоводств; особо охраняемые природные территории не указаны вообще.
Подробный, хотя наверняка не исчерпывающий перечень ошибок, нарушений и несоответствий можно посмотреть, например, в отзыве РОО «Открытые озера».
Жителей реально волнует, что вся инфраструктура закладывается под количество зарегистрированных, а в реальности в Токсово живет не ли не вдвое больше людей, чем «прописано», особенно летом. Их тревожит трассировка КАД-2, которая пройдет по дачным местам и озерам, планы многоквартирной застройки, сокращение лесов, освоение «методом самозахвата» (так называемый «Шестой участок» у СНТ «Защита»).
Активисты и граждане утверждают, что на те же самые ошибки и недостатки они указывали год назад, когда проект изменений в генплан уже обсуждался и был отклонен. Теперь, как пишет 47news, по словам чиновников, «недостатки исправлены» - а по факту не исправлено почти ничего, стало еще хуже!
Складывается впечатление, что регулирование территориального развития происходит не в рамках нормативной (пусть и несовершенной) базы, а «по понятиям». Но тоже нечетким.
«Пригород» с сожалением должен напомнить, что «права вето» в ходе общественных слушаний у жителей поселения нет. Их мнение могут учесть - а могут игнорировать. Эффективными способами воздействия остаются заявления в прокуратуру, в природоохранные инстанции и т.п.
А также судебные иски (если удается доказать, что права истцов нарушены). Ну, и, конечно, работает огласка, медийные скандалы. Особенно перед выборами.