Награждение верноподданных литераторов имеет давнюю историю. Так Михайло Ломоносов за оду, воспевавшую восшестсвие на престол Елизаветы Петровны, получил в награду 2 тысячи рублей. Державин, Карамзин, Жуковский, кроме того, что были литераторами, достигли немалых чинов на государственной службе и были отмечены многими российскими орденами.
Награждал российский самодержец писателей и за ратные дела, но не всех. Поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Лермонтов за бои с горцами на реке Валерик был представлен к ордену Святого Владимира 4-й степени с бантом. Но в высших штабах армии награду снизили до ордена Святого Станислава 3-й степени. Но и эту скромную награду опальному поэту император Николай I не утвердил.
Лев Николаевич Толстой был награжден за Крымскую кампанию орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и медалями.
А вот Антон Павлович Чехов удостоился ордена Святого Станислава 3-й степени, самого низшего российского ордена, отнюдь не за литературное творчество, а как попечитель сельского училища. Еще великий писатель и драматург заслужил медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения».
В январе 1917 г. ратник 2-го разряда Военно-автомобильной школы Владимир Владимирович Маяковский был награжден нагрудной серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте. Но по данным журнала «Петербургский коллекционер» (19.07.2023) поэту пришлось заложить ее, чтобы выплатить карточный долг. В 1968 г. Маяковский стал лауреатом премии Ленинского комсомола (посмертно).
А большинство российских писателей обходилось без орденов и получать их не желало, так как верховную власть не любило. И власть платила им той же монетой, отправляя непокорных творцов кого в ссылки, кого на убой, на Кавказ, кого на каторгу, а графа Л.Н Толстого и вовсе отлучили от церкви.
Поэтому, когда крупный русский издатель, журналист, драматург и театральный деятель А. С. Суворин узнал, что его хотят наградить орденом Святого Владимира, то, по его словам, он вскочил как ужаленный и вскрикнул: «Как, мне орден? Да это, значит, убить меня, закрыть мне рот навсегда. Я откажусь от ордена, если мне его дадут». И добавил: «Награды?.. Помилуй меня от них». («Дневник А. С. Суворина».— Москва / Петроград, 1923).
Но советский писатель нечета писателю дореволюционному. У прежних писателей (и у хороших иноземных), главное - это человек. «Человек! Это звучит гордо», — сказал Максим Горький до того, как стал советским писателем. А у советских литераторов во главу угла было поставлено служение партии и государству.
Служа государству, а не человеку, советский писатель от наград не отказывался, а наоборот, жаждал их получить. Но на заре советской власти ордена давали редко, и орденоносцы были людьми известными, чье слово имело реальный вес.
Например, когда осенью 1932 г. Максим Горький вернулся в Советский Союз, то его сразу наградили орденом Ленина и переименовали в его честь Нижний Новгород.
В 1933 г. орден Ленина вручили автору романа «Железный поток» Александру Серафимовичу и станицу Усть-Медведицкую нарекли городом Серафимович. Как и в случае с Горьким населенный пункт назвали псевдонимом. Настоящая фамилия писателя была Попов.
В 1935 г. тяжело больной Николай Островский, автор главной книги советской молодежи «Как закалялась сталь», удостоился ордена Ленина, и в его честь назвали много улиц в разных городах страны и массу библиотек. Кстати, в 1966 г. покойный писатель стал первым лауреатом премии Ленинского комсомола с денежным выражением в 2500 рублей.
В 1934 г. для того, чтобы труженики пера выступали единым монолитом в поддержку партии и правительства, а не пели на разные голоса, был создан Союз писателей СССР. И чтобы зарабатывать себе на жизнь писательским ремеслом, а не разгрузкой вагонов, каждый литератор должен был постараться вступить в этот союз. А для этого его творения должны отвечать выверенным образцам социалистического реализма.
Сталин объединил композиторов, художников, писателей в Союзы не для того, чтобы они сочиняли, что им придет в голову, а для того, чтобы творческие работники несли идеи партии в массы, какими бы они порой дикими и антигуманными не были. И если ты преуспел в этом, то будут тебе и премии, и звания, и ордена во всю грудь. (О славной жизни советских писателей я рассказывал здесь).
Удивительно, что вождь не одел «инженеров человеческих душ» в единую форму со знаками различия. Но в данном случае знаками различия стали награды и премии, которых удостаивался тот или иной работник литературного фронта.
