Ребенок, который ответственно относится к учебе и домашним обязанностям - мечта любого родителя. Многие родители приходят на консультацию с запросом "Что нужно делать, чтобы ребенок стал более ответственным?". Однако, очень часто родители создают ребенку ситуации, в которых эту самую ответственность проявить сложно, потому что нет одного секретного ингредиента. В этой статье, разберем чего именно не хватает.
Не буду ходить вокруг да около, а сразу скажу, что ответственность появляется только в паре со властью. Там где у человека есть власть, есть и ответственность. Давайте посмотрим на жизнь ребенка и поймем, за что он в жизни может нести ответственность, а также где и как проявлять власть.
Рассмотрим на примере выполнения домашнего задания: большинство родителей хотят, чтобы дети ответственно подходили к этому вопросу, чтобы старались все выполнять. Однако, если ребенка жестко контролируют в этом вопросе, регламентируют время выполнения домашнего задания, качество выполнения и так далее, в этом вопросе у ребенка совсем нет власти.
Когда за ребенка все решили: как, когда, что, сколько и как долго он будет делать, он просто выполняет задачи, поставленные взрослыми не неся за это ответственность. Ведь он никак на это не влиял, он не принимал никаких решений. А раз это все придумали другие, так почему собственно он должен нести за это ответственность? Нужно ребенку передать немного власти, чтобы исправить эту ситуацию.
Что такое власть для ребенка? Например, это может быть возможность выбирать способ выполнения домашнего задания или время, и конечно это возможность влиять на то, каким будет результат. Вместо того, чтобы выдирать страницу и просить ребенка переписать, дать возможность ребенку понести ответственность за корявое исполнение домашнего задания. Дети как правило знают, сделали они плохо или хорошо. Получат двойку, увидят результат своего решения "сделать плохо", а также получат хлопоты, связанные с пересдачей этой оценки.
Ответственность формируется через ошибки, когда ребенок получает последствия от принятых им решений, когда у него есть власть как-то влиять на вопрос, за который он отвечает.
Но взрослым нужно быть готовым к не идеальным результатам учебы и принять выбор ребенка. Да, возможно будут двойки и тройки, но за них будет нести ответственность ребенок. Не стоит бояться, что он совсем перестанет что-то делать. Если ребенок не замучен родительским контролем, он будет стараться держаться "на плаву", зная что сам так решил и сам за это отвечает. И тогда, к 10-11 классу он сам попросит у родителей нанять репетиторов или будет заниматься, понимая что дальнейшая судьба зависит от него самого.
Домашние обязанности
Давайте рассмотрим еще связку ответственность/власть на примере уборки в детской комнате. Если за ребенка все решили: как он должен убираться, куда раскладывать вещи, когда он должен это делать, то ответственность воспитываться в этом месте будет плохо. Нужно добавить немного власти: пусть ребенок придумает свою систему хранения, выберет время, когда он будет этим заниматься и что-то еще.
Для детей школьников можно придумать санкции за невыполнение своих обязанностей. Но важно помнить, что "цена" санкции не должна быть больше "цены" обязанности. И с ребенком эти санкции нужно обговорить заранее, а не сообщать вдруг ни с того ни с сего, что оказывается есть какое-то лишение за невыполнение обязательств.
Чем младше ребенок, тем меньше у него должно быть власти и наоборот, чем старше, тем больше. Это не значит, что нужно полностью передать жизнь ребенка в его руки, нужно просто обговорить с ним правила, степень его влияния на вопрос и последствия. И конечно важно доверять ему, поддерживать его и радоваться успехам вашего взрослеющего ребенка.
Про правила и границы и как их экологично устанавливать я раскрываю на бесплатном марафоне по эмоциональному интеллекту, который провожу в Телеграм. Минимум теории и максимум практики. До встречи https://t.me/utkinaschool.