Ростовские земли всегда притягивали людей своим прекрасным приморским климатом и географическим положением. Здесь на протяжении тысячелетий селились самые разные народы. Некоторые из них не оставили и следа, о других мы узнаем по скудным археологическим находкам.
Начиная с 7 века еще до нашей эры ростовский край населяли несколько ираноязычных кочевых племен. У них не было своей письменности и о них больше известно из греческих письменных источников. Греки, которые жили с ними по соседству, не различали отдельно эти племена и дали им общее название "скифы".
К 3 веку до нашей эры скифским племенам удалось сплотиться и создать что-то похожее на централизованное государство. Но в 339 году до нашей эры скифы потерпели поражение от македонцев и их государство распалось. С этого времени скифов постепенно стали вытеснять родственные тоже ираноязычные кочевые племена сарматов.
На ростовской земле археологи нашли захоронения и того, и другого народов. Все, что обнаружили археологи в ростовской земле, закономерным образом попало в ростовский краеведческий музей. Выставка с особо ценными золотыми и серебряными экспонатами называется "Сокровища донских степей".
Скифы
Последние упоминания о скифах в истории относятся примерно к 4 веку нашей эры. Потом этот некогда могущественный, наводивший ужас народ исчез с карты земли.
По свидетельствам греков скифы были очень воинственными, смелыми и необыкновенно жестокими. Они снимали скальпы, пили кровь своих врагов, использовали для седел человеческую кожу, из черепов неприятеля делали чаши для вина и творили другие страшные вещи.
Сегодня в ростовском краеведческом музее с большой достоверностью можно увидеть, как выглядел скифский царь в 4 веке до нашей эры. Царскую одежду украшают золотые нашивки. На шее символ царской власти золотой обруч с фигурками лежащих львов. Скифский царь носил этот обруч вместо короны.
На вооружении у скифов были, в основном, луки со стрелами и мечи. Стрелы помещались в специальный футляр. Скифский царь носил стрелы в футляре с золотой обкладкой с изображениями боевых баталий.
Скифский меч порядком заржавел, а вот ручка в золотой фольге гораздо лучше сохранилась.
Неплохо сохранилась и золотая обкладка ножен для меча. На ней тоже изображены сцены из военных сражений скифов с греками.
На выставке также представлены и элементы одежды богатой скифской аристократки. Скифский женский головной убор, который напоминает корону, называется калаф. Сверху на калаф накинута красная накидка с золотыми нашивками.
Богатые скифянки также носили золотые бусы с подвесками в виде плодов шиповника.
Кстати, сами скифы ювелирные изделия не делали, а заказывали и покупали их, в основном, у искусных греческих мастеров.
Сарматы
Сарматы пришли на ростовские земли позже скифов в 5 веке и были, судя по всему, не такими кровожадными как они. Сарматы жили по соседству со скифами и сначала вели себя довольно дружелюбно. Однако после ослабления скифского государства положение изменилось. Сарматы стали нападать на скифские племена и подчинять их себе.
Позднее сарматов постигла такая же участь как и скифов. В первые века нашей эры их могущество закончилось и они вслед за скифами канули в лету. Правда, у сарматов все же остались потомки. Это кавказский народ - осетины.
Сарматские женщины также как и скифские тоже любили украшать свою одежду золотом.
В те далекие времена среди женщин в почете были височные украшения. Они надежно защищали женские ушки от проникновения злых духов. Так считали сарматы.
Пояса украшались не только золотом, но и ракушками. На поясе с ракушками изящная застежка в виде золотого жука.
Следующее украшение для одежды - золотая поясная пластина с изображением охоты на оленей. Звериный рисунок у сарматов пользовался большой популярностью.
Жемчужиной сарматской коллекции является шейное украшение сарматской царицы. Оно датируется рубежом 1-2 веков нашей эры. Аналога этому украшению нет ни в одном музее мира.
Кроме шейного украшения в одном из ростовских захоронений нашли еще и золотые браслеты, украшения для конской сбруи и многое-многое другое.
Кроме золотых изделий в захоронении уцелели и предметы из повседневной жизни сарматов. Например, серебряные чаши с изображениями сцен из греческой мифологии или повседневной жизни. Чаши датируются 1-2 веками уже нашей эры.
Кстати сказать, к потомкам сарматов одно время любила себя причислять польская шляхта. Среди польской аристократии сарматизм был особенно популярен в 16-19 веках. В то время сарматы считались германским народом. Признавая себя потомками сарматов, шляхтичам хотелось тем самым отделить себя от обычных поляков. Вот такие чудеса! После раздела Польши мода на сарматизм в среде аристократов постепенно сошла на нет.
Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайки 👍👍👍 и подписывайтесь на канал и будет вам счастье!
Оригинал статьи: Краеведческий музей в Ростове-на-Дону и золото донских степей
Группа ВКонтакте: подписаться
🙏 Подпишись на канал и поставь лайк 👍 Это важно для продвижения канала! Спасибо!