В конце лета 1917 года Императорскую семью из Царского села перевезли в сибирский город Тобольск, где они пробыли до весны 1918 года.
В Тобольске им безусловно лучше жилось, чем в Екатеринбурге, но всё таки это ссылка, солдаты охраны были плохо к ним настроены по умолчанию, других то не брали, вещи разворовывались, питание становилось всё скуднее. Да, многие потом прониклись симпатией к бывшей Императорской семье, но всё же не все.
И вот поздней осенью грозного 1917 года Император Николай 2 наконец-то получил весточку от родных, и вот что он отвечает своей родной сестре:
5 ноября 1917 г. Тобольск.
Милая, дорогая моя Ксения,
От всей души благодарю Тебя за доброе письмо от 15-го окт., доставившее мне огромную радость.
Все, что ты пишешь о здоровье Мамы, теперь успокоило меня. Дай Бог, чтобы силы ее вполне восстановились и чтобы она берегла здоровье свое.
Конечно, Император Николай 2 (я уже много раз объясняла, почему никогда не буду называть его бывшим) понимал, какой удар смена положения и его отречение нанесло его матери, Вдовствующей Императрице Марии Федоровне, ведь в 1917 году ей исполнилось уже 70 лет. Особую тревогу вызывало то, что связь с родственниками была непостоянной, письма пропадали, ну и их читали все кому не лень.
Мы только что вернулись от обедни, кот. для нас начинается в 8 час. при полной темноте. Для того, чтобы попасть в нашу церковь, нам нужно пройти городской сад и пересечь улицу — всего шагов 500 от дома. Стрелки стоят редкою цепью справа и слева, и когда мы возвращаемся домой, они постепенно сходят с мест и идут сзади, а другие вдали сбоку, и все это напоминает нам конец загона, так что мы каждый раз со смехом входим в нашу калитку.
Я очень рад, что у вас сократили охрану — “дюже надоело” и вами им, понятно.
Бедные, сбитые с толку люди. Постараюсь написать Мише, никаких известий о нем не имел, кроме как от Тебя.
Эх Миша, мог бы подхватить трон, ведь именно в его пользу отрекся Император Николай 2.
Зима никак не может наступить настоящая; два дня идет снег при небольшом морозе, потом все тает и снова то же повторяется. Но воздух отличный, чистый, дышится очень хорошо.
И это в Сибири то!
Тут мы живем, как в море на корабле, и дни похожи один на другой, поэтому я Тебе опишу нашу жизнь в Ц. Селе.
Да, дни были однообразные, но в Тобольске у них хотя бы была возможность наблюдать за жизнью города с балкона, а в Екатеринбурге им вообще закрасили краской окна, которые и открывать то не разрешали.
Когда я приехал из Могилева, то, как Ты знаешь, застал всех детей очень больными, в особенности Марию и Анастасию. Проводил, разумеется, весь день с ними, одетый в белый халат. Доктора приходили к ним утром и вечером, первое время в сопровождении караульного офицера. Некоторые из них входили в спальню и присутствовали при осмотре докторами. Потом это сопровождение врачей офицерами было прекращено.
Я выходил на прогулку с Валей Д(олгоруковым) и с одним из офицеров или самим караульным начальником. Так как парк перестали чистить с конца февраля, гулять было негде из-за массы снега — для меня явилась прекрасная работа — очищать дороги.
Физическая работа спасала Императора Николая 2 о невыносимых мыслях о судьбе Империи: "Кругом измена, трусость и обман"...
Цепь часовых стояла — одна вокруг дома, а другая вокруг пруда и решетки маленького сада против окон комнат Мама.
Гулять можно было только внутри и вдоль второй цепи.
Когда стаял лед и сделалось тепло, бывший комендант полк. Коровиченко объявил, что он отодвинет цепь подальше.
Прошло три недели и никакой перемены. В один прекрасный день со мною поледовали четыре стрелка с винтовками: этим я воспользовался и, ничего не говоря, пошел дальше в парк. С тех пор начались ежедневные большие прогулки в парке, а днем рубка и распилка сухих деревьев. Выходили мы все из дверей круглой залы, ключ от нее хранился у кар. нач.
То есть все остальные выходы получается были заперты.
Балконом ни разу не пользовались, так как дверь к нему была заперта.
Хотя они любили, как только становилось тепло, проводить время на балконе, весну и лето они точно могли бы там дышать свежим воздухом и заниматься своими делами.
Выход наш в сад вместе со всеми нашими людьми, для работы или на огороде, или в лесу, должно быть, напоминал оставление зверями Ноева Ковчега, потому что около будки часового у схода с круглого балкона собиралась толпа стрелков, насмешливо наблюдавшая за этим шествием. Возвращение домой тоже происходило совместное, т.к. дверь сейчас же запиралась. Сначала я здоровался по привычке, но затем перестал, п. ч. они плохо и вовсе не отвечали.
Стрелки были постоянно с похмелья или и вовсе пьяные, внешний вид их был безобразен, ну и плюс в охрану Императору Николаю 2 поначалу подбирали не лояльных граждан. Сохранилась даже фотография, где Цесаревич Алексей изображает этих новых солдат, разнузданному виду которых все удивлялись.
Кстати тут Алексей стоит у маленького парома, по которому можно было добраться на Детский остров.
Летом было разрешено оставаться на воздухе до 8 час. вечера; я катался с дочерьми на велосипеде и поливал огород. т.к. было очень сухо. По вечерам мы сидели у окон и смотрели, как стрелки возлежали на лужайке, курили, читали, возились и попевали.
Интересно, не боялись они Императора на велосипеде отпускать, вдруг уедет от них. Ну это я шучу конечно, хоть какое-то развлечение у них было.
Стрелки, приехавшие с нами сюда, совсем другие — это почти все побывавшие на фронте, очень многие ранены и с Георг. Кр. и мед. — большею частью настоящие солдаты. Мы со многими перезнакомились.
Хорошо, что не лояльные перемешались с нормальными людьми, было хоть не так невыносимо.
Забыл упомянуть, что в марте и апреле по праздникам на улицах проходили процессии (демонстрации) с музыкой, игравшею Марсельезу и всегда один и тот же Похоронный Марш Шопена. Шествия эти неизменно кончались в нашем парке у могилы “Жертв Революции”, кот. вырыли на аллее против круглого балкона. Из-за этих церемоний нас выпускали гулять позже обыкновенного, пока они не покидали парк. Этот несносный Похор. Марш преследовал нас потом долго, и невольно все мы посвистывали и напевали его до полного одурения. Солдаты говорили нам, что и им надоели сильно эти демонстрации, кончавшиеся обыкновенно скверной погодой и снегом.
Разумеется, за этот долгий срок с нами было множество мелких забавных, и иногда неприятных происшествий, но всего не описать, а когда-нибудь, даст Бог, расскажем Вам на словах.
Боюсь. что надоел Тебе, милая Ксения, чересчур долгим письмом, да и рука у меня затекла.
Постоянно мысли мои с Тобой, дорогою Мама и Твоею семьей. Крепко обнимаю Тебя и их всех, как люблю.
Бепуатоны Тебя нежно целуют.
Да хранит и благословит всех вас Господь.
Как хотелось бы быть вместе.
Прощай, моя дорогая.
Всею душою
Твой старый
Ники.
Только что нашла письмо Ксении, на которое отвечал Николай 2, опубликую его завтра, а то письмо Императора и правда вышло длинное.
Фотографии раскрашены мной. 👍Моя группа ВКонтакте История России в цвете, Телеграм-канал https://t.me/history_incolor