Найти в Дзене
Мир глазами пенсионерки

Что на роду написано...

- Пирожки, кому пирожки, с мясом, с картошкой.

- Женщина чего вы так кричите, - сделала замечание Лиде одна из торговок на импровизированном базарчике около автозаправки.

- Пирожки свежие, мягкие, как пух.

- У меня тоже яблоки красивые, свежие, сладкие, но я же не кричу. Покупатель сам найдет товар, который ему нужен.

- Вы можете здесь целый день сидеть, а у меня дети остались с соседкой.

- Уже и детей приплела сюда, вот люди пошли. – Лида не обращала внимание на женщину, которая начала настраивать соседок против нее. Она первый раз пришла сюда не от скуки, а от того, что ей нужны деньги, чтобы старшенького собрать в школу. Ей было стыдно заниматься этим ремеслом, но пришлось. Мужа сократили на работе, а она с малышом в декретном отпуске.

- Вы как хотите, а я пойду куплю один пирожок, вид у них прямо манит. – Встала крупная женщина, торговавшая зеленью да овощами. Она долго выбирала взглядом.

- Ты, дорогуша, не обращай на нас внимание, мы же тоже не от хорошей жизни здесь сидим. Только Машка лишнюю копеечку зарабатывает, а остальные – чтоб не перебиваться с хлеба на воду. – Эта женщина расположила Лиду к себе. Они познакомились. Валентина только что вышла на пенсию, работу оставила, пенсию еще ни разу не получила, не знает, по каким причинам ей ее задерживают.

- Ты, Лида, мужика гони на работу, а то избалуешь его, нельзя все тащить на себе. Я через это прошла. Мой-то маялся от безделья, а потом пошел по наклонной, спился совсем. Вот и мучаюсь, а не бросишь, родственников у него здесь нет. Дочь хотела забрать к себе. Я ее отговорила. Зять посмотрит на эти концерты и еще сбежит.

- Что вы, тетя Валя, мой Сереженька не такой. Он ищет работу, но пока ничего стоящего не попадается.

- Так детей зачем тогда с соседкой оставляешь?

- Сегодня он с утра уехал на рыбалку, будет рыбу солить и вялить, а я – продавать, чтоб ни одними пирожками торговать.

- Это, конечно, ваше дело, но запомни мои слова. В семье мужчина должен быть добытчиком денег, у женщин других дел хватает. – Валентина купила два пирожка, откусила – действительно, сами тают, их жевать не надо. – Лида, где же ты такой рецепт вычитала? В Интернете?

- Нет, бабушка научила. – Молодая женщина начала взахлеб расхваливать свою бабушку, которая была мастерицей выпечки.- Она и на свадьбы пироги пекла и на помин. И меня научила. Все время говорила, что это пригодится в жизни…

У Валентины оказалась легкая рука. Пирожки расхватали за полчаса. Неудобно ей стало перед последним покупателем. Мужчина намеревался взять с десяток, а осталось всего два.

- А можно вам заказать на завтра штук двадцать?

- Конечно, я их отдельно положу. Я теперь каждый день буду здесь торговать, - воодушевленная успешным днем, заскочила в придорожный магазин, купила гостинцы детям. Она теперь свой «бизнес» поставит на поток. Сегодня она почувствовала, что это прибыльное дело. Только на велосипеде много не увезешь… Ничего, она будет делать два рейса.

Муж приехал к вечеру навеселе почти без улова, начал оправдываться, что день неудачный, но завтра обязательно клев будет отменный. Лида верит своему мужу, поэтому и промолчала насчет его веселого состояния. Хоть и вырос ее Сергей в городе, но к деревенским обязанностям за восемь лет совместной жизни привык. В большей мере он, конечно, стратег, мечтатель, а вот, чтоб все это применить на практике – труднее, не всегда доводил дело до конца. Так и с рыбалкой вышло. Не вникал во все тонкости рыбаков, как он сам перед женой оправдывался, вот у него ничего и не получается.

Лида же до того увлеклась выпечкой, что и сдобу стала продавать. Дело ее медленно, но поползло в гору.

- Сережа, нам бы мотоцикл с коляской купить, а то я устала педалями крутить весь день. Ноги устают.

- Ну и на что ты его купишь? Он не тысячу стоит.

- Лаврентьич, слышала работников набирает себе на ферму, сходи, права-то у тебя есть, может, водителем возьмет.

- Ты меня хочешь загнать в кабалу, Митька у него работает с раннего утра до позднего вечера. Жалуется, что семью свою не видит.

- Не хотелось тебя обижать, но ты сам вынуждаешь. Ты ее когда видишь? Как ни приеду, тебя дома нет, мальчишки у Таисии. А ты приходишь веселенький и начинаешь тут права качать.

