«Дюну» Вильнева можно ругать, можно хвалить – дело вкуса. Но, отрицать, что фильм запустил новый виток интереса ко вселенной Фрэнка Герберта, нельзя. Едва фильм замаячил на горизонте, Брайан Герберт и Кевин Андерсон вновь взялись творить свое черно дело за перо. За год до выхода фильма они представили первый роман из очередной трилогии. «Дюна: Герцог Каладана» дал старт Каладанской трилогии.
По сути, это всего лишь попытка реанимировать цикл «Герои Дюны». Очередной «проходной» роман, паразитирующий на старых идеях. Опять противостояние герцога Атрейдеса и императора Коррино чужими руками. В этот раз в центре конфликта – Дома Эказ и Моритани. Интересен роман лишь тем, что в нем описывается неудачная попытка бракосочетания герцога Лето с дочерью эрцгерцога Арманда Эказа, Илесой. В лучших традициях Красной свадьбы из «Игры престолов», Дом Моритани устраивает покушение на членов Дома Эказ. В результате Арманд лишился руки, а Илесу и вовсе убили из-за нерасторопности ее телохранителя, Уитмора Бладда. С этого момента начинается очередное противостояние Лето и Шаддама. Первый поддерживает Дом Эказ, второй – Моритани. В тексте можно заметить слово «интересен», но стоит уточнить, что интерес этот дутый. Почему – позднее.
«Дюна» Вильнева была потенциальным блокбастером еще на этапе разработки. А раз так, то, что за блокбастер без игровой адаптации. И было решено сделать целых две игровые адаптации. Но, ни одна из них не поспела за фильмом. Одна из обещанных игр «Dune: Awakening» до сих пор не вышла. Есть только кадры, трейлер и обещания разработчиков. Известно наверняка, что MMO-песочница с элементами выживания. А вот «Dune: Spice Wars» все-таки добралась до полноценного релиза. Изначально игра появилась в раннем доступе еще в апреле 22-го года (через год после выхода фильма). Разработчики призывали игроков не судить строго, ведь игра еще не закончена, и на полноценном релизе ждет много нового. На деле, же новшеств оказалось не так уж и много, но разработчики затратили на них еще один год.
«Dune: Spice Wars» вышла в сентябре 23-го. Это первая игра по вселенной за 22 года. Представляет собой 4X игру с элементами стратегии в реальном времени.
Справка: 4Х - eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate — «изучай, расширяй, эксплуатируй, уничтожай».
Пусть никого не смущает элементы стратегии в реальном времени. Устроить крупномасштабную танковую зарубу как в старые добрые времена не удастся – игра не про это. Обычно 4Х игры – поджанр пошаговых стратегических игр, но не стоит думать, что «Dune: Spice Wars» уникальна. Попытки перевести 4Х на рельсы RTS применялись и раньше, но не очень удачные. Признанными шедеврами жанра до сих пор остаются пошаговые серии «Master of Orion» и «Sid Meier’s Civilization».
Темп игры в «Dune: Spice Wars» медленнее, чем в других RTS. Но, как и положено 4Х игре победа одерживается не только уничтожением противника. Количество боевых юнитов сведено к минимуму, чтобы можно было сосредоточиться на других аспектах игры: разведка, контроль территории, экономическое развитие, бои, политика и шпионаж. Помимо тотального уничтожения, победу можно одержать иными способами:
- победить на выборах. Буквально. Заполучить большее число голосов в Ландсрааде (имперском совете) и стать правителем Арракиса;
- захватить большее число территорий и ресурсов;
- захватить рынок спайса. Да, теперь спайс не конвертируется «автоматом» в игровую валюту. Игрок волен решать, сколько спайса продать, а сколько оставить;
- ликвидация лидеров враждебных фракций.
