Найти в Дзене
Fon Kraft

Как расписать миниатюру темперными красками? | Я попробовал. Делюсь первым опытом

"Почему меня не учили этому в художественной школе"? - задавался я вопросом, растирая очередной слой темперной краски. Впрочем, в художественной школе нас не учили многому. Сказывались лихие 90-ые. И дефицитный хвост восьмидесятых. В магазинах только "сухая" акварель, которая громыхала, как костяшки египетской мумии и вызывала яростный гнев преподавателей.

Большим счастьем было купить "Невскую палитру". Впрочем, лично мне покупать её ни разу не удавалось. Оба раза мне привозили её от родственников из Самары. Масляные же краски были настолько дефицитными, а стоили столь дорого, что мы даже не учились с ними работать. С "маслом" работали профессиональные художники. Временами я думаю, что художественную школу я закончил не "благодаря", а "вопреки" обстоятельствам.

И вот сейчас, спустя - кстати, да - ровно тридцать лет я решил попробовать себя в росписи именно темперными красками.

Когда-то в салунах Дикого Запада висела табличка: "В пианиста не стрелять! Играет, как умеет". Перефразируя написанное: в блогера не плевать - рисует, как может :)
Когда-то в салунах Дикого Запада висела табличка: "В пианиста не стрелять! Играет, как умеет". Перефразируя написанное: в блогера не плевать - рисует, как может :)
Те́мперные краски (те́мпера) - водные краски, приготавливаемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии - натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные. Главное отличие темперы в том, что краска становится нерастворимой в воде после испарения воды и полимеризации связующего.

Что я знал на начало своих экспериментов? Только то, что возраст темперной живописи - не одно тысячелетие и она куда старше живописи масляной; что после высыхания краску невозможно смыть водой и что казеиновая темпера стоит чуть дешевле, чем крыло самолёта.

Впрочем, писали знатоки, казеиновая темпера - удел маститых художников. А художникам без мастита (каламбур) - вполне сгодятся темперные краски на основе ПВА. Да-да, того самого клея.

Набор темперных красок, которые достаточно широко применяются в художественной сфере
Набор темперных красок, которые достаточно широко применяются в художественной сфере
Краска темперная набор — купить по низкой цене на Яндекс Маркете

Но, как оказалось, набор темперы на ПВА стоит дешевле, чем крыло самолёта, но - всё-таки... Несколько радовал тот факт, что, всё-таки, набора должно хватить на подольше.

Итак, перед началом работ знающий интернет меня заверил, что-де, темпера на ПВА настолько укрывистая, настолько липучая, что можно смело наносить на любые поверхности и даже без грунтовки. Верилось с трудом, но кто я такой, чтобы спорить с интернетом?

Да, если кто не знает, зачем мне потребовался такой "финт ушами", коротко расскажу - я решил попробовать свои силы в росписи миниатюр, а именно: фигурках воинов.

Разумеется, привычнее было бы расписать их с помощью акрила и аэрографа. Но я был настолько наслышан о необычной технике росписи под названием "лессировка", что меня охватил жеребячий зуд: значит, все правильные моделисты давным-давно это практикуют, один я, как распоследний поц, ничего об этом не знаю? Ну, и тут Остапа понесло!

Я купил набор темперных красок, купил плоские кисти, так как все рекомендации указывали:

Темперные краски, как и акриловые, лучше всего наносить с помощью плоских кистей. Замечательно для этого подойдут кисти из искусственного колонка (колонок) - мир знает их под обезличенным словом "Синтетика" - или из натуральной щетины.

Я купил и те, и другие. И ещё немного круглых кистей, под номерами 0, 00, и 000.

В качестве подопытного - выбрал фигурку автоматчика. Производство - ARK Models
В качестве подопытного - выбрал фигурку автоматчика. Производство - ARK Models

Поскольку интернет уверял, что грунтовать основание не надо, то на грунте я решил сэкономить. Как оказалось, очень зря. То ли интернетные эксперты оказались не экспертными, то ли темперная краска - нелипучая, то ли основание противное, но только "прозрачные слои" темперной краски норовили скатиться не задерживаясь на пластике.

К слову, темперная краска оказалась достаточно густой и не такой уж и прозрачной, как мне рисовало её воображение.

Намучившись со скатывающейся краской, я решил наплевать на законы художественного мира, и набрал на кисть краску прямо из баночки. И - о, чудо! Вот именно такая консистенция не только хорошо держалась на пластиковых боках солдата, но и отлично растушёвывалась кистью.

Как я это понял? Да всё так же: начал экспериментировать на неприметных участках. А что неприметное на фигурке? Конечно же основание! Кто может запретить художнику сделать основание а-ля летний травостой?

