Две супружеские пары в поезде ехали, одной паре примерно шестьдесят, другая моложе.
Мужчины молчали, женщины сразу разговорились. Сначала про дорогу, про билеты, про дорожный сервис, незаметно тему сменили – про детей.
Старшая сказала: «Когда дети маленькими были, столько проблем, и накорми, и уроки проверь, и болели они, ссорились – чего только не было. Я от усталости, бывало, долго заснуть не могла. И думала: вырастут – тогда отдохну. Что вы думаете? Никакого отдыха».
И дальше про то, что помогали дочери ипотеку выплачивать, потому что нельзя родному ребенку не помочь. Работали за троих.
А потом у сына дети пошли – один за другим, многодетная семья. Невестка худенькая, в чем душа держится, а рожает и рожает. Пятеро деточек. Как не помочь?
Болеют ребятки, иногда один за другим. И ночевать у сына приходилось, а куда деваться?
Подросли внуки, садик и школы разные, а город большой. Уволилась с работы, муж продолжал работать из-за денег. А она помогала детей по школам разводить и встречать.
Невестка боялась квалификацию потерять, вышла на свое место, а бабушка за хозяйку осталась. И дома некогда посидеть.
Один мужчина в окно смотрел, другой над кроссвордом склонился.
Женщина, что моложе, с интересом слушала.
А та – вторая – продолжала:
- Внуки подросли, казалось бы, отдыхать пора. А я остановиться не могу. У дочери огород большой, много работы. Утром рано встану и к ним – грядки полоть. Надо же дочери помогать. И картошку окучивать надо – много чего.
Там летняя кухня, я на весь день уходила. Чай разогрею, суп из консервы сварю, много ли мне надо? Зато воздух, и тишина. Сначала спина болела, сейчас ничего – привыкла.
Наконец, другая слово взяла: «Я не понимаю, как можно на детей батрачить? Вы же в служанку превратились. Ехали бы лучше в санаторий, чем спину на огороде гнуть. Ваши дети как иждивенцы, на вашей шее сидят, а вы потакаете. И деньгами помогли – за квартиру платили, и как нянька с внуками. Вы губите себя: ни отдыха, ни радости».
Муж старшей женщины нервничать стал, поднялся, в коридор вышел, дверь за собой закрыл.
А молодая продолжала: «Уверяю вас, что благодарности не дождетесь, потому что эгоисты благодарить не умеют».
Вторая оправдаться захотела: «Какая такая благодарность? Вы о чем? Я люблю их, это моя семья, не жить мне без них. Это радость моя, жизнь моя, счастье, что они есть».
Мужчина вернулся, сел на свое место, снова в руках кроссворд вертит.
Младшая женщина спорить стала – очень живо, много красивых слов произнесла, настоящую диссертацию по педагогике выдала.
Старшая спросила: «У вас дети есть»?
«Как же, - ответила молодая, - двое. Сыну десять, дочери пять. Сейчас у бабушки с дедушкой, пока мы по делам ездили».
Старшая улыбнулась и сказала: «Ну, тогда нам разговаривать не о чем. Вырастут ваши дети, когда поставите их на ноги, выучите, воспитаете, узнаете, что это такое, тогда поговорим».
Замолчали неловко. Второй мужчина есть захотел. Достали сумки, чай заварили, угощали друг друга домашней едой, и снова обсуждали дорогу, билеты, дорожный сервис.