Найти в Дзене

Секрет успеха на "Дзене" и 5 ошибок новичка – подвожу итоги полугодового эксперимента

Оглавление

На днях моему блогу исполнилось полгода – именно столько я обещала себе "продержаться", прежде чем делать какие-то выводы. За это время я многому научилась, к сожалению, на собственных ошибках. Хочу поделиться с вами результатами своего эксперимента, чтобы вы не наступали на те же грабли.

Начнем со статистики. С 13 апреля:

  • я выпустила 152 материала. Из них 98 статей, остальные типы публикаций я считаю непрофильными для себя
  • заработала 680 рублей. Для сравнения, в моей профессиональной области можно заработать в 5 раз больше всего за 1 страницу текста
  • набрала 317 подписчиков. Грешным делом я думала, что реалистичная цифра – 500 за полгода, но этот KPI я взяла "с потолка", так что не считается
  • среднее количество показов от "Дзена" на один материал составило 278*
  • среднее количество просмотров одного материала – 48*. И я искренне благодарю всех, кто попал в это число

* не считая пары текстов, которые по той или иной причине сильно выбиваются из статистики

  • самым популярным материалом стала статья о пересадке в аэропорту Еревана: свыше 3,5 тыс. дочиток при всего 412 показах от "Дзена". "Как так?" – спросите вы. Все просто, спасибо поисковикам
  • самый провальный текст – о "Призраке оперы", позорные 8 дочиток. Я написала эту статью, когда мюзикл закрыли, и мне казалось, можно "присоседиться" к этой новости, но не прокатило

Если откровенно, я считаю статистику в целом достаточно удручающей. Проанализировав цифры, я пришла к выводу, что многое сделала неправильно. Ниже 5 пунктов, по которым лично я облажалась, они же советы вам, как делать не надо.

1. Писать "для себя"

Я всегда считала, что люди, которые утверждают, что пишут на "Дзене" "для себя", лицемерят. "Для себя" – это в вордовский файлик и на диск "С". Не рассчитывать на прибыль – это я понимаю, я и сама не рассчитывала, но если человек выходит со своими текстами в публичное пространство, пусть не обманывает себя, он хочет, чтобы его читали.

А буквально на днях я увидела это "для себя" совсем в ином свете. Я проводила мастер-класс для студентов-пиарщиков, рассказывала, как работать с корпоративными новостями. "Новость должна быть понятной и интересной", – говорила я. С понятностью, извините за тавтологию, все понятно. Что значит "интересная"? Она должна отвечать на вопросы читателя и содержать действительно важную информацию.

Посмотрим на мою статистику через призму этого знания: 8 из 10 самых читаемых текстов – советы путешественникам: банковские карты, авиакомпании, пересадки. Все логично, люди читают статьи, в которых видят ответы на свои вопросы.

А как же залипательные видео с котиками и всякие прикольчики, на какие вопросы отвечают эти материалы? А ни на какие. Когда человек видит в ленте что-то смешное или приятное, у него просто вырабатывается гормон радости, дофамин 😊

Греция, 2009 год
Греция, 2009 год

Посмотрите на свой материал и ответьте себе на два вопроса: 1) он полезен? 2) он достаточно забавен или красив, чтобы привести к выбросу дофамина у читателя? Если вы на оба вопроса ответили отрицательно (и, к сожалению, это относится ко многим моим текстам), смотрите правде в глаза: вы пишите "для себя". Какое-то количество людей, которым по той или иной причине будет интересно, обязательно найдется, и они прочитают этот текст, но на масштабный успех рассчитывать не стоит.

Я вывела для себя такую формулу:

❗️❗️ Успех на "Дзене" = полезность + чувство юмора ❗️❗️

Плохая новость: чувству юмора, как и, например, умению делать бомбические заголовки, нельзя научиться. А писать только полезные тексты может быть скучно. Но тут каждый выбирает для себя.

В нескольких источниках читала, якобы, алгоритм "Дзена" с самого начала решает, будет канал "звездой" или нет, помечает его нулем или единичкой. Никто не скажет вам, правда это или нет (мне кажется, сами разработчики алгоритма уже не понимают, как он там работает в действительности). Но начинаю подозревать, что доля истины тут есть.

Мой первый пост был скромненький, правда. Общие слова, абстрактное вступление.

