Найти тему
Сергей Шабанов

Что не так с переводом земли из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности в пределах горногоотвода?

Не во всех, но в большинстве регионов России существует следующая проблема, связанная с переводом земель в пределах горного отвода из категории сельскохозяйственного значения в земли промышленности - ООО «Ромашка» получает участок недр для ведения работ по разведке и добыче или работ по совмещенной лицензии для геологического изучения и добычи, который совпадает с земельным участком сельскохозяйственного назначения.

На практике это выглядит следующим образом, с целью начала процедуры перевода земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности недропользователь обращается в органы местного самоуправления с просьбой внести изменения в документы территориального планирования и изменить территориальную и функциональную зону на такую, которая бы допускала проведение работ по добыче полезных ископаемых.

Администрация поселения, ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ инициирует публичные слушания (общественные обсуждения), что занимает значительное время. На публичных слушаниях достаточно часто находятся противники размещения предприятия по добыче полезных ископаемых высказываются против.

Совет народных депутатов, с учетом результатов публичных слушаний, принимает решение о внесении изменений в документы территориального планирования или об отказе во внесение изменений.

Причем и результаты публичных слушаний и принятые Советом народных депутатов решения могут иметь самые различные мотивы кроме заботы об охране окружающей среды.

В случае принятия Советом народных депутатов решения об отказе во внесении изменений в документы территориального планирования недропользователь попадает в тупиковую ситуацию, выбраться из которой удается далеко не всем. Так, за добычу на землях сельскохозяйственного назначения лицензирующий орган может досрочно прекратить лицензию на право пользование недрами и за то, что недропользователь не приступил в срок разработке тот же орган тоже может лишить лицензии.

В итоге, лицензия на добычу полезных ископаемых получена, а права осуществлять добычные работы отсутствует в силу невозможности осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую. При этом, то, что недропользователь получил лицензию на добычу по результатам геологического изучения за счет собственных средств, разработало проект уже по лицензии на добычу, никого интересовать не будет.

-2

Полагаю, что описанные выше действия не в полной мере отвечают действующему законодательству. К таким выводам автор приходит в силу нижеследующего:
  • В соответствии с частью первой статьи 30 Закона «О недрах», государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
  • Статья 23 Закона «О недрах» в качестве одного из основных требований по рациональному использованию и охране недр - предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.
  • Градостроительный кодекс также требует при разработке документов территориального планирования учитывать перспективное развитие территорий.

Из вышеприведенных норм видно, что государство фиксирует месторождения и обязано учитывает их при градостроительной деятельности.

Подтверждением того, что месторождения должны учитываться при планировании градостроительной деятельности являются:

  • пункт 5.4. Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 года №244)
  • строка 10 таблицы №1 (иные положения) Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 апреля 2013 г. N 169).
  • прочие нормативно-правовые акты и методические рекомендации.

Получается, что такой объект как месторождение полезных ископаемых (участок недр местного значения) подлежит отражению в документах территориального планирования. Причем, подлежит отражению органами государственной власти (органами местного самоуправления) в обязательном порядке и по собственной инициативе, а не по заявлению недропользователя.

Стоит отметить, что лицензию на добычу ОПИ можно получить только после включения участка недр в перечень участков недр местного значения, что следует из статьи 10.1. Закона «О недрах». На стадии включения участка недр местного значения проект перечня проходит согласование с Министерством обороны РФ, ФСБ и прочими государственными органами, которые при согласовании проводят проверку на предмет наличия в границах участка недр инфраструктуры проверяющих ведомств или территорий с особыми условиями использования, в т.ч. заповедники, объекты культуры и прочее (Приказ Федерального агентства по недропользованию от 15 июня 2012 г. N 687 "Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней»).

Таким образом, включение участка недр в перечень участков недр местного значения схож с согласованием размещения объектов регионального и местного значения в документах территориального планирования.

Также, в силу статьи 5 Закона «О недрах» органы местного самоуправления принимают участие в решении вопросов, связанных соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование, что схоже с процедурой согласования с органами местного самоуправления объектов регионального и районного значения на схемах территориального планирования субъекта РФ и муниципального района.

Из взаимосвязанного толкования изложенного получается, что:
- месторождения должны учитываться при подготовке проектов документов территориального планирования органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления самостоятельно, без какого либо обращения со стороны недропользователя;
- на территориях в пределах месторождений полезных ископаемых должна устанавливаться соответствующая добычным работам функциональная зона;
- процедура обнаружения и юридического возникновения нового месторождения сопровождается согласованием со всеми ведомствами по аналогии с согласованием включения объекта регионального или местного значения в соответствующие схемы территориального планирования, а значит включение участка недр в перечень участков недр местного значения должно автоматически влечь за собой деятельность органов государственной власти по внесению изменений в документы территориального планирования.

Сделанные мной выводы в полной мере соответствуют требованиям законодательства и выглядят вполне логично на фоне безусловного права недропользователя на земельный участок в пределах горного отвода (предоставление земельного участка без проведения торгов (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ); возможность изъятия земельного участка, необходимого для добычи из собственности физических и юридических лиц (статья 25.2 Закона «О недрах»).

Как связаться с автором:

Контактный телефон, whatsapp +7(950)750-46-46
Telegram (новостной канал): pravo_na_dobichu
Будем друзьями в VK: id532410723
Электронная почта: shabanov_sergey@list.ru