Сейчас все носятся с IPO сети магазинов мужской одежды Henderson (правда никогда не слышал о нём раньше), старт торгов которого запланирован на 02 ноября 2023 года, а сбор заявок уже идёт.
По мне все эти рассуждения "Буду!", "Не буду!" лежат в плоскости денег. Есть деньги участвуешь, нет - проходишь мимо! Третьего не дано!
IPO можно рассматривать как банальное "венчурное" инвестирование - взлетит или не взлетит! Все эти рассуждения выгодно - невыгодно, перспективно - неперспективно полный бред!
Почему компании идут на биржу? Логично, что искать различные формы дополнительной финансовой прибыли для своего успешного существования и для привлечение нового или дополнительного капитала.
Если бизнес неперспективный или тухляк, кому он сдался? Тем более, чтобы выйти на это IPO нужно затратить немалые силы и средства! Нафига этого делать, если бизнес неперспективный с точки зрения менеджмента компании? Вопрос риторический!
В связи с чем захотелось затронуть тему IPO на нашем фондовом рынке! И почему их так мало, не более 0,25% от мирового показателя?
Как известно, компании, осуществляющие процедуру IPO условно можно разделить на три группы:
- Крупные компании, активно вовлеченные в международную торговлю;
- Быстрорастущие компании среднего размера;
- Малый инновационный бизнес.
Теперь отметим для чего всё-таки компании выходят на биржу, и каковы эти преимущества:
- для привлечения долгосрочного капитала или для привлечение дополнительного невозвратного финансирования для инвестиций в развитие бизнеса, включая финансирование рабочего капитала, увеличение основных средств, расширение объема и масштаба НИОКР, погашение имеющихся задолженностей;
- для роста финансовых показателей деятельности компании в ходе удачной реализации процедуры IPO, так как у компании увеличивается собственный капитал как за счёт роста акционерного капитала, так и за счет добавочного капитала вследствие увеличения эмиссионного дохода. Вследствие увеличения собственного капитала увеличивается балансовая стоимость компании, улучшается структура капитала компании, что приводит к повышению ее финансовой устойчивости;
- для приобретения рыночной стоимости и рыночной капитализации;
- выход на биржу делает компанию более узнаваемой и привлекательной для инвесторов, так как публикуются стоимость её акций в биржевых сводках, обзорах и новостях, а также факты и новости о самой компании;
- для роста кредитного рейтинга, что определяет снижение стоимости заимствований и, в свою очередь, ведет к оптимизации средневзвешенной стоимости капитала и росту стоимости бизнеса.
Что даёт IPO для компании?
- формирование стратегии развития
- построение логичной оргструктуры
- поиск и разрешение многих проблем, а также проведению аудита по международным стандартам
- повышение качества корпоративного управления
- при подготовке к IPO происходит финансовое оздоровление компании, ведь чем прозрачнее и доступнее отчетность компании, тем быстрее и легче инвестор может просчитать свои риски и тем меньший дисконт заложит в итоговую оценку
Что мешает развитию IPO в России?
- Сегодняшний российский фондовый рынок можно описать как формирующийся, характеризующийся спекулятивной моделью с ограниченной способностью к инвестициям, финансированию экономического роста и инноваций, что ограничивает его способность к выполнению своей основной функции – перераспределению финансовых ресурсов в экономике.
- Проблема регулирования и контроля. Ведь несмотря на постоянное совершенствование правовой базы рынка ценных бумаг, а также усиление надзора, регулирования и регламентации поведения участников фондового рынка, на сегодняшний день стоит до сих пор открытая проблема регулирования и контроля, которые связанны с созданием мегарегулятора финансового рынка в лице Банка России, который, как известно, даже не может справиться с банальным разгоном бумаг из телеграмм-каналов.
Почему же в России IPO непопулярно?
- Низкий уровень частных инвесторов на фондовых биржах. Тенденция на частные инвестиции в России началась примерно в период пандемии Covid 19, а в 2020 году количество зарегистрированных пользователей на Московской бирже увеличился в 3 раза по сравнению с 2019, и с тех пор данная тенденция продолжается. В связи с чем до 2020 года компании не были заинтересованы в поддержке маленького количества инвесторов, вследствие чего выбирали более крупные и заинтересованные зарубежные биржи для проведения IPO, главным образом в США.
- Конъюнктура рынка акций не способствует росту интереса к вложениям в данный инструмент, так как Правительство РФ делало упор на развитие долгового рынка, так как ограничения на вывод средств с ИИС составляют 3 года, при таком временном промежутке инвесторы чаще выбирают инвестиции в облигации. Изменения в Закон "О рынке ценных бумаг" в настоящее время обсуждаются, что там в будет в конечном результате, вопрос открытый!
- Нежелание бизнеса принимать на себя риски публичности. Как правило, проблема таких компаний заключается в слабом уровне корпоративного управления.
- Завышенные ожидания топ менеджмента компаний приводит к долгосрочному переносу проведения процедуры IPO, потому что владельцы компаний стремятся получить максимальную прибыль после проведения процедуры IPO, что не всегда входит в планы инвесторов. В то время как, покупатели акций стремятся купить акции компании по более справедливой цене. Именно на этом фоне происходит конфликт интересов, из-за которого после размещения стоимость ценных бумаг снижается и бизнес видит, что целесообразнее перенести процедуру IPO на более долгий срок. Тут сразу вспоминается АФК "Система", которая всё хочет, но никак не выводит на IPO свои бизнесы!
- Первоначальная переоцененность компаний при подготовке к проведению процедуры IPO, а именно при первичной оценке и планировании финансовых показателей на будущий срок, компании часто завышают свои ожидания, что приводит к тому, что уровень экономической эффективности, рентабельности и реальной доходности многих проектов оказывается очень низким.
- Московская биржа ставит высокие требования для размещения акций, тем самым ограничивая путь на биржу для небольших компаний. На рынке США любой "курятник" может выпустить акции и торговаться на бирже.
- Несовершенство законодательной базы в области первичных публичных размещений, которое требует значительных доработок и совершенствований.
- Лидерство нескольких секторов экономики в развитии таких как финансовый, нефтегазовый, металлургический сектора. Остальные сектора экономики отстают и являются менее привлекательными.
- Высокая зависимость отечественного рынка от международных товарных рынков, особенно рынка нефти, газа и металлов.
- Если посмотреть на десятилетнею динамику количества российского IPO, то можно сказать, что привлечение инвестиций происходило за счет иностранных инвесторов. Как известно, такие участники рынка используют главным образом краткосрочные стратегии финансирования в российский рынок.
---
Всё что было сказано выше, не является инвестиционной рекомендацией!