Найти в Дзене

Как боярин предал отца Дракулы, а самому Дракуле помог занять трон

Оглавление

Из всех соратников Дракулы, то есть князя Влада Цепеша, самой интересной фигурой является боярин Мане Удрище. Перед нами очень необычная личность – предатель, который одумался и исправил последствия своего предательства.

Этот боярин в 1446 году предал отца Дракулы, чтобы возвыситься в боярском совете, но в 1456 году помог самому Дракуле прийти к власти. А самое удивительное, что Дракула принял эту помощь, то есть простил предателя.

Дракула и боярин Мане Удрище (Авторский коллаж на основе рисунков нейросети)
Дракула и боярин Мане Удрище (Авторский коллаж на основе рисунков нейросети)

Неблагозвучное прозвище

Боярин, о котором пойдёт речь, носил имя Мане, а в XV веке оно было очень распространено. Чтобы не путать с другими, в документах указывалось не только имя этого человека, но и прозвище – Удрище.

Прозвище не очень благозвучное. В некоторых книгах его даже пытаются изменить и пишут «Удриште». Однако в средневековых документах Валахии (Румынской Страны) оно пишется как Удрище.

В Средние века неблагозвучные фамилии и прозвища были довольно частым явлением. Достаточно вспомнить одного из приближённых Ивана Грозного – опричника, звавшегося Василий Грязной. Но если у опричника это была фамилия, то в случае с Мане – нет. Удрище – личное прозвище.

Будь иначе, эту «фамилию» носил бы и брат Мане – Стоян, но слово Удрище пристало только к Мане. Очевидно, у Мане были хронические проблемы с желудком, но сделать впечатляющую политическую карьеру это не помешало.

Валашский (румынский) боярин. Старинное изображение (Фото из открытых источников)
Валашский (румынский) боярин. Старинное изображение (Фото из открытых источников)

Мане на службе у отца Дракулы

Первое упоминание о Мане Удрище встречаются в грамоте (указе) отца Дракулы от 8 сентября 1439 года. Мане Удрище упоминается вместе со своим братом Стояном, и оба они названы участниками княжеского совета.

Более ранних упоминаний нет. Но вполне возможно, что Мане пришёл на службу к отцу Дракулы гораздо раньше – ещё в начале 1430-х годов, когда отец Дракулы жил с семьёй в изгнании и являлся только кандидатом на трон.

В Средние века в Валахии (Румынской Стране) было принято, что всякий кандидат в князья собирал вокруг себя горстку доверенных лиц из боярской среды, которые помогали ему вести дела. Эти люди не имели ни денег, ни связей, но обладали полезными талантами – например, умением красиво говорить, стратегически мыслить, ясно излагать мысли на бумаге.

Если кандидат становился князем, то все его помощники, которые до того момента служили бесплатно, получали должности при дворе, а также большие имения и другие милости.

Недалеко от города Тырговиште, который когда-то был валашской (румынской) столицей, до сих пор есть село Удрешть, которое принадлежало боярину Мане
Недалеко от города Тырговиште, который когда-то был валашской (румынской) столицей, до сих пор есть село Удрешть, которое принадлежало боярину Мане

Возможно, среди добровольных помощников отца Дракулы оказался и Мане Удрище. Но даже если Мане пришёл на службу в конце 1430-х годов, то есть после того, как отец Дракулы стал князем, всё равно получается, что сам Дракула, часто видевший отцовских бояр, помнил «дядю Мане» с детства.

Также не подлежит сомнению, что Мане Удрище со своим братом Стояном не играл серьёзной роли в княжеском совете. Об этом говорит княжеская грамота 1439 года.

Согласно правилам, в княжеской грамоте перечислялись все бояре, которые были на совете в тот день, когда её составили. Но главное – требовалось соблюсти порядок перечисления. Чем знатнее человек, тем ближе к началу списка, а Мане Удрище с братом упомянуты в числе последних, и это говорит о многом.

Предательство

Конечно, Мане Удрище считал себя обделённым, и смириться с этим не желал. Ему хотелось продолжить карьеру, и брат Стоян, скорее всего, держался того же мнения, однако оба брата понимали, что ждать новых милостей от отца Дракулы вряд ли следует.

Затем настал 1446 год, когда отец Дракулы стал неугоден венграм, и они решили его свергнуть. В конце декабря венгр Янош Хуньяди пришёл в Валахию с войском, отрубил отцу Дракулы голову, а на освободившемся троне устроил нового князя – Владислава II.

Слева – кадр из румынского фильма, где показан отец Дракулы. Справа – портрет Яноша Хуньяди, сделанный нейросетью
Слева – кадр из румынского фильма, где показан отец Дракулы. Справа – портрет Яноша Хуньяди, сделанный нейросетью

Мане Удрище поддержал венгерского ставленника, причём оказал ему какую-то очень ценную услугу, потому что влияние Мане в княжеском совете резко возросло. Во всех грамотах Владислава II, где упоминается Мане Удрище, этот боярин всегда стоит первым в списке участников совета.

