Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Битва на Кедровом ручье: почему лёгкая и стремительная победа Конфедератов вдруг обернулась сокрушительным поражением для них же самих

Оглавление

19 октября 1864 года в окрестностях Седар-Крик в штате Вирджиния, произошло одно из ключевых сражений американской Гражданской войны. Битва, в которой участвовало свыше 50 тысяч человек с обеих сторон, положила конец не только кампании в долине Шенандоа, но и конец карьере командующего армии Южан - Джубала Эрли. Того самого Эрли, который за несколько часов до этого в ходе решительной атаки в пух и прах разнёс неприятельский лагерь. И тут вдруг совершенно неожиданно был побеждён казалось бы, уже разбитым противником. Как же такое могло произойти и почему Эрли не смог или не посчитал нужным воспользоваться недавней победой, дабы обернуть исход сражения в свою пользу?

Битва при Седар-Крик (Кедровом ручье). Авторы гравюры, выполненной около 1890 года - Курц и Эллисон.
Битва при Седар-Крик (Кедровом ручье). Авторы гравюры, выполненной около 1890 года - Курц и Эллисон.

«Сюрприз» для Шеридана

Всё началось с того, что накануне вечером, 18 октября 1864 года командующий армии КША, примерно в 20:00, выстроил войска в три колонны и велел немедленно выдвигаться одной из них - той, что была под началом Джона Гордона. К слову, в эту дивизию входила и знаменитая «бригада каменной стены» под командованием Уильяма Терри.

Пройдя между рекой Шенандоа и отрогом горы Массанутен отряд Гордона вышел в окрестности Седар-Крик, название которого переводится на русский язык как «Кедровый ручей».

Остальные же две колонны выступили в путь гораздо позднее - когда время уже приближалось к часу ночи.

Но куда так торопились в ту холодную осеннюю ночь Конфедераты и что было конечной точкой их рейда? О, дело в том, что генерал Эрли планировал устроить сюрприз для армии Шенандоа. Намеревался нанести внезапный визит в их штаб и захватить в плен генерала Северян Филипа Шеридана.

Генерал Джубал Эрли, портрет Джона Уиклифа Лоуза Форстера, написанный в 1912 году по фотографии 1865 года.
Генерал Джубал Эрли, портрет Джона Уиклифа Лоуза Форстера, написанный в 1912 году по фотографии 1865 года.

Надо заметить, что этот «сюрприз» Конфедератам почти удался. Благо, что туманная погода сыграла подчинённым генерала Эрли на руку, позволив им незаметно подобраться к самому вражескому лагерю.

И вот, на рассвете 19 октября 1864 года солдаты армии Шенандоа были разбужены выстрелами мушкетов и торжествующих криков противника. Первым, что они увидели в то утро (а для некоторых - и последним) был направленный на них вражеский штык.

Люди Шеридана массово сдавались в плен, кое-кто пытался скрыться, но был застрелен при попытке бегства. Две трети армии Шенандоа, насчитывающей свыше 31 тысячу человек, была разбита и обращена в бегство.

Правда, кое-кто из командования Северян, в частности, начальник XIX корпуса генерал Эмори, генерал Райт и некоторые другие, попытались оказать сопротивление Конфедератам. Но всё, чего они добились - это лишь смогли выгадать немного времени на то, чтобы успеть дать штабу и обозам возможность отойти подальше от места сражения, а VI корпусу занять более удобные для обороны высоты северо-западнее плантации Белл-Гроув.

Только вот не подозревал тогда ещё Джубал Эрли о том, что командующий Северян и сам подготовил для него «сюрприз», внезапно покинув расположение своей армии и что в военном лагере его нет. И что за это незнание Конфедератам ещё придётся заплатить дорогую цену.

Реванш Федеральной армии

В 6 часов утра Шеридан, находившийся в то время в Винчестере, получил сообщение о том, что вдали слышны звуки канонады. Но решил не придавать значения этим слухам и как ни в чём ни бывало отправился завтракать.

К армии он отбыл только около 09:00. И уже в пути понял, что звуки боя слышатся всё ближе и ближе, а это означает только одно: его армия отступает. Но что, ради всего святого, там могло произойти?..

По мере приближения к Кедровому ручью, Шеридану всё чаще и чаще попадались разрозненные отряды беглецов. И вот, прибыв в Ньютон, он приказал капитану Уильяму Маккинли выстроить заградительную линию для перехвата дезертиров.

Сам же, Шеридан, добравшись до поля боя, принялся собирать свои наполовину разбитые и совершенно расстроенные отряды и формировать из них боевую линию к северу от Миддлтауна.

«Назад, парни! Устройте им ад, че_рт возьми! Ночью мы ещё выпьем кофе за Кедровым ручьём!»

Шеридан объединяет войска Союза в Седар-Крик после своей знаменитой поездки из Винчестера. Автор исходного изображения - Туре де Тульструп  (1848–1930).
Шеридан объединяет войска Союза в Седар-Крик после своей знаменитой поездки из Винчестера. Автор исходного изображения - Туре де Тульструп (1848–1930).

Так крикнул генерал Шеридан своим солдатам, которые заметно приободрились, увидев своего командующего на поле боя.

