Тут можно вспомнить, что на заре советской эпохи у молодого Нальчика было два независимых центра: Нальчикская слобода в Кабарде и курортный Долинск в Балкарии. Идея единого центра, который сделает второстепенными оба эти района, пришла генпланщикам лишь в 1930-х годах, а первоначально социалистический Нальчик было решено строить между ними.
Главной в том промежуточном городе стала Баксанская улица, ограничивавшая слободу с юга перпендикулярно Степной. В 1963-м она стала улицей Арсения Головко: адмирал, в Великую Отечественную командовавший Северным флотом, а позже возглавлявший Морской генштаб, был терским казаком из Прохладного. Ну а в своих лучшие годы эта улица называлась Театральной:
Конструктивистский ансамбль, достойный если не Свердловска или Новосибирска, то хотя бы Хабаровска, был уникален по меркам Северного Кавказа. Но - не пережил войну: самое впечатляющее угловое здание Госснаба было разрушено до основания, а три дома за ним - восстановлены в изрядно ином виде.
Как я понимаю, 3-этажка с кадра выше изначально была жилой. Теперешний "Ростелеком", изначально видимо почтамт или дом связи, прирос в 1940-х годах колонным портиком:
И разве что Госбанк (1930) хотя и не вполне такой же, как на старом фото, но дух эпохи (равно как и изначальное назначение) вполне сохранил:
Улица Головко выводит на проспект Шогенцукова, отвечающий в Нальчике за курортную грань - пару километров на юг до самого Долинска он идёт вдоль крупнейшего в России городского парка. Напротив зелёной опушки вытянулось здание УБЭП, а изначально - Турбаза (1939).
Проще говоря - перевалочный пункт к тому времени уже многочисленным альплагерям Приэльбрусья. Здесь суровые горовосходители могли перебрать рюкзаки, докупить нужные вещи, разобраться со всеми формальностями, а на обратном пути отдохнуть в ожидании поезда на родные Москву, Ленинград, Свердловск или Сталино...
Напротив башни Турбазы, в краеугольной точке парка - памятник кабардинцу Беталу Калмыкову (1957), персонажу более чем неоднозначному. Один из основателей Кабардино-Балкарии и её руководитель в 1929-37 годах, он же отвечал здесь за "борьбу с политическим бандитизмом", иначе говоря - террор, и даже сам входил в состав "сталинской тройки".
В конце концов Бетал Эдыкович обнаружил в расстрельных списках самого себя. Реабилитировали Калмыкова в 1954-м году, а вот дата установки памятника подозрительна: не был ли то намёк вернувшимся из депортации балкарцам, чья тут теперь республика?
В парк углубимся в другой раз, а пока чуть-чуть пройдёмся по проспекту Али Шогенцукова - писателя и поэта, одного из основоположников современной кабардинской литературы, автора стихов (1917) и первой прозы (1931) на родном языке. Памятник ему стоит с 1991 года в перспективе улицы Головко:
Перед небольшим зданием Кабардинского драмтеатра (1937-40):