Одно из первых советских фантастических литературных произведений - "Открытие Риэля" (или "Страна Гонгури") было создано Вивианом Азарьевичем Итиным (1894-1938), человеком яркого таланта и трагической судьбы. Имя - тоже необычное, но настоящее, не псевдоним.
Он родился в Уфе в семье еврея, принявшего православие из любви к русской девушке; необычное имя Вивиан было дано мальчику во время крещения по святцам. Учился Вивиан Итин в Петербурге, на юридическом факультете университета (не закончил). Но, как и многие одаренные молодые люди того времени, он писал стихи и завел знакомства в литературных кругах. В частности, его близкой подругой и первой любовью была Лариса Рейснер, которая, в свою очередь, свела Итина с Максимом Горьким.
Итин - поэт
Нельзя сказать, что стихи Итина отмечены большой оригинальностью, но в них есть собственная интонация, и многие строки запоминаются. Сборник его стихов был опубликован в 1923 году в Новосибирске (тогда - Новониколаевске).
В оформлении этой книжечки очевиден любимый стиль эпохи Серебряного века, модерн, еще некоторое время сохранявшийся на периферии новой, пролетарской, эстетики.
В самих стихах (тексты из сборника - здесь) тоже еще живет и дышит Серебряный век с его символизмом, мечтательной восторженностью, изящными и неожиданными сближениями разных реальностей.
Одно из ранних стихотворений, кажущееся скоплением выспренних метафор и пафосных призывов, на самом деле оказалось пророческим и автобиографическим.
Космизм, пронизывавший тогда мироощущение многих деятелей русской культуры, был Итину тоже не чужд. Интересно посмотреть, как лермонтовские мотивы ("...тихо плавают в тумане хоры стройные светил") сочетаются здесь с блоковским трагическим символизмом, помноженным на научную астрономическую картину мира (двойные звезды, протуберанцы).
Казалось бы, обладателю такого поэтического мира всё земное должно быть чуждо. Но нет! Вивиан Итин не только принял революцию, а занял весьма активную позицию: в 1917-1918 работал в Наркомате юстиции, в 1919, оказавшись в Сибири, вступил в Красную армию и стал членом революционного трибунала.
В составе легендарной Пятой армии он идет с боями через всю Сибирь, преследуя по пятам сломленного, но не разбитого наголову Колчака. После освобождения Сибири Итин с 1920 года работал в Красноярске «вридзавгуботюстом» – временно исполняющим должность заведующего губернским отделом юстиции. Ему приходилось подписывать смертные приговоры в коллегии Губчека, быть председателем «Реквизиционной Комиссии», руководителем «комиссии по охране памятников искусства и старины», разбиравшей ценности отделённой от государства церкви.
Так что "стальной рукой подписывать смертный приговор" ему приходилось не раз, и невинным ангелом поэт вовсе не был. Между боями, расстрелами и реквизициями культурных ценностей Итин иногда вспоминал о том, что где-то существует и другой мир - мирный, прекрасный, свободный...
Из стихотворения "Возвращение":
Ведь где-то есть еще поэзия,
Есть бесконечная весна.
И голубая Полинезия,
И голубая тишина.
Там никогда не слышно выстрелов,
Там небо нежное, как лен.
И вместо страшных клеток выстроен
Дворец из пальмовых колонн.
Туда с тобой, мой друг единственный,
Уйдем в зеленый монастырь,
Где всюду -- океан таинственный
И солнце, и ветра, и ширь.
Пророчество Риэля
Фантастический рассказ "Открытие Риэля" был написан Итиным еще до Гражданской войны, в 1917 году. Лариса Рейснер передала рукопись Горькому, тот принял ее к публикации, но издание не состоялось. Тем временем Итин переработал рассказ в повесть и издал в 1922 году под названием "Страна Гонгори" в захолустном Канске тиражом 800 экземпляров. Сейчас это издание - библиографическая редкость.
В своем фантастическом произведении Итин фактически предсказал собственную судьбу.
Начало и конец повести происходят в Красноярской тюрьме, где молодой коммунист-партизан Гелий ожидает расстрела, к которому его приговорили белочехи. С ним в камере - друг, доктор, который погружает Гелия в гипнотический транс. В измененном состоянии сознания Гелий видит себя на другой планете, и там его зовут Риэлем. Он - гениальный изобретатель, влюбленный в прекрасную поэтессу Гонгури.
Он создает машину, которая позволяет видеть строение материи. В его представлении, Вселенная и атом построены по единому плану. Рассматривая под огромным увеличением Голубой Шар, когда-то созданный на основе мозга одного из выдающихся ученых страны, он в одной из сложных молекул находит солнечную систему и одну из планет – Землю.
Созерцание Земли с далекой экзопланеты ввергает Риэля в ужас. На Земле он наблюдает войны, жестокость, всеобщее озверение. Он хочет поделиться своим знанием с инопланетными друзьями, но старый ученый уничтожает Голубой Шар: знание, которое несет Риэль, представляется слишком разрушительным. Риэль, впавший в отчаяние от творящегося на Земле и от гибели своего творения в стране Гонгури, принимает яд.
Очнувшийся от гипнотического сна Гелий идет на расстрел и гибнет.
В 1922 году Итин еще не мог (или уже мог?) представить себе, что в 1938 году он повторит судьбу своего героя. В 1937 году его исключили из партии, а 30 апреля 1938-го он был арестован по доносу. Писателя, жившего долгие годы в Новосибирске, обвинили... в шпионаже в пользу Японии. Постановлением «тройки» УНКВД Новосибирской области 17 октября он был приговорен к расстрелу и через пять дней расстрелян. Как нетрудно понять, никаких адвокатов и апелляций не предполагалось (здравствуй, прекрасный новый мир). Вивиана Итина посмертно реабилитировали 11 сентября 1956 года с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
Своим детям от двух браков Вивиан Итин давал фантастические имена. Дочь, прожившую примерно год, он назвал Гонгури (1921-1922), а сына, прожившего еще меньше (27.11.1924 – 01.1925), нарек Солнцем. Дожила до реабилитации отца и признания его литературных заслуг лишь младшая дочь, Лариса Вивиановна Итина (1926-2015). Свое имя она получила, как нетрудно догадаться, в честь Ларисы Рейснер.
Утопия и антиутопия
В повести Итина "Страна Гонгури" есть черты как утопии, так и антиутопии. Поскольку путешествие на экзопланету совершается в состоянии транса, вопрос о технологии космических перелетов тут вовсе не ставится. На планете сложилось два типа общества - одно другого лучше. Первое - коммунистическое, коллективистское, где личность подчиняется общему направлению развития. Второе - более свободное, нацеленное на полную реализацию творческого потенциала индивидуумов. Гелий-Риэль предпочитает второе (ну, еще бы, какой творческий человек захотел бы стать безымянным винтиком в самой совершенной машине). В обоих обществах все материальные проблемы давно решены. Энергии столько, что можно пользоваться любыми благами цивилизаций и даже перемещаться, свободно паря в воздухе (благодаря антигравитационным приспособлениям).
Однако, как выясняется, в любой идеальной картине мира есть свои тени. Духовный союз Ороэ, к которому присоединяется Гелий, требует от своих членов самоотверженной жертвенности. А слишком дерзкие открытия одиночек, вроде Голубого шара, созданного Гелием, контролируются старейшинами, обладающими большими полномочиями. Полного равенства и братства нет даже в мире мечты.
Повесть "В стране Гонгури" в позднесоветское время переиздавали неоднократно, и отдельными изданиями, и в сборниках. Текст можно найти в сети или купить любую из книг.
Подробная биография Итина и полная библиография его сочинений и литературоведческих работ о нем - здесь (я тоже пользовалась этим источником).
--
В моей космоопере "Хранительница" черты утопии, конечно, тоже присутствуют. Утопией является сам Межгалактический альянс - союз разумных миров, целью которого является поддержка и распространение разума во всей достижимой Вселенной. Но на конкретных планетах жизнь устроена далеко не утопически, даже на Тиатаре, где происходит действие большинства частей серии. Там есть и материальное неравенство, и социальная иерархия (уйлоанская аристократия - своего рода каста, пусть и не наглухо замкнутая), и всякие дрязги в академическом мире ("террариум единомышленников"). Однако, будь моя воля, я бы, как Юлия, улетела бы на Тиатару весьма охотно.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе. Вы можете почитать ознакомительный фрагмент и решить, интересны ли вам эти книги.
Поддержать автора можно любым удобным вам способом, в том числе распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".