В середине июля 1918 г. в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге погибла не только вся императорская семья, но и оставшиеся верными царю и царице до конца слуги. Одной из таких приближенных была Анна Степановна Демидова, последовавшая вслед за Романовыми в ссылку сначала в Тобольск, а затем — и в Екатеринбург.
Охранники, сторожившие царскую семью в Ипатьевском доме, называли Анну Демидову фрейлиной. В этом качестве она фигурирует в некоторых показаниях свидетелей по делу о расстреле царской семьи. Но на самом деле Анна Степановна была не фрейлиной, а «комнатной девушкой» императрицы, то есть горничной.
Купеческая дочь
Каким образом простая девица, родившаяся в провинции, попала в императорский дворец в Петербурге, так и осталось доподлинно неизвестным.
Анна Степановна Демидова родилась в Череповце в январе 1878 г. Ее отец — Степан Александрович Демидов, проходит в архивных документах, как сын купца. То есть людьми родители Анны были не бедными. Известно, что Степану Демидову принадлежало целых два больших дома на главной улице Череповца.
Уникальный дом
Один из этих домов при этом имел поистине уникальное расположение. Других таких домов в городе никогда не было. Здание построили буквально вплотную к православной часовне. Именно в этом своем доме и предпочитала жить семья Демидовых. Комнату Анны Степановны, таким образом, отделяла от часовни одна лишь стена. Поэтому девушка целыми днями могла слышать молитвы и песнопения священников внутри церкви.
Этот уникальный дом отца Анны Демидовой сохранился до наших дней. Ныне на нем висит соответствующая мемориальная табличка.
Школа
В семье своего отца Анна воспитывалась вместе с братом и сестрой. Степан Демидов, городской казначей и гласный городской Думы, конечно же, постарался дать всем своим детям хорошее образование. Известно, что сестра Анны — Елизавета, с успехом окончила самую престижную на тот момент гимназию Череповца.
Анна же решила, что в гимназии она учиться не будет. Девочкой Демидова предпочла школу, работающую при Леушинском монастыре в расположенном неподалеку Ярославле. В этой школе, помимо всего прочего, преподавали рукоделия, к которым Анна проявляла особые способности.
Школа при монастыре была очень прогрессивной. Помимо рукоделья и закона Божьего, Анна изучала иностранные языки, естественные науки, историю, музыку, русскую словесность и пр.
Рукодельница
Однажды Анна решила представить на выставке в Леушинском монастыре свою работу - красивую вышивку. Вышивка в те времена была в огромной моде. Ей обильно украшали платья, платки, воротники, пояса и пр.
Работу Анны на выставке, по легенде, заметила сама императрица Александра Федоровна. Искусная вышивка юной мастерицы так понравилась государыне, что она решила пригласить ее к себе в комнатные девушки. Таким образом Анна Демидова и оказалась в Петербурге в царском дворце.
Существует также и другая версия о том, как Анна попала к царице. Согласно этой версии, во дворце служила одна из тетушек юной Демидовой. Она-то и уговорила Александру Федоровну взять Анну к себе в помощницы в 1901 г.
Платья императрицы
В обязанности Демидовой, как комнатной девушки, входила в основном подготовка платьев императрицы. Царица Александра Федоровна, как известно, была женщиной скромной. Наряжаться она не слишком любила, волосы завивала лишь для крупных приемов, а маникюр не делала никогда. Но все равно, будучи императрицей, платья Александра Федоровна, конечно же, меняла очень часто. Поэтому работы у Анны Демидовой во дворце хватало.
Будучи девушкой скромной и усердной, Анна Степановна быстро сумела завоевать доверие и расположение государыни. В конечном итоге Александра Федоровна поручила ей, помимо ухода за платьями, обучать своих дочерей рукоделью.
Любимая Нюта
С этой задачей Анна Степановна в последующем также справлялась на отлично. Известно, что в особенности дружна она была с самой младшей великой княжной — Анастасией. Анастасия очень любила вышивать, шить и вязать и обожала свою учительницу. Известно, что великая княжна скучала по Анне, когда царская семья уезжала за границу. Анастасия присылала Анне открытки с теплыми словами на праздники.
В императорском дворце Анна Степановна Демидова проработала долгие годы. За верную службу император даровал ей потомственной дворянство. В царской семье комнатную девушку уважали и любили. Император величал ее не иначе, как по имени-отчеству. Императрица же называла Анну «моя хорошая Нюта Демидова».
Замуж Анна Васильевна так никогда и не вышла, положив свое личное счастье на алтарь служения царской семье. Дело в том, что в те времена служащие во дворце девушки должны были оставаться незамужними. Как только они выходили замуж, им назначали хороший пансион и давали большое выходное пособие. Но из дворца они после этого уходили. Видимо, Анна не хотела потерять доходное место, а потому так и осталась незамужней девицей.
Верная горничная
Ко времени отречения Николая II и отъезда царского семейства в ссылку, Анне Степановне уже исполнилось почти 40 лет. Перед самым отъездом всем слугам Романовых было предложено покинуть царский дворец и отправиться восвояси. Почти все приближенные после этого оставили императорскую семью.
Могла бы преспокойной отправиться в Череповец или к кому-нибудь из родственников в Петербурге и Анна Демидова. Но в числе некоторых других слуг и приближенных, она предпочла поехать в ссылку вместе с царской семьей. Анна Степановна просто не могла бросить императрицу в такое тяжелое для нее время. Перед отъездом она написала в своем дневнике:
Последние две недели, когда узнала, что нас намереваются "куда-то" отправить, жила нервно, мало спала, волновалась неизвестностью, куда нас отправят. Это было тяжелое время. Только уже дорогой мы узнали, что мы "на дальний север держим путь", и как подумаешь только — "Тобольск", сжимается сердце.
Могла бы оставить Александру Федоровну и уехать Анна и в момент отъезда императрицы из Тобольска. Но горничная решила сопровождать государыню и дальше. И в Тобольске, и в Екатеринбурге Демидова занималась хозяйственными делами императорской семьи.
Последние минуты жизни
В ночь на 17/07 1918 г. царя, царицу и их детей разбудили посреди ночи и велели им одеваться. Арестанты подумали, что их переводят в другие комнаты, а потому императрица попросила Анну взять с собой пару подушек.
Однако, когда члены царской семьи вышли из комнаты, конвоиры приказали им спускаться по лестнице вниз. Вместе с царем, царицей, цесаревичем и великими княжнами в подвал отправились и сопровождающие их лица. Помимо Анны Демидовой, это были доктор Боткин, камердинер Трупп, повар Харитонов.
Когда все вошли в тесную комнату в подвале, Анна первым делом подложила одну из подушек под спину цесаревича Алексея, севшего на стул рядом с отцом. Другая подушка так и осталась у нее в руках. Арестанты не подозревали для чего их привели в подвал. Княжна Анастасия, девочка веселая и оптимистичная даже пошутила, что в комнате не хватает фотографа, который их бы всех снял.
Когда охранник Юровский прочитал приказ о расстреле, до арестантов не сразу дошел смысл сказанного. Согласно легенде, Николай II лишь успел спросить: «Что?», как раздались выстрелы. Анна прикрылась подушкой и уцелела во время стрельбы. Пух подушки продлил ей жизнь, но лишь на очень короткий промежуток времени. Когда у охранников закончились патроны, сумевших выжить они добили штыками и прикладами.
В 1981 г. русская православная церковь за границей канонизировала всех, кто погиб в Ипатьевском доме, включая Анну Демидову. В 2000 г. Николай, его супруга и дети были канонизированы уже в России. Анна Степановна на этот раз упомянута церковью не была.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской