Первыми артистами в России можно считать скоморохов. Они появились в 11 веке, выступали на ярмарках и переходили от поселения к поселению. Иногда знать оставляла этих скоморохов при себе и тогда они становились придворными шутами.
В 17 веке в Москве широко распространились домашние театры. Сначала их организовали у себя выходцы из Европы, осевшие в России. Позднее по их примеру домашние театры заводит и московская знать.
Интерес к театру проявляли и монархи. В 1672 году при дворе Алексея Михайловича был показан первый спектакль. Спектакли при царском дворе ставились до 1676 года до самой смерти Алексея Михайловича, а потом прекратились.
Возобновился интерес к представлениям при Петре I. В 1702 году в Москве на Красной площади открылся театр, в котором работали немецкие артисты. Но иностранцы пробыли в России недолго: в 1706 году они вернулись на родину. Так театральное искусство просуществовало в России в виде любительских и придворных театров, в основном, с иностранными артистами до середины 18 века.
Первые театры в России
Основателем первого постоянного русского театра считается житель Ярославля Федор Волков. В 1750 году он собрал вокруг себя талантливых ярославцев и после нескольких репетиций в простом амбаре дал первое публичное представление. Спектакль прошел на ура и уже в следующем году ярославская труппа переезжает в новое театральное здание на берегу Волги.
Вскоре о Федоре Волкове становится известно императрице Елизавете и она приглашает его вместе с труппой в Москву. Там ярославцы четыре года получают "высшее образование" в Сухопутном кадетском корпусе. В 1756 году Елизавета учреждает в Петербурге первый русский театр, а Волкова назначает первым русским актером. С елизаветинского русского театра началась история Александринского театра в Петербурге.
Созданный же Волковым театр в Ярославле проработал не долго. После отъезда основателя в столицу его возглавили его братья, но дело у них не пошло и в 1756 году театр закрылся. Возрождение ярославского театра случилось спустя десятки лет в конце 19 века. В 1911 году театр заехал в новое здание, в котором он и работает до сих пор.
Позднее в России появляются и другие театры, которые содержатся за государственный счет и называются императорскими. Одним из них был Большой театр в Москве. Кстати в то время Москва не была столицей. Эту роль до революции играл Петербург.
Надо отметить, в 18 веке многие актеры императорских театров были крепостными. (Крепостное право в России продлится до 1861 года.) На афишах имена крепостных актеров писались без слова "господин".
Хорошие крепостные актеры имели высокую цену. Так в начале 19 века Александр I приобрел у помещика для императорского театра труппу и оркестр музыкантов за 32 тысячи рублей. По тем временам это было целое состояние, сопоставимое с десятками миллионов рублей в наше время.
После поражения Наполеона в 1812 году в России оказалось много пленных французов. Часть из них нашли свое призвание в театральной сфере. Французы работали в русских театрах и обучали местных артистов своему мастерству. Это положительно сказалось на дальнейшем развитии театрального искусства в России.
История Большого театра
История Большого театра в Москве началась в 1776 году. Первоначально театр был частным и принадлежал князю Урусову. Князь принялся строить здание для театра, но оно сгорело еще до открытия. Тогда Урусов передал свой проект компаньону англичанину по происхождению Медоксу. Медоксу удалось в 1789 году построить и открыть театр, но возникли финансовые трудности и в 1794 году театр был передан в казну. С этого времени театр становится императорским.
Здание Большого театра, построенное Медоксом, в 1805 году сгорело. Следующее здание Большого театра сгорело в 1812 году во время захвата Москвы Наполеоном. Несколько лет театр размещался в бывшем частном доме и только в 1816 году власти задумались о строительстве нового здания. Новое здание должно было включить в себя развалины старого обгоревшего театра Медокса.
Новое театральное здание возвели в 1825 году, но в 1853 году его снова охватил пожар. Вообще в дореволюционной России пожары случались довольно часто. Профессиональные пожарные команды появились только в начале 19 века и пока не обладали достаточными опытом и навыками. До 19 века пожары тушили простые обыватели.
После пожара 1853 года уцелели только каменные стены театра и опять встал вопрос о его восстановлении. Через три года театр восстановили, но по всей видимости неудачно. Здание стало постепенно разрушаться и после революции в 1920-е годы его снова пришлось реконструировать. Следующая реконструкция здания Большого театра проходила не так давно с 2005 по 2011 год.
Фонтан перед Большим театром такой же старый как и сам театр. Его установили здесь в 1835 году. Сегодня это самое популярное место для фотосъемки на Театральной площади.
Большой театр снаружи и внутри
Большой театр построен в стиле классицизма. Восьмиколонный портик украшает скульптура Аполлона на колеснице, запряженной четверкой коней. В 1941 году во время войны скульптуру повредили осколки бомб при налете на Москву немецкой авиации. Счастье, что бомба упала на крышу театра в стороне от Аполлона, иначе бы старинная скульптура была уничтожена.
В ходе реконструкции было восстановлено историческое убранство 19 века, которое в советское время существенно изменилось.
В современном театре зрители одеты очень демократично, а в царское время здесь было все по-другому. Мужчины ходили в театр во фраках, а женщины одевали вечерние туалеты. Хотя для бедных слоев дресс-кода не существовало. Они проходили в театр через отдельный вход, занимали верхние ярусы(раек) и с богатыми никак не пересекались. В отличии от царского времени в современном театре не заморачиваются и с декорациями спектаклей.
Особое место в театре занимает царская ложа. В ней до революции обычно сидели царские особы. В советское время ложу занимали советские вожди. Ленин из нее наблюдал за выступлением Айседоры Дункан. Сталин тоже часто посещал Большой театр, но царскую ложу не любил и обычно занимал боковую ложу. В отличии от Сталина последующие руководители России традиционно сидели в царской ложе.
Царская ложа была в Большом театре своего рода второй сценой. Зрители с замиранием сердца следили за теми, кто ее занимал во время спектакля. И неважно кто это был: царская чета, важный советский деятель или какая-то заграничная знаменитость: Де Голь, Гельмут Коль, Рейган и другие.
Кстати, в 1922 году в Большом театре состоялся первый съезд советов СССР, на котором было принято важное историческое решение - образование Союза Советских Социалистических республик(СССР). В новое государство вошли Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская советские республики.
Сцена Большого театра имеет высоту шестиэтажного дома. Как уже говорилось, роскошных декораций на ней сегодня не увидишь, а очень жаль.
Над головой - великолепная хрустальная люстра с электрическими лампочками. Снизу люстра напоминает снежинку. Электрической люстра стала в 19 веке, до этого она была газовой. Еще раньше зал освещался свечной люстрой. Современная люстра установлена еще до революции в 1863 году и является настоящим произведением искусства.
Сегодня Большой театр все также популярен как и в дореволюционной России даже несмотря на развитие кино и интернета. В нем все также как у Пушкина в "Евгении Онегине" :
"Театр уж полон, ложи блещут, Партер и кресла все шумит, В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит.
Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал! И да будет вам счастье!