Мне казалось, какой смысл вываливать сразу все самое крутое, раз подписчиков пока нет, никто же не увидит. Сейчас я считаю, что нужно было с самого начала жечь на пределе возможностей! 🔥

Как бы качественно я ни писала потом, как бы часто ни ставила тексты, в какое время суток и день недели, как бы я ни изгалялась с загами (впрочем, повторюсь, делать их крутыми – природный дар, которого, видимо, я лишена), все это уже ничего не меняло.

3. Увлекаться взаимными подписками

Мне казалось, что это хорошая идея: набрать критическую массу подписчиков-взаимщиков, а там уж и со стороны люди подтянутся. Это было стратегической ошибкой. Твой взаимщик наверняка помимо тебя подписан еще на кучу всего: от кулинарии до логопедии, и у алгоритма, и без того несовершенного, едет крыша. Он окончательно перестает понимать, кому тебя рекомендовать.

А еще это постоянный стресс! Сейчас я перестала ходить по страницам, которые мне не нравятся, но сначала я слишком серьезно относилась к своему долгу взаимщика и была вынуждена читать тонны информации не только бесполезной для меня, но часто и раздражающей по форме или содержанию. Это отнимало так много времени и сил, что мне сам "Дзен" опротивел.

Многие говорят сейчас о выходе из взаимщеского рабства, мол, платят теперь не за активность подписчиков, можно расслабиться. Но из моих взаимщиков существенная часть продолжает жить по принципу "ты мне – я тебе". Когда я уезжаю в очередное путешествие и не имею возможности оперативно ходить ко всем "в гости", у меня самой дочитки падают буквально ниже плинтуса.

4. Смеяться над девушками в купальниках

Одно из правил менеджмента:

Сначала научитесь играть по правилам, потом придумывайте свои (с)
Максим Батырев, "45 татуировок менеджера"

Мне всегда казалось забавным, когда девушка говорит: "Я люблю путешествовать". А смотришь фотки на обложках статей – сплошные купальники и всякие изящные позиции. Ага, думаю, не путешествовать ты любишь, а прелести демонстрировать (знаю, это звучит очень по-стариковски, не осуждайте меня).

С чего я взяла, что лучше знаю, как нужно? Это же надежный, отработанный прием.

Миф в рекламе или "имиджмейкерстве", как правило, нанизывается на стержень основных инстинктов и так называемых "общечеловеческих ценностей", которые также базируются на основных инстинктах – пищевом и половом. Причем один, как правило, дополняется вторым или напрямую отсылает нас ко второму как более сильному (с)
Игорь Вагин, "Уроки психологической защиты"

У меня эта книжка уже 20 лет на полке, а до меня только сейчас дошло, что к "Дзену" это тоже относится. Почему популярны кулинарные блоги? Их читатели и зрители, скорее всего, не будут готовить по этим рецептам, им просто нравится смотреть на едульку. И на девушек в купальниках. Так что не надо быть ханжой, есть что показать – используй свое конкурентное преимущество.

5. Хвататься за все, везде и сразу

Без иерархии целей легко расползтись, как клякса на промокашке – сразу во все стороны (с)
Ольга Примаченко, "К себе нежно"

Полгода у меня все спрашивали: "Зачем ты это делаешь?" Я не могла ответить на этот вопрос. И это моя самая большая ошибка. Если приоритет – набрать читателей и/или заработать много денег – это одна стратегия, и тогда оправданно жертвовать сном и общением с близкими ради статей, играть по правилам (в том числе см. пункт 4). Если приоритет – писать "для себя" (см. пункт 1), это совсем другая история.

Решила ли я сейчас, что у меня в приоритете? Не решила. Решила ли я, подведя итоги полугода своего труда, буду ли продолжать? Не решила.

Но, пользуясь случаем, хочу сказать спасибо за практическую, безвозмездную помощь каналам Дневник уставшего пенсионера и travelstar_ushka, а также Илье Дубову, гуру "Дзена". Благодаря вам, я стала больше верить в человечество 😊 А еще огромное спасибо за постоянную поддержку, кнуты и пряники Ане, Юле (да-да, вам, вы знаете, что я о вас) и автору канала чопочитать Наташе. Без вас я бы точно не продержалась так долго. Большое вам человеческое спасибо!