Грамота Владислава II, где Мане Удрище указан первым в списке. Прямо после слова "свидетели" написано "жупан (боярин) Мане Удрище" (Фото из личного архива автора статьи)
Грамота Владислава II, где Мане Удрище указан первым в списке. Прямо после слова "свидетели" написано "жупан (боярин) Мане Удрище" (Фото из личного архива автора статьи)

Был последним, а стал первым. Такие перемены не происходят просто так. Но что же сделал Мане, мы можем только предположить. Судя по всему, он ещё до прихода венгров понял, куда дует ветер, и в приватных беседах уговорил большинство бояр покориться воле венгров, не препятствовать смене власти.

Именно поэтому в совете Владислава II помимо самого Мане с братом оказались 12 бояр, служивших отцу Дракулы, а также некий Михаил, который при отце Дракулы был простым писарем, а при Владиславе возглавил княжескую канцелярию.

Спустя 10 лет сам Дракула спросит бояр на пиру: «Почему князья постоянно меняются, а бояре в княжеском совете всё те же?» А потому, что этих людей в своё время переманил умелыми речами боярин Мане Удрище.

Дракула спрашивает на пиру: "Сколько государей было в этой стране?" (Рисунок румынского художника Раду Олтяна)
Дракула спрашивает на пиру: "Сколько государей было в этой стране?" (Рисунок румынского художника Раду Олтяна)

Если бы об этих беседах узнал отец Дракулы, Мане Удрище лишился бы головы, но Мане рискнул и выиграл – при Владиславе II он стал первым в совете. Что касается Стояна, то он стал начальником конницы наряду с другим боярином – Димитром.

Пробуждение совести

Со сменой князя карьерные амбиции Мане были удовлетворены. Мане сделался самым влиятельным боярином в совете, а более высокой должности просто не существовало. Мысли этого человека больше не были заняты заботами о мирских благах и обратились в сторону духовного. В те времена люди были склонны задумываться о спасении души, когда приближалась старость.

В грамоте от 2 января 1450 года сказано, что Мане Удрище дарит монастырю под названием Козия водяную мельницу. Чем вызвана такая щедрость, не уточняется, и это довольно странно, поскольку в той же грамоте очень подробно рассказывается история, как боярин Казан и его брат Раду решили сделать монастырю дар.

Казан и Раду пожелали, чтобы настоятель Иосиф включил в «монастырский поминальник» всю их семью, а именно: их отца Радула, их мать Стану, самих Казана и Раду, а также их покойного брата Сахака. Казан и Раду просили для себя и родичей «вечного поминовения», а взамен подарили водяную мельницу и «место под келью», чтобы кто-то из монахов мог жить рядом с мельницей и следить за ней.

В грамоте сообщается, что Казан и Раду попросили князя Владислава оформить грамотой этот дар, чтобы и следующий настоятель помнил, кого нужно поминать. В общем, подробностей куча, и в этой куче как-то странно выглядит одинокая фраза, что ещё одну водяную мельницу дарит боярин Мане Удрище.

Складывается впечатление, что мысль о пожертвовании возникла у Мане внезапно, когда он, присутствуя на совете, услышал просьбу Казана и Раду. «Ну и от меня припишите мельницу», – наверное, сказал Мане, которому вдруг захотелось сделать доброе дело, а вот что за грехи он стремился искупить этим благодеянием, не сказал.

Боярин Мане Удрище задумался о спасении души (Рисунок нейросети)
Боярин Мане Удрище задумался о спасении души (Рисунок нейросети)

К Дракуле за прощением

Суля по всему, дарение мельницы не очень помогло, и Мане Удрище продолжал терзаться из-за давнего предательства, так что не позднее 1455 года он начал переговоры с Дракулой, который в то время скрывался в Трансильвании и собирал силы, чтобы отвоевать у Владислава трон.

То, что инициатива в этих переговорах исходила именно от Мане, а не от Дракулы, можно утверждать почти наверняка. Ведь мы знаем, как Дракула относился к Яношу Хуньяди – примирение так и не состоялось. Так с чего бы Дракуле искать примирения с кем-либо из бояр-предателей?

У Дракулы не было никаких причин вступать в переговоры с Мане, а вот у Мане причина была – неуспокоенная совесть.

В 1446 году Мане Удрище думал только о карьере, но через несколько лет, вкусив власти и пресытившись ею, задумался о спасении души. Он решил исправить последствия своего давнего предательства – вернуть валашский престол законному наследнику, то есть Дракуле.

С чисто практической точки зрения Мане было выгоднее ничего не делать, потому что риск получался серьёзный:

  • неизвестно как повёл бы себя Дракула при первой встрече – может, только завидев предателя, зарубил бы его и не стал ничего слушать;
  • о переговорах с Дракулой мог узнать Владислав, и тогда Мане был бы казнён;
  • государственный переворот мог не получиться, и в этом случае Мане тоже поплатился бы головой.