Геймплей для всех фракций примерно одинаков. И очень схож с геймплеем «Dune» 1992 года, за исключением сюжетной приключенческой составляющей. Глобальная карта поделена на территории. В отличии от стратегий от Westwood, они не являются отдельными уровнями – просто часть общей карты с уникальными активностями и ресурсами на ней. В начале игроку дается столица, в которой изначально можно тренировать войска и производить орнитоптеры. При помощи орнитоптеров необходимо разведывать близлежащие территории. Можно, конечно, на разведку отправить и войска, но орнитоптеры справятся быстрее и качественнее. А еще войска могут бесславно сгинуть в пустыне. Ведь теперь для перемещения вдали от поселений войскам требуется вода. Да, теперь вода – один из ресурсов. Она нужна не только юнитам для выживания, но и строениям для функционирования. Добывается, в первую очередь, при помощи ветряных ловушек, но можно и купить, как и любой другой ресурс. Теперь ловушки, как и положено, производят воду, а не электроэнергию. В ветреных регионах ловушки производят больше воды. Не стоит забывать об этом при строительстве. Ведь бесконечно расстраивать базу не получится – количество построек в поселениях ограничено. Поселения, контролируют территорию, что крайне необходимо не только при военной экспансии, но и при экономической.
Бронетехники в игре нет. Войска в основном делятся на группы: бойцы, стрелки, подрывники и тяжелые бойцы. Все они плюс-минус одинаковые с разными особенностями у каждой фракции. Бойцы – сбалансированный юнит ближнего боя. Стрелок, как положено слаб, но атакует на расстоянии. Тяжелые бойцы – дороже и прихотливее, чем рядовые бойцы, но при этом опаснее. Подрывники урон толком не наносят, но сносят броню на юнитах и постройках.
Деятельность орнитоптеров не ограничивается одной лишь разведкой. Теперь они, как и положено, следят и за благосостоянием харвестера. Харвестеры не в состоянии самостоятельно вернуться на базу. Подобную функцию автовозврата приходится самолично включать принудительно. Но даже при включенной функции, харвестер вернется на завод только при заполнении резервуара спайсом. Операторы харвестера не в состоянии заметить приближение песчаного червя, а кэрриолы не кружат над ним, как в «Emperor: Battle for Dune». Теперь функция наблюдения возложена на орнитоптер, который можно «привязать» к харвестеру. И при приближении червя или кориолисовой бури, кэрриол заберет его на базу. Также орнитоптер может обнаружить стелс-юнитов. Наладив добычу спайса, не стоит забывать и про имперский налог, поэтому не стоит продавать весь спайс. В случае если игрок пропустил срок выплаты, сумма налога возрастет. Поскольку Дом Коррино является игровой фракцией, в случае систематической неуплаты налога «Game Over» не наступит. Но престиж фракции в Ландсрааде упадет, и о победе мирным путем придется забыть.
Дальше необходимо определиться со способом победы и заняться соответствующими исследованиями. Игра предлагает 4 ветки исследований: война, шпионаж, экономика и адаптации. С первыми тремя ветками более-менее понятно. А вот исследование последней ветки позволяет развивать технологии, улучшающие понимание Арракиса, что позволяет усилить как военные сферы, так и экономические.
Не стоит забывать и про Ландсраад. На совете, путем общего голосования решается множество различных вопросов для одной фракции или сразу всех, в том числе и устанавливается курс спайса, получения различных бонусов или штрафов (как военных, так и экономических). Так же в Ландсрааде решается вопрос о назначении одной из фракций на одну из должностей в совете, при этом назначение на должность губернатора Арракиса.
Немаловажную роль играет и шпионаж, который не ограничивается сбором разведданных на продажу. При развитии шпионажа можно добиться различных преимуществ, а также устроить неприятности и ослабить врагов. Вплоть до убийства лидера.
Чтобы не запутаться в нагромождении механик и не пропустить важное событие. В игре предусмотрена активная пауза. В любой момент можно остановить игру и ознакомиться с активными событиями. О любом, из которых, игра услужливо оповещает уникальным для каждого события значком.
Сюжет в игре отсутствует. Чтобы скрасить его отсутствие, существует режим «Противостояние». При каждом запуске режима, случайным образом генерируются карта, сценарии, стартовые преимущества и доступные испытания.
