Найти тему
Всё про вино

Специальные разливы вина для российского рынка: откуда берутся и зачем нужны?

В последнее время на российском винном рынке часто можно услышать термин "спецразлив". Обычно он используется в двух ситуациях:

  1. Потребители не могут найти информацию об этикетке конкретного вина на сайте производителя или в зарубежных источниках.
  2. Вкус и качество определенного вина по мнению потребителей уступает продукции того же бренда, купленного за рубежом.

Давайте разберемся, откуда берутся подобные "спецразливы" и зачем они нужны крупным ритейлерам.

В первом случае причина кроется в особенностях российского винного рынка. За редким исключением (шампанские, некоторые игристые и бренды категории "Асти"), вино в российских магазинах — это продукт, не слишком зависящий от бренда.

Обычный покупатель обращает внимание в первую очередь на цену и дизайн этикетки. Если говорить об основных марках крупных виноделен, то в их стоимость заложен немалый маркетинговый бюджет и цена самого бренда. А российский рынок на 99% состоит из вин категории "эконом". Переплачивать за известность бренда здесь не принято.

К тому же всегда есть риск, что у конкурентов тот же бренд попадет в распродажу и будет смотреться выгоднее. Что же делать ритейлерам в такой ситуации? Ответ прост — создавать собственные бренды и этикетки.

Подобная практика давно и активно используется крупнейшими ретейлерами Европы, и российские сети тоже перенимают этот опыт. Когда этикетка присутствует только в одной торговой сети, а качество устраивает покупателей - можно зарабатывать больше за счет экономии на бренде и маркетинге.

Откуда берутся такие этикетки, если это не СТМ сети? Чаще всего - это торговые марки самих производителей, которые "лежат на складе" как резервный вариант. Сеть разрабатывает дизайн и название совместно с поставщиком, ориентируясь на потребительские предпочтения целевой аудитории.

Иногда "спецразливы" настолько нравятся покупателям, что начинают продаваться и в других каналах. Например, марки Пьетраме, Ристретто, Флор де Верау изначально создавались для сети "Красное&Белое", а теперь представлены на полках во многих странах.

Еще один распространенный вариант - производитель не хочет продавать свой основной бренд дешевле определенной цены, но готов заработать на объемах. Поэтому для конкретной сети делается отдельная этикетка на ту же продукцию. Примеры из ассортимента "Красного&Белого" - Барон де Филар, Вувре, Чаколи, Мучо Мачо.

-2

Перейдем ко второй ситуации — жалобам потребителей на якобы снижение качества "спецразливов". Действительно, в ходе переговоров сети могут оказывать давление на производителей с требованиями снизить цену. Но! Речь всегда идет только о цене при сохранении текущего качества.

Вряд ли производителю выгодно ради прибыли в одной торговой сети портить репутацию бренда и терять лояльных клиентов. Тем более для глобальных компаний вроде LVMH, которые десятилетиями создавали стоимость своих брендов.

Не стоит забывать, что восприятие вкуса сильно зависит от настроения и физического состояния. Одно и то же вино в разные дни может показаться великолепным или отвратительным. У любого производителя бывают колебания стиля и качества от партии к партии — это нормально.

Конечно, некоторые недобросовестные виноделы могут "поиграть" с качеством ради прибыли. Но главная задача сетей — жестко контролировать соответствие заявленным характеристикам и не допускать этого. В "Красном&Белом" и других крупных ретейлерах действуют строгие процедуры проверки качества.

В конечном счете манипуляции с качеством чреваты репутационными потерями в первую очередь для самого производителя. Даже если обман не будет выявлен контролерами сети, его распознает покупатель. Вино просто перестанут покупать, и оно исчезнет с полок магазинов.

Таким образом, "спецразливы" - это в целом закономерное и полезное явление для российского рынка. Они позволяют оптимизировать цену и повысить привлекательность вин в глазах локального потребителя. Безусловно, нужно следить за качеством, но у крупных сетей для этого есть все необходимые инструменты. А виноделам и ритейлерам выгодно конструктивное сотрудничество на взаимовыгодных условиях.

Если хотите научиться профессионально разбираться в вине, приглашаем вас на курсы со курсы сомелье!