Протоармяне фрако-фригийской языковой группы были не главным компонентом в формировании армянского этноса. Число мушков и урумейцев (смешанные индоевропейцы с хурритами) не было значительным - где-то около 100 000. Местных в бывшем царстве Урарту было два-три миллиона.
Пришлые мушки и местные долго притирались друг к другу, говоря на четырех языках (кроме языка мушков это хурритский, урартский и близкий мушкам лувийский), которые постепенно сливались.
Распространению протоармянского языка содействовали господствовавшие урарты своей политикой переселений. Когда урартский царь Аргишти I в 782 г. до н.э. построил крепость Эребуни на месте современного Еревана, то заселил ее людьми, выведенными из верхнеевфратской долины с ее смешанным протоармянско-лувийско-хурритским населением. Они уже пользовались протоармянским как лингва-франка. Также районы формирования протоармянской общности Арме-Шубрия и Мелид-Камману являлись свободными землями, куда бежали все, кто был недоволен усиливавшимся государственным гнетом. Им также был нужен общий язык.
Будучи смешанным по своему этническому составу, население верхнеевфратской долины начала I тыс. до н.э. не имело самоназвания. Поэтому их называли по имени наиболее близкой из населенных ими областей — то есть Арме в Сасунских горах, соседней с северным районом с арамейским населением Амидой. Картвелы называли представителей этого населения сомехи, а арамеи — арминā. Урарты всех жителей к западу от их державы называли «хеттами» (хатини). Впоследствии часть урартов перешла на древнеармянский язык и влились в состав армянского народа, — в котором вероятно, составили большинство. Тогда этноним «хетты» стало и их самообозначением. По-протоармянски звучало как хатйос или хатийос (հատ(ի)յոս).
Таким образом, древнеармянский этнос сложился в верхнеевфратской долине из хурритов, урартов, лувийцев и протоармян-мушков и, возможно, урумейцев. Хурриты, составили основную массу, а протоармяне, передали свой язык. Процесс формирования древнеармянского этноса как самобытной этнической группы начался в XII в. до. н.э. и завершился к VI в. до н.э.. В конце этого периода в древнеармянский этнос вошли и группы скифов.
В VI в. до н.э. в древнеперсидских и греческих источниках впервые начинают упоминаться «арменин» и «Армения». При этом евреи продолжают применять для населения Армянского нагорья старый термин Урарту, а вавилоняне же называли «Мелид» и «Урарту» для разных частей, отделяя друг друг от друга. Слияние части урартов с древнеармянским этносом завершилось в период создания армянского государства Еруандидов (IV—II вв. до н.э.) и Великой Армении Арташесидов (II в. до н.э.).
Что же касается хурритов, то они частью до начала Средневековья были отдельной этнической группой. И позже вошли в состав как армян, так и картвелов с албанами.
Лувийцы также долгое время сохраняли этническую независимость. И стали основным население Киликии, где подверглись арменизации.
Как государство Армянское царство начинается с царства Арме-Шубрия, которое было скифско-армянским объединением на рубеже VII и VI вв. до н.э. Затем оно оказалось в составе царство Мелида — столицы персидской сатрапии Армения в V в. до н.э.