Дизайн основывается (в основном) на удачных решениях, представленных в фильме Вильнева. Так, например, Харконнены в игре облысели из-за плохой экологии; гербы, шрифт и техника (за исключением кэрриола) перекочевали прямиком из фильма; Лиета-Кайнз – чернокожая женщина… Персонажи и юниты хоть и напоминают киношные, но выглядят более разнообразно и роскошно. Теперь, герцог или император выглядят как знать (роскошно), а их советники – как свита (менее роскошно и вызывающе).
Песчаному червю вновь вернули трехлепестковую пасть. И при этом он не похож, на линчевского червя, ставшего классикой.
Червь и кориолисовая буря в игре удались на славу! Буря здесь не просто смерч (как в «Emperor: Battle for Dune»), а полноценная буря.
Города в игре выглядят более грандиозно и футуристично, чем в фильме. Это не какие-то полузаброшенные бункеры, как в фильме. А полноценные многоуровневые и живые мегаполисы (за исключением столицы фрименов сиетча Табр).
Разработчики (не в пример киноделам) не стали открещиваться от предыдущих игр. Они честно сказали, что, несмотря на то, что за основу был взят визуальный стиль фильма 21-го года, они черпали вдохновение и из игр. «Dune» и «Dune 2» в особенности. И старались взять самые лучшие особенности от обеих игр и найти между ними баланс. Игра получилась медленнее, чем «Dune 2», но быстрее и глубже проработанная чем «Dune». Не забыли разработчики и про духовного наследника «Dune 2» - «WarCraft». Проанализировав стратегии от Westwood, они пришли к выводу, что мелкие юниты «теряются» на фоне песчаного ландшафта. Поэтому их было решено сделать по-мультяшному красочными с гипертрофированными телами. Так проблема с узнаванием и обнаружением была решена. Юниты выделяются на фоне окружения и разительно отличаются между собой не только цветом. Вы никогда не перепутаете пехотинца Атрейдесов и пехотинца фрименов. И тут же кроется проблема. На фоне реалистично проработанной техники, антуража и строений, гигантские мультяшные юниты смотрятся чужеродно. Им бы подошла приземления стилистика «StarCraft», нежели мультяшная аляповатость «WarCraft».
Не подкачал и саундтрек. И здесь создатели не пытаются открестится от предыдущих работ. Да, это не бодрые гитарные запилы Фрэнка Клепаки, но и не уныние Циммера - нечто среднее. Подстать игре. Ближайший аналог по темпу - это «Spice Operа». Но саундтреку «Spice Wars» критически не хватает звучания французской новой волны вроде Жан-Мишель Жарра или Дидье Маруани (музыкальный ансамбль «Space»). Как ни странно, из-за медлительности и медитативного звучания саундтрек лучше слушать… в дождь. А если хотите поностальгировать по прошлым играм серии – смело включайте саундтрек Фрэнка Клепаки. Атмосферу он уж точно не испортит.
Пришло время поговорить о фракциях. На раннем на раннем этапе было доступно четыре. На релизе добавилось еще два. Условно фракции делятся на миролюбивые и военизированные. У каждой есть как бонусы, так и слабости. Также в дополнение к каждой фракции можно выбрать двух советников со своими дополнительными характеристиками и бонусами. При этом никто не запрещает пойти против системы и устроить геноцид местного населения Атрейдесами, и победить путем демократического голосования, играя за Харконненов.
Дом Коррино
Императору Шаддаму IV и его свите принадлежит власть в известной вселенной. Дом Коррино полагается на богатство и сардаукаров. При этом не может быстро расширяться. Император собирает дань с других фракций, но это вовсе не значит, что император освобожден от уплаты дани. Ему приходиться расплачиваться с Космической Гильдией. А у Гильдии процент побольше будет.
В советниках у императора:
- принцесса Ирулан - отвечает за политику и технологическое развитие;
- Венсиция Коррино - хороша в экономике, логистике и строительстве;
- Казимир Фенринг - личный убийца и верный друг императора успешно противостоит вражеским шпионам и неплохо собирает информацию;
- капитан Арамшам - начальник имперских сардаукаров, естественно, может тренировать войска дешевле и больше (дополнительный слот).
