Образ Григория Лукьяновича Чарноты, генерал-майора, кавалериста, запорожца по происхождению, ярок и колоритен.
Чарнота относится к типу людей, живущих на кураже, на гребне волны. Ему постоянно требуется адреналин для жизни, поэтому до вынужденного бегства в Константинополь он чувствовал себя на своем месте.
Нет вое_нных действий - генерал ведет обычную жизнь офицера - кутежи, карты, женщины, учения, но служба у него всегда на первом месте, служба и честь.
В начале фильма показан момент игры, в котором генерал не оставляет карточного стола, не расплатившись. Это важная черта характера Григория Лукьяновича в его прошлой жизни.
Генерал давно служит в армии, прошел первую мировую со всеми ее прелестями, после чего попал в водоворот гражданской вой_ны. Но если для Серафимы и Голубкова этот водоворот губителен, то для Григория Лукьяновича, он стал очередным источником силы.
Я бы не сказала, что Чарнота менее трагичен, чем Хлудов. Он лишь на первый взгляд может показаться несколько театральным и даже легкомысленным потому что нет за плечами хлудовского груза преступлений.
Герой Михяила Ульянова прекрасно понимает свое положение. Он может жить только в России и только на службе в армии. Трагедия в том, что родине он стал врагом и шансов на получение прощения нет.
Об этом слова Чарноты обращенные к Хлудову:
- Ну, так знай, Роман, что проживешь ты ровно столько, сколько потребуется тебя с парохода снять и довести до ближайшей стенки! Да и то под строжайшим караулом, чтобы тебя не разорвали по дороге. Ты, брат, большую память о себе оставил! Ну, а попутно с тобой и меня, раба божьего, поведут... Ну, а меня за что? Я зря казаков порубал? Верно. Кто, Ромочка, пошел на Карпову балку? Я! Я, Рома, обозы грабил? Да! Но фонарей у меня в тылу нет!
Чарнота не умеет жить вполсилы, не умеет приспосабливаться к новым условиям. Он благороден и театрален одновременно, может отбить женщину в контрразведке, а может и сам стать беременной мадам Барабанчиковой.
Чарнота прекрасно понимает неспособность приват доцента к поступку, к чему-то кроме восклицаний, поэтому отправляется с ним в Париж за деньгами для Серафимы.
Эпизод карточной игры Корзухина (Е.Евстигнеев) и Чарноты (М. Ульянов) стал классикой отечественного кинематографа. Удивляюсь, почему Ульянову больше не давали играть такие характерные роли.
Чарнота играет всю ночь и выигрывает. Этот единственный его крупный выигрыш был связан не столько с ним самим, сколько с тем, что он был в роли вершителя справедливости. Как прекрасно писал и думал Булгаков, как у него все логично - больше такого фарта у генерал-майора не будет потому что он уже не хозяин своей судьбы.
Парадокс, но именно неумение и нежелание менять себя и жить вне родины, вне своей стихии меняют Чарноту и не в лучшую сторону. Он постепенно опускается, становясь иждивенцем любимой женщины, которую он когда-то на руках носил. Легендарный генерал превращается в игрока и пьяницу.
Любовь Чарноты к Люське заканчивается там, где начинаются трудности, где генерал остался без армии, без средств и без желания что-то делать.
По идее любовь должна была держать героя М. Ульянова на плаву, заставлять его что-то делать, но этого не случилось и Григорий Лукьянович теряет Люську, которая по-настоящему любила его.
Получается, что у самого Чарноты не было глубокого чувства к Люське, он не почувствовал ответственность за ее жизнь в Константинополе.
Помогая Серафиме, Григорий Лукьянович, проявлял и свои рыцарские качества и одновременно просто хотел хоть на время какого-то приключения, потому и отправился с Голубковым в Париж.
В отношении Люськи он ничего подобного не сделал, чувство угасло, его заглушило нехорошее понимание что Люська сильная, сама как-то справится. Возможно, Чарнота сознательно отпустил Люську, понимая, что с ним она пропадет потому, что сам уже летел в пропасть.
Если генералу повезет так же, как прототипу Хлудова, он сможет вернуться и какое-то время послужить новой власти. В противном случае Чарноту ждет либо пуля в висок, либо беспробудное пьянство.