Честно признаюсь, я ждал богатой фактуры, но не думал, что тяжело груженый воз Светланы Дружининой, поедет в канаву сразу на первых секундах этого эпохального представления.
Итак, Россия – 1787 год. Запомним эту дату, нам еще не раз придется на неё оглядываться. Для начала мы видим криво слепленную картинку (сколько, говорите, там бюджет) с царским дворцом – какой-нибудь одаренный шестиклассник забацал бы лучше и даже бесплатно.
Но дело отнюдь не в этом – что это за флаг, гордо реет в грозовых тучах, над обиталищем императрицы российской? Флаг Российского торгового флота – это каждый школьник должен знать, как таблицу умножения. Как и то, когда триколор стал государственным флагом России, а вот на 1787 год, он был иным. Вот он.
Во время просмотра фильма у меня было почему-то музыкальное настроение. То и дело в голову лезли строчки известных песен. «На заре я выйду туман … и ноздрями землю втяну!» - помните у Олега Газманова? Вот так же как Олег Заурович Парастаев (автор известной песни) в свое время увлекся гиперболой, так и Кристина Орбакайте перебарщивает, втягивая ноздрями понюшку табаку. Судя по выпученным глазам царицы – торкнуло ее не слабо. Кстати, о роли императрицы. Здесь у нас тот случай, когда замена актрисы не просто допустима, а скорее всего необходима. Нет никакой нужды, чтобы Великую княгиню Екатерину и императрицу Екатерину II, играла одна и та же актриса.
Но… съемки фильма-то когда стартовали? Много воды утекло с тех пор, и, может быть, Светлана Дружинина сто раз пожалела, что не провела нужный рекаст. Политическая позиция у Кристины Эдмундовны, вроде бы не такая, как у крайнего мужа её мамы, точнее – не пойми какая, но и ежику ясно, что патриотизма и государственности в этой позиции в лучшем случае ноль. Так что, на фоне неизбывного пафоса – роль Екатерины, это уже какой-то абсурд.
По лестнице к Екатерине через аляповато дорогие залы бежит сильно уставший Никита Оленев. Екатерину сочли нужным представить публике – вдруг никто не догадается, но вот то что небритый мужичонка преклонных лет, имеющий право входа к государыне без доклада – это некий Никита Оленев, должны знать, по мнению режиссера все и каждый. А как же молодежь, которая не в курсе предыстории?
Первые же слова Екатерины повергают меня в шок и трепет:
- Скончался король Австрии Иосиф – верный друг России… Россия – в опасности! – задыхается Екатерина.
Продолжаем учить историю России и вообще XVIII века. Иосиф II, еще жив, он скончался 20 февраля 1790 года. Это, во-первых, а во-вторых, хоть у него и было целых четыре королевских короны, королем Австрии Иосиф не был – он эрцгерцог. Ну и совсем по мелочи – император Священной Римской империи германской нации. Наверное, как об императоре следовало говорить о «покойном», а не звать его королем несуществующего королевства. И насчет «друга» - дружбу с Россией, Иосиф аккурат начиная в 1787 году доказывал на практике.
Постойте, а это точно патриотический фильм? Меня уже терзают смутные сомнения, так, император умер, это печально, но почему Россия из-за этого в опасности? А раньше без особой дружбы между империями, как Россия выживала?
Императрица вспоминает «детскую» клятву о любви и верности, которую князь Никита дал ей … дай Бог памяти, где-то в начале 44-го года XVIII века, близ города Риги. Что же, до нынешнего октября королем френдзоны был Джорах Мормонт из «Игры престолов». Теперь безжалостной рукой Светланы Дружининой, брутальный северянин разжалован в рядовые олени. Да и вообще сколько он там приключался со своей несчастной любовью к Дейнерис? Подумаешь, мелкий случай из личной мужиковской жизни, с каждым может случится, я тоже, знаете ли… впрочем, не будем о грустном, но черт побери – 43 года! Никита Оленев, не просто король – он император этой чертовой френдзоны.
Так, Никита попробовал соскочить, но Екатерина тычет ему в лицо письмом и что-то мелет о её репутации, которая может пострадать. Ну-да, ну-да… Ну вот не тот это человек, чтобы боятся репутацию запятнать, как бы поздно уже. Без тени сомнения, Екатерина – Великая, но пресловутая репутация, мягко сказать, подкачала. Еще один слух, который, может быть, даже правда? Ха, плюнуть и растереть! О чем же речь у нас, матушка-государыня?
Ах, вот в чем – в письме из Италии (пока тоже отметим этот термин) сообщается, что некто Алексей Бобринский, молодой человек из России, прожигает там жизнь. Следует сцена, где патлатый гламурный юнец проигрывает в карты какому-то монголу или китайцу (отлично, кстати, гуторящему по-русски) нательный дорогущий крест (и я не уверен, что крест православный, хотя в письме прямо подчеркивается религиозная принадлежность гуляки). Ну и что – простодушно говорит Оленев, мало ли наших по Европе бегает, таких вот сынков, «поганят честь России».
- А вы жестоки! – вопит царица.
- Да в чем дело-то? – теряется в догадках наш Оленев.
Юнец потом наутро пытался отобрать крест, набуянил и сама собой оказалась прострелена феска «важного турка». Мировой скандал-с, якобы.
В письме требования – отозвать из Крыма Потемкина и Суворова, порушить все церкви (это что - по всей России?), что третье, царица пока не сказала. А коли пункту не будут выполнены, то Бобринский – незаконнорожденный сын Екатерины (царица говорит об этом Никите, который, видимо был не в курсе сего факта), будет казнен за покушение на турка. По законам шариата.
Боже, какой горячечный бред… На территории некоего христианского государства, турки (или кто там еще) казнят христианина, знатного подданного другого государства? И письмо вот с этим подкинули в русскую миссию? Да, кстати, истерика Екатерины выглядит смешной для тех, кто знает, что вот эта мать точно не стала бы истерить.
Не любила она сыновей – ни Павла, ни Алексея. Последний этому был, наверное, даже рад после смерти императрицы, вряд ли бы Павел I, в силу особенностей своего характера, оценил излишнюю любовь матушки к незаконнорожденному братцу. А так новый император видел в нем родственную душу, возвел в графы и позволил наконец выехать из Лифляндии, где Бобринский безвылазно обретался по велению матери.