Цвет фракции - золотой, что вполне логично, поскольку император восседает на троне золотого льва).
Фримены
Фримены мечтают превратить Арракис в зеленый оазис. Лидером выступает Лиета-Кайнз дизайн которой основан прямиком на фильме Вильнева. Как и положено жителям при перемещении расходуют в разы меньше припасов. Могут перемещаться верхом на песчаном черве. Но, только перемещаться. Атаковать вражеские юниты как в «Emperor: Battle for Dune» не дадут. Зато, как в первой «Dune» могут собирать спайс не используя харвестер. В Ландсрааде их, естественно, не жалуют. А потому хороши в военном деле.
- Чани, как и положено молодой бунтарке, может устраивать мятежи в поселениях и собирать информацию с прилегающих территорий;
- Стилгар добавляет авторитета фракции и лучше находит язык с сиетчами на захваченных территориях;
- Преподобная мать Рамалло - самый полезный советник. С самого начала позволяет строит Храм Шаи-Хулуда, что ускоряет производство. Также она знает расположение всех залежей спайса;
- Отейм - преданный боец Стилгара, дающий бонусы к обучению войск и их характеристикам.
Цвет, как и положено пустынным жителям - коричневый.
Контрабандисты
Ведомые Эсмаром Туеком, контрабандисты полагаются на экономику и шпионаж. Не сильны в открытом бою, хоть могут лечиться вдали от поселений, но могут ослабить врага.
- Квартирмейстер Дриск отвечает за разведку, шпионаж и логистику;
- Сын Эсмара, Стабан Туек, использует свои связи в Ландсрааде, чтобы поднять престиж контрабандистов. Может грамотно организовать Подполье, чтобы получать дополнительную прибыль;
- прежде, чем стать офицером безопасности императора Пола Атрейдеса, Баннерджи, служил у Эсмара. Баннерджи увеличивает прирост ресурсов, получаемых от мародерства;
- Лингар Беут промышляет торговлей водой. Чем больше воды, тем больше бонусов.
Как все привыкли, благодаря играм Westwood, синий – это цвет Атрейдесов. Тем, кто знаком со вселенной исключительно по книгам, синий – это цвет герба Харконненов. А в «Dune: Spice Wars» синий цвет достался контрабандистам.
Дом Харконнен
Харконнены, разумеется, самая воинственная фракция в игре. У Харконненов традиционно самые сильные юниты и слабая экономика. Могут временно увеличить свою прибыль и производительность угнетая захваченные поселения.
- Глоссу Раббан по прозвищу «Зверь», как истинный Харконнен, усиливает характеристики фракции и бесплатно добавляет еще один слот ополчения в захваченное поселение;
- ментат Питер Де Врис – мастер разведки. Орнитоптер Харконненов становится невидимым, зонд-невидимка больше не нуждается в припасах, находясь на вражеской территории. Тем самым они обеспечивают бесперебойное поступление разведданных;
- избежавший алопеции Красавчик Фейд хорош в переговорах. А точнее – в искажении результатов голосования. Положительные решения для других фракций становятся менее привлекательными, а отрицательные — еще более неприятными;
- Иакин Нефуд, капитан стражи Харконненов, возвращает половину ресурсов за павших юнитов Харконненов. И взамен сможет быстро обучить новых.
В лучших традициях Westwood Харконнены вновь окрасились в привычный красный.
Дом Атрейдес
Благородные Атрейдесы хороши в экономике и особенно политике. Могут за влияние, воду и авторитет аннексировать поселение без применения силы. Также, чем выше положение Атрейдесов в Ландсрааде, тем больше бонусов они получают.
- Гурни Халлек занимается обороной - позволяет тренировать усиленное ополчение в поселениях и усиливает регулярные войска;
- Суфир Хават подобно своему харконненскому коллеге отвечает за разведывательные операции и шпионаж. Чем больше шпионов (дружеских и вражеских), тем больше ресурсов получают Атрейдесы;
- леди Джессика позволяет за определенную сумму влияния навязать договор другой фракции, и заключить договор о ненападении в начале игры;
- Дункан Айдахо быстрее устанавливает союзнические отношения с нейтральными сиетчами.