Попробовав создать "травяную" подстилку - я пощупал текстуру темперы, и скорость её высыхания. А отчаявшись покрыть открытые участки тела прозрачным слоем - плюнул, и загрунтовал всё белой темперой. Впрочем, всё равно можно видеть места, в которых темпера скатилась с основания. (С) Коллаж автора, 2023 год
Попробовав создать "травяную" подстилку - я пощупал текстуру темперы, и скорость её высыхания. А отчаявшись покрыть открытые участки тела прозрачным слоем - плюнул, и загрунтовал всё белой темперой. Впрочем, всё равно можно видеть места, в которых темпера скатилась с основания. (С) Коллаж автора, 2023 год

Чем я руководствовался в своей дальнейшей работе? Да своей же собственной статьёй. А иначе - зачем бы я её публиковал?

Словом, упражняясь в росписи пехотинца я понял, что нельзя безоговорочно верить интернету. Так учил нас Великий Ленин (взято из интернета) и к его словам надо прислушиваться.

Так вот, можно, конечно, сэкономить на грунтовке, но потом всё равно придётся грунтовать поверхность неразбавленной темперой. В этом есть свой плюс: уже на этапе грунтовки можно формировать рисунок.

Обратите внимание на цветовые пятна гимнастёрки: рубаха выглядит однотонной - она таковой и является, а вот штаны уже в пятнах зелёного. И это не игра теней. (С) Коллаж автора, 2023 год
Обратите внимание на цветовые пятна гимнастёрки: рубаха выглядит однотонной - она таковой и является, а вот штаны уже в пятнах зелёного. И это не игра теней. (С) Коллаж автора, 2023 год

Обратите внимание на цветовые пятна гимнастёрки: рубаха выглядит однотонной - она таковой и является, а вот штаны уже в пятнах зелёного. И это не игра теней. Присмотревшись, можно увидеть, что сквозь зелёный цвет просвечивает коричневая основа. Во-первых, имеет место быть рядовые непрокрасы, а во-вторых, темпера, всё-таки, даёт прозрачный слой. Вот только наносить его на голый пластик - реально, смерть для кисти.

Темперная краска густая, вязкая, сохнет быстро. Приходится её растирать по поверхности. И, буквально, я пальцами чувствовал, как истираются ворсинки кисти )) Шучу, конечно, но ворс и в самом деле становится тоньше.

Ещё одно отличие темперной краски от, например, масляной, или акварельной: темпера не позволяет писать линиями. В общем-то, природа тоже не пишет линиями. Линия - это изобретение высших приматов. Всё остальное живёт в мире пятен. Поэтому взявшись за темперные краски, вам придётся поправить собственную технику рисования: роспись ведём в системе "тень-полутень-полусвет-свет". Если же для вас вот эта фраза понятна не больше, чем птичья трель, то запоминаем: вверху - краска светлая, внизу и во впадинах - краска тёмная. Это правило касается любой части фигуры.

Обратите внимание на складки штанов: это не шелушение краски. Это преднамеренная окраска: в тенях используется тёмно-зелёный цвет, на свету - светло-зелёный.
Обратите внимание на складки штанов: это не шелушение краски. Это преднамеренная окраска: в тенях используется тёмно-зелёный цвет, на свету - светло-зелёный.

Пусть вас не смущает резкость переходов между тонами. Во-первых, в большей части так оно и есть. А во-вторых, темперный слой - это не истина в последней инстанции. Поверх него можно красить и акрилом, и даже масляными красками. А вот в обратную сторону оно не сработает. Поэтому вначале наносим гротескные тени и световые участки, а потом дорабатываем их полупрозрачными слоями темперной краски (получается, точь-в-точь, как по загрунтованной поверхности). А дальше всё просто: масляные точки, смывка, пигменты... в общем, всё, как описывал вот в этой публикации:

Ну, а я продолжу работу над своим автоматчиком. Результаты обязательно покажу и в своём блоге, который вы сейчас читаете, и в ТГ-канале, ссылки на который - внизу статьи ) Не переключайтесь!

Ваш Fon-Kraft. (С), 2023 г.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме

А теперь вам пригодится ссылка на скачивание приложения Яндекс-маркета. потому что иначе не очень удобно рассматривать витрину

Миры фон Крафта: любимые товары
Краткий конспект из серии "Было - Стало". Работа над миниатюрой не закончена. Коллаж автора (С), 2023 год
Краткий конспект из серии "Было - Стало". Работа над миниатюрой не закончена. Коллаж автора (С), 2023 год