Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Родительская история

Как говорилось в одном известном психологическом меме: “Давайте просто обвиним во всем ваших родителей и закончим сегодня пораньше”. Родители всегда влияют на личность своего ребенка, но они не могут повлиять на то, какой ребенок выберет в жизни путь.

Давайте представим абстрактную ситуацию: старые бараки, алкоголизированная семья, в которой растут две девочки-погодки. Старшая сестра старается хорошо учиться, поступает в университет в другом городе и постепенно устраивает свою жизнь, в то время как младшая списывается вместе с родителями. Воспитание было одинаковым, к обеим дочерям родители не демонстрировали теплых чувств, обе были практически брошены на произвол судьбы, соседей и полуслепой бабушки.

Почему же тогда одна из них решила спасти себя, а другая покорно капитулировала перед семейной историей?

Ранее детство не считалось ценным — оно было лишь подготовкой ко взрослой жизни, которая могла начаться очень рано. У детей из сложных семей детство заканчивается раньше, и перед ними стоит выбор: принять то, что им придется быстро повзрослеть, или упорно цепляться за роль ребенка.

Что влияет на их выбор?

  1. Генетика.
  2. Различные заболевания (преимущественно, наследственные, хронические, полученные после физических травм, неизлечимые).
  3. Свойства нервной системы.

Эти факторы — те, на которые ни одна из девочек осознанно повлиять не может. Мы не выбираем, что нам передают по наследству мамы и папы. Мы не застрахованы от травм. А о том, чтобы тренировать нервную систему и приспосабливать ее особенности под определенную окружающую среду, — к этому определенно приходим не сразу.

  • Влияние внешней среды.

Этот пункт является, как мне кажется, очень значимым. Ведь если подумать, описанные девочки-погодки существуют в несколько разных мирах. Одна может учиться в классе с такими же детьми алкоголиков, в то время как другая попадет в класс с детьми из семей, которые не переживают трудные времена. То, что мы видим, — во многом определяет наши стремления.

Захочет ли девочка стать такой же умной, как отличник Вася Печенкин, щелкающий математические задачки как орешки?

Будет ли ее сестра тайно курить за гаражами с одноклассниками?

Смогут ли они быть откровенными друг с другом и оказывать взаимную поддержку?

Здесь я сошлюсь на нежно любимую мной схема-терапию, а именно на базовое руководство Джеффри Янга: “Динамика семьи ребенка - это динамика всего его мира на ранних этапах его жизни. По мере взросления ребенка приобретают значение другие источники воздействия — сверстники, школа, различные группы и сообщества, окружающая культура”.

Таким образом, семейная история + факторы, на которые нельзя осознанно повлиять + фрустрация потребностей = определенная линия развития ребенка.

На нее также влияют травматизация, избыток положительного жизненного опыта и избирательность идентификация.

-2

В описанном мной выше абстрактном примере отчетливо заметен последний пункт, когда дети избирательно идентифицируют себя с родителями, перенимая лишь некоторые аспекты значимых других.

Например, старшая дочь, видя упрямство родителей в отказе от лечения, перенимает это упрямство, отказываясь следовать семейному сценарию, в то время как младшая капитулирует перед этим сценарием, безвольно перенимая родительские паттерны поведения.

Поэтому — да, мы во многом сформированы нашими родителями или лицами, их замещающими. Но никто не помешает нам вырваться из замкнутого круга.

Автор: Канавина София Сергеевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru