Найти тему
Порцелиновый фан

Чечулина Галина Дмитриевна (1926 г.р.). Скульптор Дулёво.

Отцом Галины Дмитриевны Чечулиной был знаменитый архитектор сталинской эпохи, трижды лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда, главный архитектор Москвы в 1945-1949 гг., автор идеи знаменитых сталинских высоток, автор проекта жилой высотки на Котельнической набережной Дмитрий Николаевич Чечулин. Он допроектировал здание Московской филармонии с концертным залом им. П.И. Чайковского, в соавторстве с М.Посохиным и А. Мдоянцем надстроил здание Моссовета - бывший дом московского генерал-губернатора; проектировал вестибюли станций Московского метрополитена - "Комсомольская" и "Киевская", и пр, и пр. Правда, в январе 1950-го года на посту главного архитектора Москвы его сменил переехавший из Киева в Москву хрущёвский ставленник А.В. Власов. Но несмотря на фактическую опалу Чечулин успел в 1950-е годы завершить свой довоенный проект строительства гостиницы "Пекин" (напротив здания Московской филармонии); спроектировал бассейн "Москва" на фундаменте недостроенного здания Дворца Советов, а также спроектировал здание гостиницы "Россия" в Зарядье, рассчитанной на 5000 человек. Последним его крупным проектом стало белоснежное здание Дома Советов РСФСР (ныне - Дом Правительства Российской Федерации).

Весь предыдущий абзац был написан для того, чтобы читатель представил себе, в какой семье, в какой обстановке и атмосфере росла и воспитывалась Галина Дмитриевна. В 1950-м году она получает образование в МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства) по специальности "художник декоративного искусства". В 1952-м году - принята скульптором в Художественную лабораторию Дулёвского фарфорового завода. В начальный период своей творческой деятельности её эстетика была близка к эстетике Н.А. Малышевой и О.М. Богдановой (что не удивительно, поскольку у всех была одна Alma mater - МИПИДИ, и одни и те же учителя: скульптор-керамист Б.Н. Ланге, искусствовед и педагог профессор В.А Фаворский, художник А.А. Дейнека). Самые знаменитые её произведения той поры: триптих "Жар-птица" и триптих "Сказка о золотом петушке".

 Скульптура "Царь Додон и Шамаханская царица" из триптиха "Сказка о Золотом петушке" - это, действительно, настоящая сказка в фарфоре! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Скульптура "Царь Додон и Шамаханская царица" из триптиха "Сказка о Золотом петушке" - это, действительно, настоящая сказка в фарфоре! Фото взято из свободного доступа в интернете.

 Чечулина Галина Дмитриевна (1926 г.р.). Фото - скорее всего - 1950-х гг. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чечулина Галина Дмитриевна (1926 г.р.). Фото - скорее всего - 1950-х гг. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Те скульптуры, которые не принимали по какой-либо причине в Дулёво, могли принять на каком-нибудь небольшом заводике в Гжели. Сейчас такие вещи, исполненные ограниченным тиражом, настоящие раритеты с соответствующей ценой на рынке. Совершенно непонятно, почему скульптуры, показанные в двух галереях ниже, не пришлись ко двору в Дулёво. Может быть, они показались недостаточно "бодрыми" для того времени?

В 1950-е годы на завод Дулёво пришёл государственный заказ - выполнить в фарфоре фигуры, олицетворяющие все 16 республик СССР. Все фигуры были выполнены в единой стилистике на постаменте единого дизайна, но разными скульпторами. Г.Д. Чечулина выполнила фигуры "Молдавия" и "Азербайджан". Другие скульптуры были выполнены А.Д. Бржезицкой, О.М. Богдановой и Н.А. Малышевой. Скульптуры "Латвия" и "Карелия" по каким-то причинам исполнены не были. Расписывали их по-разному. Иногда - по большей части - золотом по глазури - в стилистике СТАЛИНСКОГО АМПИРА.