1 февраля 1939 года, в преддверье большой войны, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении советских писателей. 172 литератора были награждены орденами СССР. По неведомым нам критериям одна часть писателей (21 человек) получила высшую награду страны - орден Ленина, другим вручили орден Трудового Красного Знамени, а третьей группе - младший орден «Знак Почета».
Сталин давал писателям ордена и премии своего имени, руководствуясь не ценностью художественного произведения, а его необходимостью в данный исторический момент. Но исторический момент прошел, и многие произведения сталинских лауреатов сегодня читать просто невозможно.
Рекордсменом по числу Сталинских премий в области литературы был Константин Михайлович Симонов. (О Симонове я писал здесь и здесь). Шесть раз он становился лауреатом премии вождя. Но три последних премии за пьесу «Русский вопрос» (1947), поэтический сборник «Друзья и враги» (1949) и за пьесу «Чужая тень» (1950) получены явно не за литературные достоинства. Пьеса «Чужая тень» была написана по заказу вождя, и по его требованию Симонов изменил концовку произведения. Позже он сам называл эту работу «стыдной и конъюнктурной».
Хрущев, помня о его славословиях Сталину, Симонова не награждал. Зато при Брежневе Константин Михайлович получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых за литературную основу фильма «Живые и мертвые» (1966), Ленинскую премию (1974) и стал Героем Социалистического Труда (1974). Что же, книга «Живые и мертвые» очень хорошая, особенно для того времени. А советских орденов у Симонова было семь штук, из них три за войну, три Ленина и плюс три иностранных.
Звания Героя Социалистического Труда труженикам пера стали присваивать при Брежневе. И присвоили 73 писателям, поэтам, драматургам и журналистам, не считая киносценаристов и, по-моему, только одной женщине, Мариэтте Сергеевне Шагинян (1888-1982). В ее активе, кроме звания Героя, Сталинская премия (1951), Ленинская премия (1974) за тетралогию «Семья Ульяновых», девять орденов, включая орден Трудового Знамени Армянской ССР (1932) и медали.
Первым из литераторов звание Героя Социалистического Труда в 1966 г. получил поэт Николай Семенович Тихонов. Родившийся в Петербурге и живший в Ленинграде и Москве Тихонов стал народным поэтом Узбекистана и Азербайджана. Кроме того, он отмечен тремя Сталинскими премиями, Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами» (1957) и Ленинской премией (1970). Две Ленинских премии было только у товарища Брежнева. Также Тихонов носил звание лауреата Государственной премии Украинской ССР им. Т.Г. Шевченко (1964) и лауреата Государственной премии Северо-Осетинской АССР им. К.Л. Хетагурова (1965) и был награжден Золотой медалью им. Александра Фадеева. У Николая Семеновича имелось восемь орденов, из них четыре ордена Ленина. Первый получен в 1939 г., второй — в связи с 60-летием, третий — в придачу к звезде Героя, четвертый — в связи с 80-летием. И поневоле задумаешься: то ли это высшая награда государства, то ли памятный знак.
Украинский писатель и драматург, а заодно и многолетний Председатель Верховного Совета Украинской ССР академик Александр Евдокимович Корнейчук (1905-1972) тоже был не обижен наградами. Герой Социалистического Труда (1967) А.Е. Корнейчук был лауреатом пяти Сталинских премий, Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко, а также кавалером девяти орденов, из них шесть орденов Ленина.
Писатель, Герой Социалистического Труда Борис Николаевич Полевой (1908-1981) лауреат двух Сталинских премий 2-й степени и Международной премии Мира в Великую Отечественную войну был военным корреспондентом и заслужил пять боевых орденов. А всего у него было одиннадцать орденов и из них три ордена Ленина. И у народного поэта Кабардино-Балкарской АССР, Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Горького Алима Пшемаховича Кешокова (1914-2001) тоже было одиннадцать орденов.
А, к примеру, у Адмирала Флота Советского Союза, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, который командовал ВМФ в 1939-1946 гг. и в 1951-1955 гг., советских орденов меньше, всего десять. Десять орденов было и у народного писателя Таджикистана, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Сталинской премии Мирзо Турсун-заде (1911-1977).
