Найти тему
Владимир Андреев

Проснитесь, спектакль окончен

Калужский областной драматический театр показал первую премьеру нового сезона.

Владимир Андреев. Фото Виктор Кропоткин

Опубликовано в газете "Калужский перекресток"

Спектакль «Борис Годунов» по произведению Александра Пушкина поставил главный режиссер театра Роберт Манукян.

В многочисленных предпремьерных интервью режиссер-постановщик неоднократно указывал, что главное для него было показать два аспекта: социальный и политический.

В результате получилось нудно, пафосно и удивительно скучно.

И мальчик с топором

За что точно можно поблагодарить режиссера, так это за трепетное и уважительное отношение к тексту Пушкина. Действительно, великие строки звучали громко, чётко с паузами и без какого-либо коверканья. Единственное, чего не было у классика – появление в произведении его самого. Хотя фамилия Пушкин в тексте Бориса Годунова имеется, но несколько по иному поводу.

В спектакле поэт, драматург и «наше всё» появляется на сцене в первую секунду действа. С замерзшими руками Пушкин (Дмитрий Трифонов) садится в углу и при свече начинает творить. И тут же появляется Юродивый (Михаил Кузнецов). Пара подходит к огромной иконе и крестится. Вся эта мизансцена нужна лишь для одного понятного и набившего оскомину посыла: в России правду говорят лишь юродивые и Пушкин.

-2

Все остальные поскакушки Пушкина с хором девушек бессмысленны и непонятны. Складывалось впечатление, что режиссер засунул Пушкина в спектакль, сделал с ним первую сцену и забыл о нем. И бедный Пушкин слоняется все два часа по сцене не зная, чем заняться. То с девчатами попоёт, то с юродивым к иконе подойдет…

Таким же избитым штампом смотрится и появление убиенного царевича, почему-то с топором в руках. При этом (тут законы штампа соблюдены полностью) на Бориса Годунова всякий раз начинает светить красный фонарь. Штамп номер три – плахи с топорами. Этих символов смуты в России тех лет во время спектакля возникает несколько.

-3

В сцене принятия в своё войско Лжедмитрием новых воевод, они, появившись, конечно же с топорами, после согласия Гришки встать под его знамена, акцентировано втыкают свои топоры в пеньки, заботливо расставленные для этого режиссером.

Среди находок постановщика спектакля, можно упомянуть партию в городки князей Шуйского (Валерий Смородин) и Воротынского (Ярослав Орляченко). В первой парной сцене, когда Шуйский подбивает Воротынского поднять народ на смуту, они как бы играют в старинную русскую забаву простого люда – городки. Причем так скромно и непонятно играют, что их кидания палок вглубь сцены не все и заметили. Что это? Символ? Князья разбивают русские города, русский единый дух? Может быть. Но, нельзя не допустить, что эта игра в городки придумана лишь для того, чтобы занять чем-нибудь актеров во время чтения текста.

-4

Ну, право, не боксерскую же грушу вытаскивать на сцену? Эпоха не та. А вот городки – нормально.

Апофеозом символических придумок режиссера стал финал первого акта. После слов Бориса Годунова «Тяжела ты шапка Мономаха» наступает «катарсис».

-5

На голову Бориса махровой развесистой клюквой медленно опускается огромный бутафорский колокол.

Дорого – богато

Чего точно не отнять у нынешнего главного режиссера театра, так это умение выстраивать красивые мизансцены. Монументальные картинки завораживают, очаровывают. Хочется иной раз поставить «на стоп-кадр» ту или иную сцену и подольше насладиться великолепием мизансцены.

-6

Особенно удаются Роберту Манукяну многоуровневые выстраивания актеров на лестницах. Видно, что на эти построения истрачено много сил и времени. Хоть пиши картину по его мизансценам. И это без доли иронии. Действительно, точная фиксированная мизансцена важнейший инструмент режиссера и этим средством Роберт Манукян владеет филигранно.

Череда этих великолепных картин, видимо, и заставляет зрителя восторгаться спектаклем. Световое решение спектакля тоже вряд ли кого-нибудь расстроило. Мрачная картина времени русской смуты подчеркивается яркими локациями, за которыми в тени постоянно виднеются полусгнившие остовы российского государства. Деревянный то ли забор, то ли граница добавляет подлинности смысловому художественному решению спектакля. Художник-постановщик Борис Шлямин.

-7

Современности, в наглядном понимании, в калужском «Борисе Годунове» нет. Костюмы – стилизованные, но без каких-либо отсылов к веку XXI (художник по костюмам Оксана Богданович). Дорогие богатые наряды знати, серые одежды простого люда, - все в стиле, всё единой эпохе. Этакий датский спектакль в духе Малого театра 80-х годов прошлого века.

Что не стихи, то проза

И все ж, сколь не красивы были костюмы, не завораживающе прекрасны мизансцены, не великолепны декорации, главное в спектакле – человек. Актёр. За два часа утомительного слушания текста произведения Пушкина, неоднократно приходила мысль, о том, что скорее всего, собственно актерами режиссер особо и не занимался, отдав на откуп им самим решение собственной роли.

В результате живых персонажей в спектакле раз, два и обчелся. И тем важнее о них рассказать.

-8

Среди всех прочих на отдельной высоте стоит работа актера Кирилла Бессонова. Его старец Пимен, пожалуй, действительно единственный живой человек в спектакле. Сложный стихотворный текст монолога, растасканный по цитатам, он сумел сделать своим. Его Пимен живёт, размышляет, по-старчески присаживается, слушает и реагирует на высказывания Гришки. Эта небольшая сцена единственное светлое пятно в ходульной парадной постановке.

Пимен Бессонова не играет текст, не играет финал, он находится «здесь и сейчас». Как точно его минутное омоложение, когда он вспоминает прошлые годы и как верен его возврат к дню повествования, смуты. Браво, Кирилл, это ещё одна великолепная работа.

-9

Среди других персонажей можно осторожно отметить работу актера Вячеслава Соколова. Его Григорий спорен, но все живее остальных персонажей. Особенно хороша его улыбка-ухмылка после звучащий впервые голосом диктора фразы «государь Дмитрий».

В спектакле «Борис Годунов», конечно же нужно сказать о Борисе Годунове. К великому сожалению, с первых фраз актер Сергей Лунин начинает играть финал. Одинаково пафосно и громко звучат знаменитые фразы «И мальчики кровавые в глазах», и «тяжела ты шапка Мономаха», и «достиг я высшей власти». Годунов на сцене не человек, раздираемый страстями и воспоминаниями, а памятник с единым жестом: дланью, распростёртой вперед с растопыренными пальцами.

-10

Быть может, такова была установка режиссера, но право, калужскому Борису мало веры. О сочувствии вообще говорить не приходится. Памятник, он и есть памятник. На него надо смотреть, а рефлексировать.

Вообще, в спектакле практически не выстроены взаимоотношения персонажей. Нет никаких нюансов. Лишь кондово декларируемый текст. С огромными зачастую никак не оправданными паузами между словами. Эти паузы порой настолько вымучены, что хочется подтолкнуть – давай дальше, мы уже поняли, что эту фразу нужно запомнить, что она эпохальна.

В сцене, когда Борис решает, как усмирить народ и вывести самозванца на чистую воду, наоборот, вывод делается будто впроброс, без паузы, как нечто незначительное. А ведь это поворотный момент: каким путем пойдёт Россия. Путем, предложенным Патриархом Иов (Дмитрий Денисов) или князем Шуйским.

-11

И, простите за штамп, вишенкой на монументальном торте стала эротическая сцена Марина Мнишек – Гришка Отрепьев. Зачем ей показывать Григорию стриптиз, помахивая садо-мазо плеточкой, осталось непонятным. Но веселым.

Политический же аспект постановки, о котором говорил режиссер не выдерживает никой критики. Ну, у нас сегодня далеко не та ситуация внутри страны, какой она была во времена смуты, а то, что поляки всегда хотели напакостить нам и так всем ясно. Зачем тогда весь огород городить? Разве что это был забытый уже многими «госзаказ».