В XVIII веке, когда транспортное сообщение между городами было не так развито и осуществлялось гужевым транспортом, вдоль крупных трактов были построены путевые дворцы. Они были предназначены для отдыха высочайших особ и их свиты во время долгого пути.
На Московском тракте, который являлся главной дорогой из Санкт-Петербурга в Царское Село, Новгород и Москву, первым таким дворцом был Среднерогатский. Он стоял на месте современной Площади Победы. Дворец был построен в середине 1740-ых годов и быстро пришел в ветхость.
Екатерина II велела строить новую огромную резиденцию, которая бы напоминала своим масштабом полноценную загородную усадьбу с господским домом, храмом и парком.
24 июля 1770-ого года русский флот, под предводительством Алексея Орлова совершил одну из самых блистательных морских побед в русской истории. Он загнал турецкий флот в бухту Чесма и ночью, после непродолжительного боя, полностью сжег его. За несколько часов весь вражеский флот перестал существовать.
Для прославления победы, по традиции того времени, были созданы Чесменские залы в Петергофском и Гатчинском дворцах, поставлены Чесменские колонны в Гатчине и в Царском Селе, а также был заложен Чесменский дворец около Московского тракта.
Позже появилась легенда, что именно на том месте, где был построен дворец, императрицу нагнал гонец и сообщил ей весть о победе России.
Строительство дворца и церкви было поручено придворному архитектору Юрию Фельтену. Дворец был выполнен не в привычном для зодчего классицизме, а в псевдоготическом стиле. Это произошло впервые в архитектурной практике в России. Популярность готика приобретет лишь полвека спустя, при правлении Николая I.
Но Фельтен таким образом хотел создать здание, которое напоминало бы Турцию. Дело в том, что об Османской империи в то время практически ничего не знали.
Дворец представлял собой равносторонний треугольник, углы которого были решены в виде башен. По фасаду дворец прорезан стрельчатыми окнами в два яруса. Вдоль всего карниза здания и вдоль карниза центрального барабана был устроен зубчатый парапет.
Все три фасада дворца были одинаковые. Нижний этаж был оштукатурен и обработан рустом, а выше была обнаженная кирпичная кладка стен. В 1814 году часть стен, расположенная выше руста, была оштукатурена - это привело к изменению внешнего вида здания. Позднее были пристроены флигеля для богадельни, которые сильно исказили первоначальный облик здания.
Помещения располагались по периметру здания. А в образовавшемся внутри треугольнике был вписан круг - парадный зал второго этажа.
Парка вокруг дворца не было. От дороги к дворцу провели небольшую аллею, на которой посадили липы. Заболоченная территория была обведена канавой. Она служила для осушения участка и имитировала ров вокруг замка.
Недалеко от церкви находилась небольшая деревянная беседка в готическом стиле. Над ней возвышалась каланча, куда можно было попасть по витой лестнице. Оттуда императрица любила осматривать окрестные леса и поля.
Через ров было перекинуто два моста. Рядом с ними были построены въездные ворота, решенные в виде арочных проломов в толще зубчатой стены. Завершали их две сторожевые башни.
Строительство дворца было завершено к 1777 году. В том же году, 6 июня, в присутствии Екатерины II и всего двора состоялась торжественная закладка церкви. В церемонии также принимал участие шведский король Густав III, который прибыл в Россию под именем графа Готландского.
Храм выполнен в стилистике средневековой готики, но при этом увенчан русским православным пятиглавием. Фасад украшает ажурный белокаменный орнамент, стрельчатые окна и башенки-пинакли. Над входом расположены скульптуры Вера и Надежда. Они нарушают каноны изображения женщин в православии - они представлены с распущенными волосами, без головных уборов. В правой руке Веры находится латинский крест, а в правой руке Надежды - огонь.
Храм был освящен 24 июня 1780 года в честь Рождества Иоанна Предтечи, в день которого состоялось Чесменское сражение. На церемонии присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II, который прибыл в Петербург инкогнито, под именем графа Фалькенштейна.
В этот же день императрица велела именовать церковь и дворец Чесменскими. Первоначально дворец, построенный в местности Кекерики (Лягушачье болото с финского) назывался Кекерикетсинским.
Лягушка стала символом дворца и изображена на всех предметах знаменитого Сервиза с зеленой лягушкой. Его Екатерина II специально заказала для нового дворца на мануфактуре Веджвуда. В состав сервиза входило множество тарелок разных размеров, блюда для дичи, фруктов и овощей, салатницы, супницы, соусники, креманки и многое другое. Всего было 994 предмета. Они были украшены пейзажами старой Англии, которые ни разу не повторились. На каждом предмете сервиза была изображена зеленая лягушка, которая являлась эмблемой дворца.