И всё же этот боярин решил действовать – разыскал Дракулу, находившегося в это время в Молдавии или в Трансильвании, покаянно склонил перед ним голову и предложил помощь.

Мане на службе у Дракулы

Из всех бояр, предавших отца Дракулы, Мане Удрище и его брат Стоян оказались единственными, кто упоминается в грамотах самого Дракулы. Остальные предатели (12 бояр) не упоминаются у Дракулы ни разу. Не упоминаются они и в грамотах последующих государей. Эти бояре как будто исчезли.

Куда в итоге исчезли бояре, нетрудно догадаться (Авторский коллаж на основе рисунка нейросети)
Куда в итоге исчезли бояре, нетрудно догадаться (Авторский коллаж на основе рисунка нейросети)

Большинство из них были посажены Дракулой на кол. Двое сбежали в Венгрию и стали служить одному из претендентов на валашский трон, но в итоге тоже нашли свою смерть. Писарь Михаил, кстати, тоже сбежал, но он единственный из всех скончался мирно.

Так почему же Мане Удрище и Стоян остались в совете и не были наказаны? Ответ только один – они помогли Дракуле вернуть власть и рассказали о подробностях боярского заговора.

Важно и то, что Мане Удрище с братом Стояном раскаялись вовремя, ведь очевидно, что осенью 1456 года, когда Дракула уже сверг Владислава, остальные бояре-предатели также пытались вымолить себе прощение, но было слишком поздно. Мане Удрище и Стоян раскаялись заранее – не позднее 1455 года – и потому выжили.

Как Мане помогал Дракуле

Неизвестно, как проходил разговор Мане с Дракулой, когда боярин приехал к сыну своего бывшего государя первый раз, однако итоги известны.

Дракула согласился принять помощь от Мане, но поставил условие: «Никого из предателей моего отца я больше не прощу – прощаю только тебя и твоего брата. Поэтому если станешь перетягивать на мою сторону кого-то из бояр Владислава, перетягивай только тех, кто поступил к нему на службу недавно и не запятнал себя предательством».

Мане вернулся ко двору и начал делать то же самое, что уже делал когда-то, 10 лет назад. Он тайно переговорил с несколькими боярами из княжеского совета, предлагая перейти на службу к Дракуле.

Как Мане и обещал, он говорил только с боярами-новичками и в итоге завербовал несколько человек. Эти бояре упоминаются в грамотах Дракулы:

  • Казан Сахаков – тот самый, который в 1450 году дарил водяную мельницу монастырю Козия, а своё прозвище получил по имени умершего брата.
  • Стан Нэгрев – сын боярина Нэгри, служившего начальником конницы у одного из прошлых князей. Сам Стан Нэгрев до Владислава никому не служил.
  • Дука – происходил из греческой семьи. До Владислава никому не служил.

Подрывная деятельность Мане продолжалась вплоть до весны 1456 года, а затем началась подготовка государственного переворота.

В грамоте от 15 апреля 1456 года, составленной незадолго до того, как Владислав был свергнут Дракулой, осталось свидетельство, что Мане Удрище не присутствовал на совете в тот день. Вместо Мане там заседал его сын Драгомир, а сам боярин, очевидно, поехал к Дракуле, чтобы отчитаться и последний раз обговорить все детали предстоящего захвата власти.

Судьба Мане после прихода Дракулы к власти

Дракула пришёл к власти в августе 1456 года, а боярин Мане Удрище последний раз упоминается в грамоте от 16 апреля 1457 года. Его младший брат Стоян последний раз упоминается 20 сентября 1459 года.

Грамота Дракулы (фрагмент), где в последний раз упоминается Стоян. Написано "Стоика пехарник", то есть "Стоян придворный виночерпий"
Грамота Дракулы (фрагмент), где в последний раз упоминается Стоян. Написано "Стоика пехарник", то есть "Стоян придворный виночерпий"

Исследователь Матей Казаку в своей книге «Дракула» говорит, что эти бояре исчезли из грамот потому, что были казнены. Однако этому утверждению противоречат факты.

Мане Удрище и его брат во второй половине 1450-х годов уже находились в почтенном возрасте. Обоим было под 60 лет, а Дракула являлся правителем энергичным, постоянно ходил в походы, поэтому, вероятнее всего, престарелые бояре просто не выдержали такого темпа и решили уйти на покой.

Ещё один довод в пользу мирного ухода связан с судьбой имений Мане. Если бы Дракула казнил этого боярина, то конфисковал бы его землю, однако этого не произошло. Известно, что имения получил в наследство сын Мане – Драгомир.

Драгомир не упоминается в грамотах Дракулы, зато упоминается у брата Дракулы – Раду Красивого, а также у последующих государей.

Автор статьи: Светлана Лыжина