К середине 1950-х годов всех скульпторов-декораторов обязали создать работы на тему "дружбы народов", и обязательно с танцами. Танцы должны бать национальными (в национальной одежде и с национальными атрибутами), либо "танцы дружбы", где вместе отплясывают представители разных народов. Приближался VI Международный фестиваль молодёжи и студентов - первый такой международный форум, где принимающей стороной был СССР, и конкретно - Москва, и начальники не хотели ударить в грязь лицом. Все скульпторы дружно лепили "Голубей мира" и "Танцы Дружбы". Поскольку работа были спущены с верху - по разнарядке, а не от души, таковыми они и получились. Сейчас мы видим противоположную тенденцию, где "Танцы Дружбы" сменяются войнами, некие нации объявляются исключительными (американцы, евреи), чуть ли не пупами земли (украинцы), а некоторые (русские) объявляются вне закона, не имеющими право на существование. И такая промывка мозгов, заказанная сверху, также хорошо заходит в уши обывателю в соответствующих странах. Если говорить конкретно о Дулёво 1950-х годов, все скульптуры с танцами какие-то однотипные, и если нет подписи, не поймёшь, кому из авторов какая скульптура принадлежит. В некоторых музеях (даже самых уважаемых!) работники, ответственные за атрибуцию, нередко ошибаются, и приписывают одну и ту же композицию то одному, то другому автору. Так, например, произошло со скульптурной композицией "Танец Дружбы", которая в музее Кусково названа "Хоровод "Дружба" и атрибутирована, как созданная О.М. Богдановой (и я поверил, и вставил фото в соответствующую статью), когда на самом деле её сделала Г.Д. Чечулина. То же самое - со статуэткой "Под гармошку"...

Удачными можно назвать работы 1950-х годов: серия по сказке "О царе Салтане...", композиция "На Крайнем Севере", шкатулка "Русская красавица", объёмная иллюстрация к сказке "Курочка ряба" и ваза для фруктов в форме разложенных листьев (клёна)...

Редкая статуэтка конца 1950-х годов на "итальянскую" тему - "Гондола".

В 1950-х годах в русском балете взошла звезда Майи Плисецкой. С 1960-го года, когда со сцены ушла Галина Уланова, Майя Плисецкая стала прима-балериной Большого театра. Её муж, композитор Родион Щедрин, сделал транскрипцию музыки Бизе к опере "Кармен". В результате в Большом театре появился балетный спектакль "Кармен-сюита", поставленный кубинским балетмейстером Альберто Алонсо. Главную роль исполнила Майя Плисецкая, премьера спектакля состоялась весной 1967-го года. Образ, созданный ею, считался революционным в современной хореографии. Галина Дмитриевна Чечулина оказалась страстной поклонницей балета вообще, и Майи Плисецкой, как балерины, в частности. Так появилась достаточно большая серия образов Майи Плисецкой, воплощённых в фарфоре. Причём в каждой скульптуре Плисецкая узнаваема!

В "шестидесятые" годы скульптором были созданы множество статуэток на тему Советского цирка. Все образы - узнаваемы!

В 1970-х-1980-х годах Галина Дмитриевна проявляет явный интерес к народному творчеству, и создаёт множество работ в мелкой пластике на тему русского ярмарочного балагана (что перекликается с темой ЦИРКА). Статуэтки стилистически походят на деревенские глиняные игрушки-свистульки. Но это - не простое копирование, а новое обращение к "корням". Созданные в фарфоре, расписанные специальными красками и золотом, эти вещицы как бы поднимают народное творчество на новую высоту.

Интересны две работы скульптора на африканскую тематику: большая (и более ранних лет) скульптура "Утро Африки", и чуть поменьше - "Юность Африки". Но впервые обращение к африканской тематике состоялось в 1960-х. Все работы можно увидеть в галерее ниже.

Галина Дмитриевна активно работала, сотрудничая с родным Дулёво, вплоть до "нулевых" годов. Пожелаем ей здоровья и долгих лет жизни.

Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу (ОНА НУЖНА!)- карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.