До сегодняшнего дня дошло только три интерьера. Прежде всего, расположенная в южной башне, парадная лестница. Она была освещена двумя рядами окон на втором этаже и в барабане купола. Стены и своды помещения украшает лепка. Похожее оформление имеет гостиная в северной башне.
Парадный круглый зал в центре второго этажа был расписан под искусственный мрамор. Помещение освещают шесть круглых окон в барабане. На стенах сейчас можно увидеть барельефы с изображением русских правителей - это работа современных мастеров. А раньше здесь находились барельефы, созданные по заказу Екатерины II, Федотом Шубиным. Императрица решила разместить в центральном зале дворца галерею русских правителей от Рюрика до Елизаветы Петровны.
Всего было выполнено 58 мраморных барельефов в овальных медальонах. Во время перестройки дворца под богадельню, по распоряжению Николая I, они были переданы в Оружейную палату Московского кремля.
Остальные парадные залы дворца были украшены портретами правивших в 1770-ые годы европейских монархов. Заказы на написание таких портретов были отправлены ко всем европейским дворам. Всего в собрании было 56 полотен. Большая часть сохранилась в Эрмитаже и представлена в экспозиции на третьем этаже.
В начале 1780-ых годов Екатерина II начала писать пьесу на французском языке “Чесменский дворец”. Сюжет ее построен вокруг рассказа сторожа, который во время обхода обнаружил, что портреты, висящие в покоях, начинают переговариваться между собой. Пьеса так и не была дописана.
Дворец императрица практически не использовала. В 1782 году она передала его капитулу Ордена Святого Георгия. Заседания Георгиевской думы, под предводительством императрицы (гроссмейстера ордена) проходили в центральном зале дворца. Здесь же хранились: печать, казна, архив, в котором собирались материалы о подвигах Георгиевских кавалеров. Но в конце правления Екатерины Великой собрания стали проводиться в Георгиевском зале Зимнего дворца. А Чесменский дворец опустел.
Император Павел I планировал устроить во дворце лазарет для Мальтийских рыцарей. Но специальная комиссия высказалась, что дворец не подходит из-за нехватки воды.
В 1827 году и в 1828 году дворец использовали в качестве дачи для юных воспитанниц Екатерининского института.
А в 1830-ом году Николай I распорядился организовать во дворце военную богадельню для призрения старых и увечных воинов, которые после отставки от службы не в силах искать пропитание своими трудами и лишены содержания.
По проекту архитектора А.Е. Штауберта были произведены перестройки. В историческом здании разместили библиотеку, административные помещения, лазарет и столовую. А для размещения жилых помещений к дворцу пристроили три одинаковых двухэтажных корпуса, в которых могли разместиться до 500 человек.
Зубчатый парапет вдоль карниза здания был уничтожен. А над центральной башней появился купол - там была устроена теплая церковь Рождества Христова.
27 июня 1836 года богадельня была официально открыта. Она стала первым подобным учреждением в России, где за государственные средства военные могли получить уход и еду.
В 1834 году вокруг дворца стали разбивать регулярный парк. Вместо старых въездных ворот были установлены новые - чугунные, на каменном фундаменте. Участок со стороны Московского тракта был обнесен оградой. Позднее около въезда была построена небольшая часовня.
После смерти Николая I богадельня была переименована в Николаевскую.
Чесменский дворец неоднократно служил местом прощания с членами императорской семьи, которые умерли за пределами Санкт-Петербурга. Здесь останавливались кортежи с телами Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны; великих князей Константина Павловича и Михаила Павловича. 21 декабря 1916 года в морг богадельни был доставлен труп Григория Распутина. Именно здесь было сделано вскрытие и сделаны знаменитые фотографии.
1 июня 1919 году Николаевская богадельня была закрыта, так как она осталась без средств к существованию. После во дворце был организован концлагерь, который назывался Первым лагерем принудительных работ. Сюда отправляли на перевоспитание трудом всех недовольных советской властью.
Лагерь был закрыт в 1922 году. После чего в Чесменском дворце разместили общежитие. С 1930-ого года здесь работал Автодорожный институт, а с 1941 года институт Авиа и приборостроения (ныне университет Аэрокосмического приборостроения).
Для нужд студентов здания флигелей были надстроены до четырех этажей.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь: