Отцом Галины Дмитриевны Чечулиной был знаменитый архитектор сталинской эпохи, трижды лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда, главный архитектор Москвы в 1945-1949 гг., автор идеи знаменитых сталинских высоток, автор проекта жилой высотки на Котельнической набережной Дмитрий Николаевич Чечулин. Он допроектировал здание Московской филармонии с концертным залом им. П.И. Чайковского, в соавторстве с М.Посохиным и А. Мдоянцем надстроил здание Моссовета - бывший дом московского генерал-губернатора; проектировал вестибюли станций Московского метрополитена - "Комсомольская" и "Киевская", и пр, и пр. Правда, в январе 1950-го года на посту главного архитектора Москвы его сменил переехавший из Киева в Москву хрущёвский ставленник А.В. Власов. Но несмотря на фактическую опалу Чечулин успел в 1950-е годы завершить свой довоенный проект строительства гостиницы "Пекин" (напротив здания Московской филармонии); спроектировал бассейн "Москва" на фундаменте недостроенного здания Дворца Советов, а также спроектировал здание гостиницы "Россия" в Зарядье, рассчитанной на 5000 человек. Последним его крупным проектом стало белоснежное здание Дома Советов РСФСР (ныне - Дом Правительства Российской Федерации).
Весь предыдущий абзац был написан для того, чтобы читатель представил себе, в какой семье, в какой обстановке и атмосфере росла и воспитывалась Галина Дмитриевна. В 1950-м году она получает образование в МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства) по специальности "художник декоративного искусства". В 1952-м году - принята скульптором в Художественную лабораторию Дулёвского фарфорового завода. В начальный период своей творческой деятельности её эстетика была близка к эстетике Н.А. Малышевой и О.М. Богдановой (что не удивительно, поскольку у всех была одна Alma mater - МИПИДИ, и одни и те же учителя: скульптор-керамист Б.Н. Ланге, искусствовед и педагог профессор В.А Фаворский, художник А.А. Дейнека). Самые знаменитые её произведения той поры: триптих "Жар-птица" и триптих "Сказка о золотом петушке".
Те скульптуры, которые не принимали по какой-либо причине в Дулёво, могли принять на каком-нибудь небольшом заводике в Гжели. Сейчас такие вещи, исполненные ограниченным тиражом, настоящие раритеты с соответствующей ценой на рынке. Совершенно непонятно, почему скульптуры, показанные в двух галереях ниже, не пришлись ко двору в Дулёво. Может быть, они показались недостаточно "бодрыми" для того времени?
В 1950-е годы на завод Дулёво пришёл государственный заказ - выполнить в фарфоре фигуры, олицетворяющие все 16 республик СССР. Все фигуры были выполнены в единой стилистике на постаменте единого дизайна, но разными скульпторами. Г.Д. Чечулина выполнила фигуры "Молдавия" и "Азербайджан". Другие скульптуры были выполнены А.Д. Бржезицкой, О.М. Богдановой и Н.А. Малышевой. Скульптуры "Латвия" и "Карелия" по каким-то причинам исполнены не были. Расписывали их по-разному. Иногда - по большей части - золотом по глазури - в стилистике СТАЛИНСКОГО АМПИРА.
К середине 1950-х годов всех скульпторов-декораторов обязали создать работы на тему "дружбы народов", и обязательно с танцами. Танцы должны бать национальными (в национальной одежде и с национальными атрибутами), либо "танцы дружбы", где вместе отплясывают представители разных народов. Приближался VI Международный фестиваль молодёжи и студентов - первый такой международный форум, где принимающей стороной был СССР, и конкретно - Москва, и начальники не хотели ударить в грязь лицом. Все скульпторы дружно лепили "Голубей мира" и "Танцы Дружбы". Поскольку работа были спущены с верху - по разнарядке, а не от души, таковыми они и получились. Сейчас мы видим противоположную тенденцию, где "Танцы Дружбы" сменяются войнами, некие нации объявляются исключительными (американцы, евреи), чуть ли не пупами земли (украинцы), а некоторые (русские) объявляются вне закона, не имеющими право на существование. И такая промывка мозгов, заказанная сверху, также хорошо заходит в уши обывателю в соответствующих странах. Если говорить конкретно о Дулёво 1950-х годов, все скульптуры с танцами какие-то однотипные, и если нет подписи, не поймёшь, кому из авторов какая скульптура принадлежит. В некоторых музеях (даже самых уважаемых!) работники, ответственные за атрибуцию, нередко ошибаются, и приписывают одну и ту же композицию то одному, то другому автору. Так, например, произошло со скульптурной композицией "Танец Дружбы", которая в музее Кусково названа "Хоровод "Дружба" и атрибутирована, как созданная О.М. Богдановой (и я поверил, и вставил фото в соответствующую статью), когда на самом деле её сделала Г.Д. Чечулина. То же самое - со статуэткой "Под гармошку"...
Удачными можно назвать работы 1950-х годов: серия по сказке "О царе Салтане...", композиция "На Крайнем Севере", шкатулка "Русская красавица", объёмная иллюстрация к сказке "Курочка ряба" и ваза для фруктов в форме разложенных листьев (клёна)...
Редкая статуэтка конца 1950-х годов на "итальянскую" тему - "Гондола".
В 1950-х годах в русском балете взошла звезда Майи Плисецкой. С 1960-го года, когда со сцены ушла Галина Уланова, Майя Плисецкая стала прима-балериной Большого театра. Её муж, композитор Родион Щедрин, сделал транскрипцию музыки Бизе к опере "Кармен". В результате в Большом театре появился балетный спектакль "Кармен-сюита", поставленный кубинским балетмейстером Альберто Алонсо. Главную роль исполнила Майя Плисецкая, премьера спектакля состоялась весной 1967-го года. Образ, созданный ею, считался революционным в современной хореографии. Галина Дмитриевна Чечулина оказалась страстной поклонницей балета вообще, и Майи Плисецкой, как балерины, в частности. Так появилась достаточно большая серия образов Майи Плисецкой, воплощённых в фарфоре. Причём в каждой скульптуре Плисецкая узнаваема!
В "шестидесятые" годы скульптором были созданы множество статуэток на тему Советского цирка. Все образы - узнаваемы!
В 1970-х-1980-х годах Галина Дмитриевна проявляет явный интерес к народному творчеству, и создаёт множество работ в мелкой пластике на тему русского ярмарочного балагана (что перекликается с темой ЦИРКА). Статуэтки стилистически походят на деревенские глиняные игрушки-свистульки. Но это - не простое копирование, а новое обращение к "корням". Созданные в фарфоре, расписанные специальными красками и золотом, эти вещицы как бы поднимают народное творчество на новую высоту.
Интересны две работы скульптора на африканскую тематику: большая (и более ранних лет) скульптура "Утро Африки", и чуть поменьше - "Юность Африки". Но впервые обращение к африканской тематике состоялось в 1960-х. Все работы можно увидеть в галерее ниже.
Галина Дмитриевна активно работала, сотрудничая с родным Дулёво, вплоть до "нулевых" годов. Пожелаем ей здоровья и долгих лет жизни.
Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу (ОНА НУЖНА!)- карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.