Как известно, в Европе, вплоть до конца XVIII - начала XIX в. даже женщины-дворянки не имели права распоряжаться собственностью. После свадьбы европейская аристократка передавала все свои имущественные права мужу. Дворянка, конечно, могла получить что-то в собственность, но только в качестве подарка от мужа, отца или, к примеру, короля.
Женское имущество в России
В России ситуация была несколько иной. Приданое девицам из благородных семейств было положено в обязательном порядке. Государство даже следило за тем, чтобы молодые аристократки, выходя замуж, получали хотя бы примерно 7% от родительских доходов.
Остаться бесприданницей в России было огромным несчастьем и даже своего рода позором для девушки из благородного семейства. После свадьбы полученное в приданое имущество по закону оставалось за самой молодой супругой. Женщина могла передать право на распоряжение собственностью мужу, но лишь по своему желанию.
Приличная жертвенность
Однако и в России в плане владения имуществом женщинами, конечно же, все было далеко до идеала. Поскольку общество до революции имело выраженный патриархальный уклон, у женщин в русских дворянских семьях было принято демонстрировать жертвенность.
То есть, если муж проматывал собственные деньги, жена оплачивала его долги из своих средств. Именно такое поведение в обществе считалось добродетельным и правильным. Поступить по-другому для дворянки — означало вызвать осуждение света.
Аристократки покорно оплачивали долги своих кутящих мужей, даже, если это приводило к совсем уж печальным последствиям. Известно, что кредитов дворянами в XVIII-XIX в. в России было взято просто огромное количество. Русские аристократы традиционно жили на широкую ногу и при этом по-большей мере в долг.
К примеру, даже дорогую одежду оплачивать сразу после покупки считалось моветоном. Аристократ сначала заказывал предмет гардероба, получал его, носил и лишь после поступления, например, денег с оброка из имения, платил за него.
Кутить в России в те времена было очень модно. Поэтому оплачивать долги проводящих время за карточным столом или в веселой мужской компании мужей дворянкам приходилось часто. Зачастую случалось так, что после погашения кредитов супруга несчастная аристократка вообще оставалась без средств к существованию. В этом случае выход у женщины был практически один — возвращаться к родителям или идти приживалкой к каким-нибудь богатым родственникам.
Такая ситуация сохранялась довольно-таки долгое время. Но в середине XVIII в. нашлась женщина, которая решилась взбунтоваться против существующих правил. Поняв, что муж вскоре оставит ее совсем без средств, дворянка Каролина Павлова (в девичестве Яниш) засадила своего непутевого супруга в долговую тюрьму.
Образованный отец
Каролина Яниш родилась в июне 1807 г. в Ярославле в семье обрусевшего немца Карла Ивановича Яниша. Отец аристократки был очень образованным человеком. Будучи врачом по специальности, Карл Иванович дополнительно преподавал студентам естественные науки, занимался астрономией, писал картины.
Вскоре после рождения дочери родители Каролины Карловны переехали из Ярославля в Москву. Разумеется, в детстве дворянка получила просто блестящее воспитание. Прогрессивный отец лично проследил за тем, чтобы Каролина выросла образованной, эрудированной и умной девушкой.
В юные годы Каролина помогала Карлу Ивановичу делать астрономические наблюдения, выучила несколько языков, изучала науки и литературу. Когда дворянка подросла, в Москве о ней заговорили, как о девице «наделенной огромным количеством талантов».
Первая любовь
Когда Каролине Карловне исполнилось 18 лет, она пережила несчастный роман. В салоне у Зинаиды Волконской девица познакомилась с польским поэтом Мицкевичем, изгнанным из Польши за революционные настроения. Между молодыми людьми разгорелся роман, и Мицкевич даже пообещал Каролине жениться на ней.
Однако, когда о связи дочери узнали родители, они пришли в ужас. Разумеется, Карл Иванович не мог позволить, чтобы Каролина связала свою судьбу с политически неблагонадежным стихоплетом.
Каролина Карловна была девицей смелой, и возможно, ее роман имел бы продолжение, несмотря на мнение родителей. Однако непостоянный Мицкевич вскоре охладел к своей пассии и забыл об обещании жениться. Однажды он просто собрал свои вещи и уехал из Москвы.
Литературные круги
После отъезда возлюбленного, Каролина Карловна сильно страдала, но вскоре успокоилась. Аристократка нашла себе развлечение по душе. К 20-ти годам Каролина не только вошла в литературные круги Москвы, но уже считалась здесь своей. Ее друзьями, к примеру, стали поэты Языков и Баратынский.
Под влиянием новых знакомых Каролина и сама начала всерьез увлекаться литературой. Сначала она стала переводчиком, переводя на французский и немецкий языки Пушкина и других популярных поэтов. Считается, что выбрать эту деятельность Каролине посоветовал знаменитый естествоиспытатель А. Гумбольдт, с которым у нее случился кратковременный роман.
Об этих переводах Яниш в последующем лестно отзывался сам Гете, прочитавший их в Германии. Поэт даже прислал Каролине в Москву теплое письмо с похвалами. В более позднем возрасте Каролина Карловна писала уже собственные стихи на русском языке, которые очень нравились публике.
Стихотворение Каролины Яниш:
Младых надежд и убеждений
Как много я пережила!
Как много радостных видений
Развеял ветр, покрыла мгла!
И сила дум, и буйность рвений
В груди моей ещё цела.
Ты, с ясным взглядом херувима,
Дочь неба, сердца не тревожь!
Как тень несётся радость мимо,
И лжёт надежда. Отчего ж
Так эта тень необходима?
И так всесильна эта ложь?
Увы! справляюсь я с собою;
Живу с другими наравне;
Но жизней чудною, иною
Нельзя не бредить мне во сне.
Куда деваться мне с душою!
Куда деваться с сердцем мне!..
Старая дева
На литературном поприще Каролина Яниш, таким образом, добилась успеха и признания. Однако личная жизнь дворянки не складывалась. Женихи обходили литераторшу стороной, даже несмотря на то, что она считалась достаточно привлекательной девушкой. У Каролины Карловны, по описаниям современников, была очень стройная фигура и выразительные красивые глаза.
Когда поэтессе стукнуло уже почти 30 лет, она все еще была не замужем. Каролине грозило остаться старой девой, однако мужа ей найти в конечном итоге все же удалось.
В 1836 г. семья Яниш получила от богатых родственников неплохое наследство. В результате Каролина стала богатой и завидной невестой. Известно, что она была владелицей дома на Сретенском бульваре и 1000 душ крепостных крестьян. Вскоре после получения наследства к поэтессе посватался 33-летний писатель Николай Филиппович Павлов.
Сын наложницы
Николай Филиппович был сыном помещика Владимира Грушецкого и его наложницы-грузинки, вывезенной из персидского похода в 1797 г. Когда Николай родился, его приписали к семье дворового Грушецких — Филиппа Павлова. В детстве мальчик получил хорошее образование, а после кончины отца - отпущен на волю.
Отправившись в Москву, Николай Филиппович начал работать переводчиком пьес и поступил на обучение в Московское театральное училище. Несколько месяцев он был членом балетной труппы, но затем уволился из театра и поступил в Московский университет на факультет политических наук.
После окончания университета Николай сменил несколько мест работы, писал водевили, стихи, публиковал статьи в журналах. Современники запомнили его, как очень легкомысленного человека и отчаянного игрока.
Куда бы Павлов не устраивался на работу, у начальства он был не на слишком хорошем счету. Писателя не любили за то, что в своих произведениях он выступал против существующего режима. Однажды написанная Павловым повесть даже вызвала гнев лично Николая I. Царь наказал цензора, пропустившего произведение, а для самого Николая Павлова оставил многозначительную рецензию:
Следовало бы употребить сей талант для описания природы Кавказа
Литературный салон
После свадьбы с Николаем, в качестве уже замужней женщины, Каролина Карловна смогла открыть у себя в доме салон. Салон имел литературную направленность, но, помимо писателей и поэтов, его посещали ученые, музыканты, художники.
