Найти тему

Новые варвары

В наших городах не так много зелени. Машин — целые потоки, гремящая лава с выхлопными газами, а деревьев — небольшие зелёные островки, разве что в парках побольше.

Сделали энтузиасты доброе дело, посадили ряд молодых берёзок на одной улице. Под порывами ветра они гнутся, но стоят, тонкие, гибкие, юные. Сколько ещё лет пройдёт, прежде чем они окрепнут настолько, чтобы не бояться разных напастей?

Проходим сегодня в сумерках с мужем вдоль ряда берёзок и вдруг видим, что ребёнок висит на тоненьком стволе, ухватившись за него руками, так что берёзка склонилась чуть не до земли... А спиной к нам стоит кто-то, кажется подросток. Подходим. Муж говорит: зачем же вы, дескать, дерево ломаете, его недавно посадили, пусть растёт.

А фигура эта молодой женщиной оказалась, матерью лет двадцати пяти (одеваются сейчас многие так мешковато, что сразу и не поймёшь, кто есть кто). Я стою рядом, молчу, так как не могу в холодную погоду на улице разговаривать (сразу простываю), но жестами показываю малышу, что не нужно дерево трогать.

Мамаша ухмыляется и отвечает в таком духе: мы не ломаем, я сама знаю, как ребёнка воспитывать, не лезьте не в своё дело.

Малыш, до того вопросительно на меня смотревший (тётя всё-таки, а воспитанием у нас всё больше тёти занимаются) и замерший, не зная, что делать дальше, после таких слов матери начинает с удвоенной силой трясти бедное дерево. У него ствол толщиной с палец, и он вот-вот треснет под напором такой активности. Мальчику, судя по его росту и нечленораздельным звукам, не больше двух с половиной, но разрушительных способностей уже хоть отбавляй.

Мы не уходим. Я не могу спокойно видеть такое варварство. Муж продолжает в том же духе: зачем же дерево ломать? Вы же видите, берёзы специально для всего города посадили. Чему вы ребёнка учите?

Мамаша со злости хватает на руки сына, который начинает громко верещать (надо же, игрушку отобрали!), и уносит, говоря ему: ничего, мол, мы сейчас другое дерево найдём, от этих подальше.

А летом в одном из скверов сидели на скамейке мамочки, рядом бегали дети, одна из девочек, уже школьного возраста, залезла на памятник знаменитому нашему писателю, чуть не на голову, а её мамаша спокойно на это взирала. Я подошла к девочке и велела (не попросила, а именно велела) слезть с памятника, на что её мать очень эмоционально отреагировала, в том духе, что её дочь ведь его не сломала, и какое я имею право что-то говорить её ребёнку...

И ведь русские люди, не мигранты какие-нибудь, которым всё это — деревья, памятники и прочее — пыль, прах. А тут граждане своей страны, жители своего города, и такое наплевательское и даже беспощадное отношение к природе и культуре.

Как бы их лучше назвать? Я не о детях даже, а об их матерях. Новые варвары? Имеется в виду, конечно, не первое значение — чужеземец, а второе — невежественный, некультурный человек, а в некоторых случаях и третье — грубый и жестокий человек.

Яблочко, как известно, недалеко от яблоньки падает. Ответственный родитель, зная о своих недостатках, будет стараться делать так, чтобы ребёнок не воспроизвёл дурные его стороны. Ответственный взрослый занимается самовоспитанием всю жизнь и понимает, что воспитание ребёнка — очень, очень серьёзное дело, и все промахи будут на его, взрослого, совести.

А у нас какое-то поветрие бездумно растить своё чадо в атмосфере вседозволенности. Помните, что рождает сон разума?

И?..

Да просто зарисовки из нашей жизни. Ничего нового.

Ещё в 1781 году Денис Иванович Фонвизин писал о том же, когда сочинил своего «Недоросля». Митрофанушка постарше этих деток будет, но того же поля ягода, ведь от воспитания зависит чрезвычайно много. Если для матери все кругом скоты и только она одна всегда права, то её ребёнок именно это и переймёт и, пока мать в силе (недаром Стародуму Митрофан представляется словами «А я матушкин сынок»), будет лишь её слушать и слушаться. Вспомним несколько фрагментов из комедии:

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

В следующем фрагменте обратите внимание на прорывающееся самодурство Митрофана и его отношение к учителю. Ничего удивительного: для детей, воспитанных в духе «ты лучше всех и всё делаешь правильно» других авторитетов кроме властной матери с её слепой любовью нет, и то до поры до времени.

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женишься.

Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-жа Простакова. Придёт час воли божией!

Митрофан. Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.

А вот закономерный финал. Мать лишилась власти и положения, и сын тут же от неё отрёкся.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Александр Николаевич Островский использует ту же приставку НЕДО- со значением неполноты, недостаточности, чтобы охарактеризовать своих героев. У Фонвизина — недоросль Митрофанушка, а у Островского в пьесе «Шутники» (1864) — Недоносков и Недоростков, которые названы в ремарках молодыми людьми, одетыми по последней моде. Этих деток так родители вырастили, что они только тем и занимаются, что шутки шутят, и всё злые, каверзные, чтобы всё хорошее испакостить, унизить, опошлить.

Проходят века, а ничего не меняется, среди нас всё те же Недоносковы, Недоростковы и Митрофанушки Простаковы, с младых ногтей готовые заломать любую берёзу, залезть на любой памятник, позабавиться с любым человеком, потому что представляют себе мир как большую игрушку. Только не стало ли их больше, чем раньше?

В нежном возрасте ребёнок что пластилин: из него ещё можно вылепить всё что угодно. Зачем же потакать всем его капризам, поощрять дурные замашки? Не приучайте его ко злу — этому он сам научится. Приучайте к добрым делам, пусть вырастет справедливым, совестливым, хорошим человеком. Пусть будет не НЕДО, а станет полным наконец.