- Что? Уже не нравлюсь? Снюхалась что ли с кем? Смотри, если узнаю, мало не покажется. – Лида сама по себе неконфликтная женщина, поэтому сразу замолкала и уходила на кухню, на свое любимое место в доме. Когда она начинает заниматься с тестом, забывает буквально про все. Это был тот мир, в котором женщина полностью растворялась…

Вечером едва хватало сил накупать и уложить спать своих сыновей. Не может найти причину, почему Сергей перестал помогать ей с детьми. Даже, если и попросит мужа, в ответ слышала:

- Приучай к самостоятельности, пусть сами начинают себя обслуживать. – Нарываться на грубость ей не хотелось, да и без толку Сергею доказывать, что Алешке нет еще трех лет, а Санек, хоть и пойдет в этом году в школу, за братом ухаживать еще не может. Молчком все делала…

Так бы и жила Лидия, если бы не случай. В тот день она, как всегда, стояла со своей продукцией. Не успевала прятать купюры в карман белоснежного фартука, потому что брали не по паре, а по десятку пирожков или булочек.

- Женщина, - к Лиде подошел представительный мужчина, - этим продуктом нельзя торговать у дороги, пыль летит. Не боитесь, что ваши покупатели могут отравиться?

- Я же товар прикрываю салфеткой, посмотрите.

- Да вижу я. Вообще-то, я к вам с предложением. У меня кондитерская, а таких мастериц, как вы, нет.

- Простите, но у меня нет никакого образования.

- Давайте сначала попробуем, а там видно будет.

- Нет, так дело не пойдет, вы меня сорвете с этого места, а потом выгоните из своей кондитерской, если что-то вам не понравится, а у меня семья, ее кормить надо.

- Без мужа живешь? – Лида замялась, стыдно ей было говорить, как опускается ее Сергей, которого, как ей казалось, любила. Если раньше возвращался к вечеру поддатый, то сейчас бывает и такое, что приползает на карачках.

- Муж есть, только работы нет в нашем поселке. Вы думаете, я тут от хорошей жизни стою?

- Так я и мужа вашего могу трудоустроить, мне нужны грузчики, водители. Вы обдумайте с ним мое предложение, а завтра дадите ответ. А сейчас заверните мне пару ватрушек, угощу своих работников.

- Не знаю даже, каким будет мой ответ. У меня же двое детей. Маленького надо в садик устраивать, а старшего в первый класс собираю.

- Да все должно решиться само собой. Около моей кондитерской новая школа, и садик рядом. Приедете на работу, все у вас под рукой. – За Лиду впервые решает ее вопросы мужчина, Сергей давно уже от всего отстранился.

- Хорошо, я поговорю с мужем, - мужчина удалился. Подошла Валентина.

- Лида, соглашайся, редко такие предложения поступают. И стаж будет идти, хотя я в молодости тоже не задумывалась о пенсии. А теперь кусаю локотки. Пенсию-то вчера принесли мизерную, так и придется тут сидеть, пока ноги ходят.

Дома Лиде не с кем было разговаривать, потому что, как только вошла в дом, услышала из спальни храп. В доме перегар – не продохнуть. Тут и вспомнила рассказ Валентины о своем муже. Неужели и ей придется мучиться с ним до старости? Как только представила эту картину – вопрос решился само собой. И зарплата у нее будет, и стаж, и дети под присмотром. Самое главное – она продолжит заниматься любимым делом.

На следующий день, как только увидела Льва Григорьевича, глаза ее засияли.

- Вижу, вы приняли мое предложение. Очень рад. Вот моя визитка, завтра жду вас с мужем по этому адресу. – Лида немного замялась. – Что-то не так?

- Муж пока не может, у него какое-то есть предложение от фермера, - не могла она сказать мужчине всей правды. - Да я еще про транспорт думала. Утром-то я на рейсовом автобусе буду ездить, а вечером, вдруг задержусь?

- Обещаю, на улице с детьми вы ночевать не останетесь. У меня водитель с вашего поселка, может, знаете Смирнова Илью? – Лида даже покраснела. Как ей не знать. Это тот мужчина, по которому сохло ее сердце в школьные годы. Именно из-за него она не поехала поступать в город. Боялась, что окрутит его Танька Белолобова. Так и вышло. Лида без образования, а он женился на Таньке.

Не сказать, что в отместку она вышла замуж за Сергея. Полюбила его или ее сердце замучилось страдать, хотелось ему радости. Познакомилась Лида со своим мужем у двоюродной сестры на свадьбе. Как все городские, он умел красиво ухаживать и преподнести себя. В какой-то мере она даже гордилась, что за ней стал ухаживать столь видный парень. Приезжал на каждые выходные, они гуляли по поселку.

Сначала она познакомила будущего мужа со всеми достопримечательностями в центре поселка. Потом они вышли за околицу, откуда открывался чудесный вид на озеро. Особенно любовались закатом, который оставлял свои следы на неподвижной воде. Эти багряные блики отражались и в их глазах. До поздней осени они встречались, как тогда называли, дружили.

В один из вечеров Сергей предложил ей замуж. Мама одобрила его.