В игре Атрейдесам вернули каноничные книжные цвета – зеленый и черный, отодвинув герб с красным ястребом на задний план.
Есть в игре и шестая фракция – Дом Эказ.
«Где Ордосы? Почему Эказ?» - логичные вопросы в головах фанатов.
Официально разработчики не могут использовать Дом Ордос, поскольку, по факту, это интеллектуальная собственность Westwood Studios. Ведь привычный всем Дом Ордос – чудовище Франкештейна. Само название разработчики взяли из неканоничной «Энциклопедии Дюны», оттуда же взяли герб Дома Валлах, объединили и добавили черты Дома Икс. Так появился Дом Ордос. Использовать его в таком виде разработчики из Shiro Games никак не могли.
Дом Эказ это и ответ на многие вопросы, но и главный минус игры. Вот, что сказали по этому поводу разработчики:
Хотя мы стараемся ориентироваться, прежде всего, на книги, при создании игры мы черпали вдохновение из многочисленных источников, таких как настольные игры, фильмы, телешоу и расширенная вселенная Дюны.
"...расширенная вселенная Дюны." Дом Эказ появился в романе «Дюна: Герцог Каладана». По сути представление Дома в игре - всего лишь реклама, призванная подогреть интерес к новому роману Герберта и Андерсона. Не более. Ведь никак иначе не объяснить, как две едва ли известные конторы Shiro Games и Funcom приобрели права на «Дюну». Но, агрессивная реклама новой (проходной) трилогии вылилась в огромные минусы для игры. Агрессивная реклама вылилась в агрессивную повестку.
Перво-наперво, все представители Дома Эказ сменили расовую принадлежность - типичный блэквошинг. Так еще эрцгерцог Арманд превратился в эрцгерцогиню Арманду. Зачем, для чего? Науке это не известно, наука пока не в курсе дел!
Так еще и мультяшный стиль сыграл с юнитами Дома злую шутку. Дело в том, что Дом Эказ представлены, как богемные любители искусства и роскоши... прямиком из XVI века. В итоге юниты выглядят так, словно сбежали из «Heroes of Might and Magic V» или «WarCraft III». Вкупе с нелепой расцветкой (розовый цвет фракции) Дом Эказ выглядит совершенно чужеродно в стилистически сдержанном, суровом, мрачном мире игры.
Дом Эказ известен своей любовью к искусству и роскоши. Как и фримены, они хотят превратить Арракис в роскошный сад. Но только для элит. Дом Эказ использует свои связи в сфере искусства, чтобы деморализовать оппонентов. Они создают шедевры, занимающие две ячейки построек, которые нельзя уничтожить без урона для репутации, как со стороны населения, так и Ландсраада. Также строят святилища, которые нельзя захватить. Очевидно, что вояки из ни не очень.
- старшая дочь Санья Эказ во всю эксплуатирует преимущества Дома. Шедевры и святилища стоят дешевле и дают больше бонусов;
- почему-то добавили не самого лучшего телохранителя Уитмора Бладда. Новые юниты автоматически получают дополнительный уровень опыта;
- Меса Эказ, как и старшая сестра, Санья, специализируется на шедеврах - увеличивает скорость строения и увеличивает прирост прибыли;
- невеста герцога Лето, Илеса Эказ, почему-то лишилась не головы, а глаза и руки. И также, как ее жених сильна в политике. Ее навыки также зависят от количества шедевров.
Все стилистические решения и игровые механики не понравились игрокам. Да и разработчики, по-видимому, не знали, что делать с навязанной фракцией.
Не обращая внимание на Дом Эказ, игра получилась в достаточно увлекательной и интересной. Если вы не искушены в 4Х-стратегиях, не ждете новой стремительной RTS от Westwoood и соскучились по играм в мире «Дюны», то вполне можете провести пару-тройку вечеров за игрой. В остальном - на свой страх и риск. Но, определенно стоит для ознакомления.
Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.
Спасибо!