Одиннадцать орденов имелось у народного писателя Узбекистана, лауреата Сталинской премии 3-й степени, Государственной премии Узбекской ССР, Героя Социалистического Труда (1974) Камиля Яшена (Нугманова) (1908-1997). По слабости здоровья заслуженный деятель искусств Узбекской ССР Яшен на фронте не был, но набор наград у него довольно интересный: три ордена Ленина, три ордена Трудового Красного Знамени и три ордена «Знак Почета». Плюс ордена Октябрьской Революции и Дружбы народов. На примере его наград хорошо видно, что советская наградная система была лишена системности, ступенчатости и здравого смысла.
При царизме практиковалось награждение от низших орденов к высшим. Существовали наградные рамки. Так каждый орден соответствовал определенному классному чину, за исключением ордена Св. Георгия. Причем при получении высшей степени ордена низшая степень не носилась. Дважды одной наградой или той же степенью ордена не удостаивали. Были и другие правила, регулирующие наградную систему, бывали и исключения из правил. Система наград царской России естественно была не без изъянов, и награждали чаще тоже не за ум и талант, а верность престолу и вышестоящему начальнику.
Самым титулованным писателем СССР был Михаил Александрович Шолохов, хотя у него и было меньше орденов и премий, чем у некоторых его коллег. Автор «Тихого Дона» был награжден восемью орденами, из них шестью орденами Ленина. Плюс четыре ордена социалистических стран. Он был отмечен только одной Ленинской (1960) и одной Сталинской (1941) премиями. Но зато Шолохов был дважды Героем Социалистического Труда и лауреатом самой престижной Нобелевской премии (1965).
Среди писателей был еще только один дважды Герой Социалистического Труда — Георгий Мокеевич Марков (1911-1991). Марков - кавалер семи орденов и лауреат многих премий, но Нобелевской премии в его активе не было.
Нобелевская премия, кроме Шолохова, присуждалась еще двум советским писателям Л.Б. Пастернаку в 1958 г. и А.И. Солженицыну в 1970 г. Но Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), в результате беспрецедентного давления со стороны партийных, советских и писательских органов и травли собратьев по перу, вынужден был отказаться от премии. Родина-мать, в отличие от Нобелевского комитета, невысоко оценила труды Пастернака, наградив его только медалью «За оборону Москвы», хотя с 14 октября 1941 г. он был в эвакуации, и массовой медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1970 г. из 75 номинантов на Нобелевскую премию лауреатом был выбран Александр Исаевич Солженицын с формулировкой: «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». А ведь со дня первой публикации Солженицына повести «Один день Ивана Денисовича» прошло только восемь лет. Несомненно, что в его избрании главную роль сыграла позиция писателя, который активно осуждал политику советского государства. И вполне в традициях русской литературы, советские награды у Солженицына были только за войну — орден Отечественной войны II степени и Красной Звезды. В 1945 г. капитан Солженицын был арестован, а затем осужден на 8 лет ИТЛ. После освобождения из лагеря в 1953 г. Солженицына отправили в ссылку «на вечное поселение» в Южный Казахстан.
В 1974 г. Солженицын был изгнан из страны и лишен советского гражданства. За рубежом он получил несколько престижных премий, в том числе и Темплтоновскую премию, которой, по-моему, кроме Солженицына, не удостоен ни один россиянин. Интересно, что согласно статусу, денежное выражение Темплтоновской премии всегда должно быть выше Нобелевской.
В 1990 г. Солженицыну вернули советское гражданство и удостоили Государственной премии РСФСР им. М. Горького. В 1991 г. семитомник бывшего сталинского зека вышел тиражом в 1 млн. экземпляров. Солженицын вернулся в Россию в 1994 г. и был обласкан властями — получил в пожизненное и наследуемое владение дачу, стал действительным членом Российской академии наук. А вот от высшего российского ордена Святого апостола Андрея Первозванного, которым его в 1998 г. наградил президент Б.Н. Ельцин, Солженицын отказался, сказав, что: «…от верховной власти, доведший Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».
Несомненно, Солженицын - человек большого мужества и таланта, но, на мой взгляд, его роман-эпопея «Красное колесо» не идет ни в какое сравнение с романом-эпопеей «Тихий Дон» Михаила Шолохова.
Заметим, что на закате Советской власти, в 1989 году, в Союзе советских писателей числилось, если не ошибаюсь, 9 920 человек. Большинство из них были отмечены государственными наградами и премиями, многие очень высокими и неоднократно. Но навскидку мы вспомним два десятка советских писателей и то, останавливаясь и запинаясь. А сегодняшний десятиклассник не назовет и пяти? Так проходит земная слава.