По воспоминаниям современников, в гости к Каролине Карловне аристократы, увлекающиеся искусствами и науками, приходили вполне охотно. Однако саму хозяйку дома они слегка недолюбливали. По мнению поэтов и художников, Каролина Карловна была излишне чопорной дамой. К тому же хозяйка салона любила очень часто и подолгу читать гостям стихи собственного сочинения.
С чтением стихов гостям Каролина перебарщивала, но сами ее произведения в свете считались талантливыми. Поэтесса печаталась, в том числе и в журналах и альманахах. Писала она много, и по мнению критиков, даже смогла выработать свою собственную поэтическую манеру — эффектную и несколько холодноватую. О работах Каролины Павловой хорошо отзывались Аскаков, А. Толстой, критики братья Киреевские и пр.
Скандал
В 1848 г. 41-летняя Каролина Карловна находилась на пике популярности и пребывала в полном счастье, издав свой роман в стихах «Двойная жизнь». Однако радость поэтессы сильно омрачало поведение мужа. Пока Каролина занималась литературой, ее супруг вовсю кутил, играл в карты и быстрыми темпами проматывая ее состояние. За один только вечер опальный писатель мог проиграть до 10-15 тыс. руб.
Будучи женщиной доброй, Каролина Карловна вела себя так же, как и любая другая дворянка ее времени. То есть подписывала приносимые ей мужем векселя. Однако, когда Николай начал засматриваться на деньги, отложенные на образование единственного сына супругов — Ипполита, Каролина не выдержала.
Уже практически полностью разоренная, она пошла к генерал-губернатору Арсению Закревскому и пожаловалась ему на непутевого мужа. Губернатор тут же арестовал Павлова.
Жалоба Каролины Карловны, конечно, была для Закревского всего лишь поводом. На самом деле арестовали Павлова, по большей мере, за его произведения. Однако в свете, конечно же, сразу же осудили именно поэтессу. Один из поэтов — Соболевский, даже написал по поводу этого скандала стихи:
Все любви – могила!..
Мужа мамзель Яниш
В яму посадила.
Молит эта дама,
Молит все о муже:
- Будь ему та яма
Уже, хуже, туже…
После ареста, Павлова на несколько месяцев сослали в Пермь. Вернувшись в Москву, писатель тут же развелся с женой. Наказание испугало его, и после ссылки он сделался тихим и абсолютно законопослушным человеком, как и остальные, проявляющим верноподданические чувства к царю.
Роман со студентом
Практически разоренная Каролина Карловна же, пока муж был в ссылке, в отместку ему завела роман с 22-летним студентом Уткиным. Это увлечение вдохновило ее на написание нескольких стихов, которые критики признают лучшими в ее жизни.
Одно из стихотворений «уткинского» цикла Каролины Яниш:
Мы странно сошлись.
Средь салонного круга,
В пустом разговоре его,
Мы словно украдкой, не зная друг друга,
Свое угадали родство...
И каждый из нас, болтовнею и шуткой
Удачно мороча их всех,
Подслушал в другом свой заносчивый, жуткий
Ребенка спартанского смех…
В своем творчестве Каролина Яниш тяготела к славянофилам (учение о самобытности русского народа). Однако при этом она была намного человечнее и миролюбивее большинства других славянофилов. В конечном итоге это даже привело к ее ссоре с бывшими единомышленниками.
Отъезд за границу
Неприятие коллег-поэтов, а также осуждение света из-за истории с мужем, в конечном итоге вынудили Каролину Яниш уехать из России. За границей поэтесса поселилась в Германии, где свела короткую дружбу с графом А. Толстым.
Стихи в Германии Каролина Карловна не публиковала. Забыли о ней вскоре и в России. В 1893 г, в возрасте 86 лет, поэтесса скончалась в очень жестокой нужде. На родине о ней вспомнили только в 1903 г. Художественно-литературный кружок им. Полонского на 10-ую годовщину кончины Каролины Карловны провел посвященное ей заседание. На этом заседании литератор А. Кони сказал о поэтессе:
Есть имена, по отношению к которым забвение является прямой несправедливостью
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской