Найти в Дзене
Факториал удачи

Про IPO в России

Оглавление

Сейчас все носятся с IPO сети магазинов мужской одежды Henderson (правда никогда не слышал о нём раньше), старт торгов которого запланирован на 02 ноября 2023 года, а сбор заявок уже идёт.

По мне все эти рассуждения "Буду!", "Не буду!" лежат в плоскости денег. Есть деньги участвуешь, нет - проходишь мимо! Третьего не дано!

IPO можно рассматривать как банальное "венчурное" инвестирование - взлетит или не взлетит! Все эти рассуждения выгодно - невыгодно, перспективно - неперспективно полный бред!

Почему компании идут на биржу? Логично, что искать различные формы дополнительной финансовой прибыли для своего успешного существования и для привлечение нового или дополнительного капитала.

Если бизнес неперспективный или тухляк, кому он сдался? Тем более, чтобы выйти на это IPO нужно затратить немалые силы и средства! Нафига этого делать, если бизнес неперспективный с точки зрения менеджмента компании? Вопрос риторический!

В связи с чем захотелось затронуть тему IPO на нашем фондовом рынке! И почему их так мало, не более 0,25% от мирового показателя?

Как известно, компании, осуществляющие процедуру IPO условно можно разделить на три группы:

  1. Крупные компании, активно вовлеченные в международную торговлю;
  2. Быстрорастущие компании среднего размера;
  3. Малый инновационный бизнес.

Теперь отметим для чего всё-таки компании выходят на биржу, и каковы эти преимущества:

  • для привлечения долгосрочного капитала или для привлечение дополнительного невозвратного финансирования для инвестиций в развитие бизнеса, включая финансирование рабочего капитала, увеличение основных средств, расширение объема и масштаба НИОКР, погашение имеющихся задолженностей;
  • для роста финансовых показателей деятельности компании в ходе удачной реализации процедуры IPO, так как у компании увеличивается собственный капитал как за счёт роста акционерного капитала, так и за счет добавочного капитала вследствие увеличения эмиссионного дохода. Вследствие увеличения собственного капитала увеличивается балансовая стоимость компании, улучшается структура капитала компании, что приводит к повышению ее финансовой устойчивости;
  • для приобретения рыночной стоимости и рыночной капитализации;
  • выход на биржу делает компанию более узнаваемой и привлекательной для инвесторов, так как публикуются стоимость её акций в биржевых сводках, обзорах и новостях, а также факты и новости о самой компании;
  • для роста кредитного рейтинга, что определяет снижение стоимости заимствований и, в свою очередь, ведет к оптимизации средневзвешенной стоимости капитала и росту стоимости бизнеса.

Что даёт IPO для компании?

  • формирование стратегии развития
  • построение логичной оргструктуры
  • поиск и разрешение многих проблем, а также проведению аудита по международным стандартам
  • повышение качества корпоративного управления
  • при подготовке к IPO происходит финансовое оздоровление компании, ведь чем прозрачнее и доступнее отчетность компании, тем быстрее и легче инвестор может просчитать свои риски и тем меньший дисконт заложит в итоговую оценку

Что мешает развитию IPO в России?

  1. Сегодняшний российский фондовый рынок можно описать как формирующийся, характеризующийся спекулятивной моделью с ограниченной способностью к инвестициям, финансированию экономического роста и инноваций, что ограничивает его способность к выполнению своей основной функции – перераспределению финансовых ресурсов в экономике.
  2. Проблема регулирования и контроля. Ведь несмотря на постоянное совершенствование правовой базы рынка ценных бумаг, а также усиление надзора, регулирования и регламентации поведения участников фондового рынка, на сегодняшний день стоит до сих пор открытая проблема регулирования и контроля, которые связанны с созданием мегарегулятора финансового рынка в лице Банка России, который, как известно, даже не может справиться с банальным разгоном бумаг из телеграмм-каналов.

Почему же в России IPO непопулярно?

  1. Низкий уровень частных инвесторов на фондовых биржах. Тенденция на частные инвестиции в России началась примерно в период пандемии Covid 19, а в 2020 году количество зарегистрированных пользователей на Московской бирже увеличился в 3 раза по сравнению с 2019, и с тех пор данная тенденция продолжается. В связи с чем до 2020 года компании не были заинтересованы в поддержке маленького количества инвесторов, вследствие чего выбирали более крупные и заинтересованные зарубежные биржи для проведения IPO, главным образом в США.
  2. Конъюнктура рынка акций не способствует росту интереса к вложениям в данный инструмент, так как Правительство РФ делало упор на развитие долгового рынка, так как ограничения на вывод средств с ИИС составляют 3 года, при таком временном промежутке инвесторы чаще выбирают инвестиции в облигации. Изменения в Закон "О рынке ценных бумаг" в настоящее время обсуждаются, что там в будет в конечном результате, вопрос открытый!
  3. Нежелание бизнеса принимать на себя риски публичности. Как правило, проблема таких компаний заключается в слабом уровне корпоративного управления.
  4. Завышенные ожидания топ менеджмента компаний приводит к долгосрочному переносу проведения процедуры IPO, потому что владельцы компаний стремятся получить максимальную прибыль после проведения процедуры IPO, что не всегда входит в планы инвесторов. В то время как, покупатели акций стремятся купить акции компании по более справедливой цене. Именно на этом фоне происходит конфликт интересов, из-за которого после размещения стоимость ценных бумаг снижается и бизнес видит, что целесообразнее перенести процедуру IPO на более долгий срок. Тут сразу вспоминается АФК "Система", которая всё хочет, но никак не выводит на IPO свои бизнесы!
  5. Первоначальная переоцененность компаний при подготовке к проведению процедуры IPO, а именно при первичной оценке и планировании финансовых показателей на будущий срок, компании часто завышают свои ожидания, что приводит к тому, что уровень экономической эффективности, рентабельности и реальной доходности многих проектов оказывается очень низким.
  6. Московская биржа ставит высокие требования для размещения акций, тем самым ограничивая путь на биржу для небольших компаний. На рынке США любой "курятник" может выпустить акции и торговаться на бирже.
  7. Несовершенство законодательной базы в области первичных публичных размещений, которое требует значительных доработок и совершенствований.
  8. Лидерство нескольких секторов экономики в развитии таких как финансовый, нефтегазовый, металлургический сектора. Остальные сектора экономики отстают и являются менее привлекательными.
  9. Высокая зависимость отечественного рынка от международных товарных рынков, особенно рынка нефти, газа и металлов.
  10. Если посмотреть на десятилетнею динамику количества российского IPO, то можно сказать, что привлечение инвестиций происходило за счет иностранных инвесторов. Как известно, такие участники рынка используют главным образом краткосрочные стратегии финансирования в российский рынок.

---
Всё что было сказано выше, не является инвестиционной рекомендацией!