А что же в это время делали Конфедераты под предводительством Эрли? Они уже прекратили наступление, поскольку их командир посчитал, что всё, что теперь солдатам армии Шенандоа остаётся - это либо уме_реть, либо бежать без оглядки, либо сдаться в плен. О том, что Северяне могут попытаться взять реванш, он даже представить себе не мог.

А между тем именно так всё и случилось. Около 10 утра дня, когда две армии стояли одна напротив другой, Эрли понял, что враг пусть и разбит, но ещё не повержен окончательно. И всё-таки атаковать противника он приказал только в час дня, и то только в том случае, если неприятельские позиции будут не особенно сильны. В итоге всё, чем ограничились Конфедераты - это дали один залп, а затем отошли на исходные позиции.

Между тем Шеридан, говоря о том, что он собирается выпить кофе за Кедровым ручьём, вовсе не шутил и слов на ветер не бросал. Он и вправду собирался контратаковать и только лишь ждал подходящего момента, чтобы осуществить задуманное.

Атака Северян была начата около 16 часов дня, когда тусклое осеннее солнце уже клонилось к закату. Кавалерия атаковала фланги армии Эрли в то время как основная его линия ударила с фронта. Около часа Конфедераты ещё могли удерживать позиции. Но вот их левый фланг дрогнул и кавалеристы Джона Кастера ударили Южанам в тыл.

Паническое бегство после недавней победы

Когда солдаты армии КША увидели, что Северяне отрезали им путь к отступлению, в их рядах началась паника. И это дало возможность Шеридану организовать успешную атаку на тот участок, где находилась дивизия Стивена Рамсера - одного из самых молодых генералов армии Южан. В ходе этой атаки Рамсер был сме_рте_льно ра_нен, а его люди обращены в бегство.

Другие части армии Эрли попытались исправить ситуацию и на какое-то время им это удалось. Вместо Рамсера командование «осиротевшей» дивизией принял на себя генерал Брайан Граймс и на тот момент в рядах его солдат ещё сохранялся хотя бы относительный порядок.

Только вот время уже было упущено. Граймс отдал приказ об организованном отступлении с целью дальнейшего переформирования, но его мало кто послушался. Левый фланг уже обратился в паническое бегство и никакие усилия со стороны командира дивизии или других офицеров больше не могли остановить удиравших без оглядки дезертиров.

А тут ещё до Конфедератов донёсся слух о том, что мост южнее Страстберга рухнул и что теперь им придётся бросить там артиллерию - как свою собственную, так и захваченные утром неприятельские орудия, а также почти весь обоз. И это известие, оказавшееся не сплетнями, а истинной правдой, стало последней каплей, после чего армия Южан уже окончательно обратилась в бегство.

По пятам преследуемые Шериданом, Конфедераты были вынуждены отступить к Фишерс-Хилл, а уже оттуда в Нью-Маркет.

Вместо заключения

В сражении на Кедровом ручье армия Северян потеряла 5 665 человек. Из числа этих потерь 644 были безвозвратными. Среди павших на поле боя оказались и два генерала Федеральной армии - Даниель Бидуалл и Чарльз Ловелл.

Южане же, несмотря на сокрушительное поражение, потеряли меньше людей - 2 910 человек, из них 320 - безвозвратно. Но среди них оказался генерал армии Конфедератов Стивен Рамсер и это стало для Конфедератов серьёзным ударом.

Генерал Стивен Додсон Рамсер, фото 1861-1864 годов.
Генерал Стивен Додсон Рамсер, фото 1861-1864 годов.

Будучи тя_жело ра_не_ным, он попал в плен и у_ме_р на следующий день в штабе Шеридана на плантации Бел-Гров. Буквально за день до сражения на Кедровом Ручье Рамсер узнал о рождении дочери и надеялся получить отпуск, дабы навестить родных и повидаться с малышкой. Но как раз этого ему сделать так и не пришлось.

Что же касается Джубала Эрли, то после Седар-Крик он даже был вынужден писать объяснение сенатскому комитету о причинах столь сокрушительного поражения. И хоть от командования его формально не устранили, но при этом отобрали все боеспособные единицы, оставив лишь небольшую дивизию. С ней Эрли на следующий год, 2 марта 1865 года, как раз и принят участие в сражении при Уэйнсборо, но вновь потерпел неудачу и на этот раз был уже окончательно снят с командных должностей.

Как бы там ни было, но после успешной атаки в начале битвы на Кедровом ручье удача внезапно изменила Джубалу Эрли. И, по воспоминаниям современников, он больше не мог командовать войсками столь же плодотворно, как делал это ранее.

Эрли пытался оправдаться тем, что во время битвы при Седар-Крик допустил лишь одну ошибку, ставшую роковой: позволил своим пехотинцам так увлечься грабежом вражеского лагеря, что те пропустили начало атаки Федералов.

Попробовал он и переложить вину за поражение и на Гордона, из-за чего между этими двумя генералами Южан словно чёрная кошка пробежала.

Но ни одно из этих обвинений не могло помочь Джубалу Эрли восстановить испорченную репутацию и вернуть былую славу. Его звезда полководца во время битвы на Кедровом Ручье вдруг начала стремительно катиться к горизонту и уже окончательно погасла 2 марта 1865 года после очередной неудачи в сражении при Уэйнсборо.

-5