- Правильный парень, не к сожительству зовет, а хочет сделать своей женой, это, дочка, надо ценить. Илью тебе все равно не вернуть, говорят, Танька уже встала на учет по беременности. Не упусти свой шанс. Он дается только раз в жизни…

Перед новым годом они сыграли деревенскую свадьбу, на которой гуляло полпоселка. Позже ей подруга сказала, что даже Илья приходил, только за стол не садился…

И радовали ее слова Льва Григорьевича, и в то же самое время пугали: как муж посмотрит на все это? Он же прекрасно знает, что это ее первая любовь.

Все-таки Лида решилась на такой шаг. И вот она в просторном зале кондитерской, где многое механизировано. Через сито муку пропускала, а вот тесто замешивала вручную. Всем объяснила, почему она это делает.

- Тесто вбирает в себя любовь и энергию, поэтому и выпечка получается такой воздушной. – Наплыв огромный, товар не задерживается. Лев Григорьевич прямо на глазах богател, пришло в голову – открыть еще одну кондитерскую.

Лида вставала очень рано, собирала детей, готовила мужу завтрак, хотя он этого не заслуживал. Ни одного дня не видела она его трезвым. Ей порой и домой не хотелось возвращаться. Праздник ее жизни оставался там, в кондитерской, а дома – настоящие трущобы, выхода из которых она не видела.

Илья тоже себя с ней ведет настороженно, хотя Лида и не ждала с его стороны никакого внимания: у них обоих семьи. Да и их общение приведет только к сплетням. Она уже не раз на себе замечала косые взгляды жены Ильи. Поэтому они вели себя, как сотрудники одной фирмы…

Как-то раз ей пришлось выйти на работу в свой выходной день. Она спешила с мальчишками на автобус, слышала работу движка машины Ильи, она узнавала по звуку.

- Пацаны, запрыгивайте, - мальчишки наперегонки кинулись к авто, заняли свои обычные места на заднем сиденье. – Лида, ты чего стоишь? Садись. – Не ускользнула от нее загадочная улыбка Ильи. Как всегда, всю дорогу молчали, только перекидывались взглядами.

Высадив детей, Илья не вытерпел.

- Лида, я устал уже чувствовать тебя рядом и не имею возможности даже прикоснуться к тебе.

- Илья, ни к чему это не приведет, уже опоздали, у нас семьи.

- Но попробовать, я думаю, стоит. Устал я просто притворятся. По слухам знаю, что у тебя жизнь тоже не сахар. Мне очень тяжело жить с нелюбимой. – Лида не стала задерживаться и скрылась в дверях кондитерской, где ее уже ждал Лев Григорьевич.

- Лида, я открываю еще одну кондитерскую, хочу тебя поставить там главной. Как ты на это смотришь?

- Не знаю, у меня нет никакого навыка руководства, я тот муравей, который трудится.

- Твоя задача смотреть, чтоб не нарушалась технология, а для всего остального у меня есть люди. – Лида дала согласие. У нее появилось больше свободного времени. Илья постоянно крутился около нее. Женщина понимала, что она уже в том возрасте, когда не стоит с головой нырять в омут, поэтому мужчину держала на расстоянии.

Это голова подчиняется разуму, а у сердца нет никаких запретов. Со временем Лида поняла, что ей очень хочется остаться с ним наедине. Дома ее ничего не радовало. Сергей представлял из себя какое-то ничтожество. Небритый, заросший, неопрятный, в грязной одежде, хотя каждый день клала перед кроватью на стул чистую. Ей вспоминать все это даже противно.

А Илья всегда в свежей рубашке, коротко постриженный, побритый, она понимает, что это не заслуга его жены. Сколько Лида его знает, он всегда был аккуратистом. Женщине было просто приятно на него смотреть.

Однажды она увидела его мрачным.

- Илюша, что с лучилось?

- С Танькой расходимся, совсем женщина с ума сошла, запилила меня, если я задерживаюсь на работе. Так и думает, что я с тобой. Не обидно было бы, если все это оказалось правдой.

- А как же дочка?

- С собой забирает, уходит к матери.

- Не расстраивайся, еще помиритесь.

- Да мне она не нужна, я с тобой жить хочу, - все, о чем думал мужчина, лилось буквально рекой. – Я не смогу жить без Людмилки, она для меня все в этой жизни.

Лида подошла к нему и по-матерински пожалела его. Лучше бы она этого не делала. Как изголодавшийся зверек, Илья начал ее целовать, прижимать к себе… Люда с Ильей каждый обеденный перерыв проводили вместе. Они уже устали прятаться.

- Лида, давай снимем здесь квартиру и заживем одной семьей. – Предложение было заманчивым для нее, но ей жалко оставлять мужа, хотя от него осталось только одно слово, он уже совсем походил на дикаря, но она во всем винила себя, что мало времени уделяла мужу, вот он и упал на дно. Потом в ее памяти воскресли слова Валентины… Нет, ей надо жить для себя и для детей. Сергей никак не может служить для них примером.

И женщина дала согласие. Первый год они были просто сожителями, хотя Илья не раз ей намекал, что хочет видеть Лиду в качестве законной жены. Лишь только удостоверившись, что Илья полюбил ее мальчишек, как своих собственных, она дала согласие на брак. И для Лиды началась совсем другая жизнь, о которой мечтает каждая женщина.