Найти тему
Cinema Asylum

Сами_смотрим №31: «История российских тюрем» (2023), «Флора и сын» (2023), «Ведьма» (2015)

Оглавление

Рассказывает Анастасия Гончарова:

«История российских тюрем» (2023)

Реж. Юлия Бобкова, Сергей Попов

Кадр из фильма «История российских тюрем. Бутырка», 2023, KION
Кадр из фильма «История российских тюрем. Бутырка», 2023, KION

«История российских тюрем» — документальный проект онлайн-платформы KION, мини-сериал, две серии которого на данный момент доступны к просмотру. Это две истории про русские тюрьмы, о которых, кажется, слышал каждый соотечественник: Бутырский тюремный замок или Бутырка в Москве и Владимирский централ во Владимире. Оба учреждения не только неразрывно связаны с историей страны (одних политзаключенных сколько туда направили), но и уже давно очень прочно укоренились в народном фольклоре. Строчка «Владимирский централ, ветер северный...» хорошо знакома, даже если вы ни разу не слушали Радио «Шансон» и не сидели на лавочке в Твери рядом с бронзовой скульптурой Михаила Круга.

Кажется, создатели мини-сериала решили продолжить эксплуатацию мест заключения в «сказочном» ключе. Вроде бы не только показывают общие планы тюрем как неприступных крепостей, но и беседуют с людьми, которые вынуждены находиться внутри, но ощущение, что это все происходит в другой реальности, не пропадает. Зрителя знакомят с историей создания тюрем, их внутренним убранством (слово, подходящее для сказочных тюрем, но совсем не подходящее для российских реалий), их распорядком дня и местными достопримечательностями (да, есть и такое). Показывают и заключенных, которые готовят, учат историю России на специально организованных уроках, участвуют в театральных постановках. Они будто мальчики из сказочных шотландских повестей про Питера Пена, которые живут в своей вакуумном выдуманном мире, где нет ответственности и не надо взрослеть.

Но взглянем правде в глаза, авторами заявлена история российских, а не скандинавских тюрем. У нас вместо хюгге и лагом балом правят другие философии. Поэтому гуманный посыл показать арестантов как обычных, таких же как и мы, людей превращается в ощущение, что тебя, зрителя по ту сторону экрана, жестоко обманывают. Системы наказаний, поломанные судьбы, озлобленные и неготовые к адаптации в социум люди — вот взгляд в некривое зеркало. И не для того, чтобы позлорадствовать или почувствовать себя лучше, а для того, чтобы иметь четкое представление о преступлении и наказании, о том, что оруэлловский принцип разделения из «Скотного двора» все еще действует, наконец, о том, что насилие — не выход.

------------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Анна Константинова:

«Флора и сын» / Flora and son (2023)

Реж. Джон Карни

Кадр из фильма «Флора и сын» / Flora and son, 2023, Apple TV+
Кадр из фильма «Флора и сын» / Flora and son, 2023, Apple TV+

Дублин «как он есть» с юными мечтателями и тридцатилетними прожигателями жизни открывает свой мирок через простую семью. Бэбиситтер Флора (Ив Хьюсон) воспитывает своего проблемного сына-подростка Макса, делая перерывы на ночные рейвы и случайные связи. Гитару — запоздалый подарок матери на день рождения — Макс пытается выбросить в окно: крутые тачки, девочки и рэп ему куда интереснее. Флора же, поспорив с ненадежным отцом Макса и бывшим мужем, начинает брать уроки музыки у красавчика-гитариста (Джозеф Гордон-Левитт).

Перед зрителем предстает не типичный ромком, не ирландская «чернуха» о жизни работяг и малолетних преступников, а душевная камерная история о поиске баланса в жизни.

Пример «хорошего доброго кино» не ограничивается мило-драматичным очерком, к которому легко придраться, только совсем не хочется! Простые, но действенные визуальные решения показывают душевную близость персонажей Хьюсон и Гордон-Левитта, а зритель буквально чувствует магию музыки.

Сильная музыкальная составляющая — важный элемент во всех фильмах режиссера. В ключевой момент фильма играет песня Both Sides Now авторства Джони Митчелл, которая повествует о неоднозначности и многогранности любви и жизни. Эта трогательная композиция не в первый раз звучит в кино: ее пела Руби из «CODA: Ребенок глухих родителей» и слушала с комом в горле Карен из «Реальной любви». Каждый раз песня становится точкой невозврата и меняет судьбы героев. Здесь традиция сохраняется, а зрители с большой вероятностью включают Shazam.

Гармоничная и искренняя мелодрама Джона Карни — идеальный выбор на вечер, чуткая рекомендация любой «расшатанной» душе.

------------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Тарас Русаль:

«Ведьма» /The VVitch: A New-England Folktale (2015)

Реж. Роберт Эггерс

Кадр из фильма «Ведьма» /The VVitch: A New-England Folktale, 2015, Parts and Labor
Кадр из фильма «Ведьма» /The VVitch: A New-England Folktale, 2015, Parts and Labor

Это первая полнометражная работа американского режиссера Роберта Эггерса. Сейчас его имя все больше на слуху, особенно после нашумевшего фильма «Маяк» (2019) с Дефо и Паттинсоном. Да и следующий его фильм «Варяг» (2022) вызвал интерес и споры между зрителями. Через эти три фильма легко можно заметить режиссерский почерк, который начал формироваться еще с первых работ.

Но остановимся все-таки на «Ведьме». В первую очередь обращает на себя внимание общая атмосфера: в кадре мало цвета и света, подавляющая часть сцен была снята при естественном освещении. И с одной стороны, это добавляет большего реализма происходящему, а с другой — давит и тревожит зрителя. Похожее гнетущее настроение вызывает в фильме вид леса. В нем отчетливо слышно все, небольшие шорохи, порывы ветра и крики вдалеке. Лес занимает весь кадр, лес хранит в себе тайны, которые могут не понравиться. Благодаря особому соотношению сторон, в котором снят фильм, лес кажется еще выше, а дом, наоборот меньше и теснее.

Не случайно герои живут именно у леса. В разных мифах и сказках именно с лесом зачастую связаны неприятные истории. В лесу теряются, в лесу похищают, в лесу оставляют умирать. И такое представление на уровне фольклора есть у разных народов, поэтому вся история становится понятной для разных людей. Именно эта универсальность и атмосфера делают этот хоррор таким пугающим.

—----------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!

#самисмотрим