Ближайшая выставка откроется в Шереметевском дворце 24 ноября в рамках фестиваля «Дягилев P. S.». Она будет посвящена судьбам великих актрис XIX–ХХ веков. Жанр ее директор музея и один из кураторов Наталья Метелица определила как «выставка-чтение». Название звучит интригующе — «Суд Париса. Рождение богини».
Как рассказывает Наталья Метелица, в роли Париса в данном случае выступают публика и властные структуры. Именно они во все времена определяли и определяют судьбу таланта. Экспозиция займет четыре зала, каждый из которых будет посвящен нескольким артисткам.
Первый из них называется «Мои богини!», там можно будет вспомнить Анну Павлову, Галину Уланову, Элеонору Дузе, Полину Стрепетову, Аллу Тарасову и других див русской сцены. Рядом с их портретами кураторы обещают разместить множество коротких текстов — отзывы современников о самых известных ролях героинь, отрывки из мемуаров.
Второй зал — «Путь на Олимп» — посвятят Марии Савиной и Вере Комиссаржевский. Третий — «Путь на Голгофу» — Алисе Коонен и Зинаиде Райх. Последний — «Светлый путь» — расскажет о кинодивах советского времени — Любови Орловой и Марине Ладыниной.
Свои экспонаты для выставки предоставят 12 музеев, включая Государственный Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей и Театральный музей имени А. Бахрушина. И, конечно, будет издан каталог со всеми сопутствующими материалами и текстами.
Следующая временная экспозиция откроется в Шереметевском дворце в конце ноября и будет посвящена дирижеру и пианисту Евгению Мравинскому. После нее музей планирует представить проект «Казус Мейерхольда».
Параллельно продолжается работа над новой постоянной экспозицией «Музыкальные инструменты народов мира». О первых ее залах, которые уже открылись для публики, «Санкт-Петербургские ведомости» писали совсем недавно. В будущем году обещают открытие еще одного пространства, посвященного ирано-персидской музыкальной традиции. «Этап за этапом мы создаем полноценную в научном и эстетическом смысле экспозицию», — говорит Наталья Метелица.
Однако выставочная, экспозиционная деятельность — лишь одно из направлений. Не меньшее место в жизни музея занимает реставрация зданий, в которых он обитает. Как рассказывает Метелица, Дом-музей Ф. И. Шаляпина на улице Графтио требовал ремонта уже довольно давно, и вот теперь работы по его приведению в порядок начались.
Часть экспонатов по этому случаю временно переехала в московский Музей музыки на выставку «Шаляпин. Путешествие из Петербурга в Москву», а после возвращения из столицы эти и другие раритеты Дома Шаляпина на два года поселятся в Музее истории Санкт-Петербурга. Тем временем сам дом будет отремонтирован и обустроен так, чтобы там не только снова открылся музей-квартира певца, но и могли быть размещены фондохранилища.
Завершить работы предполагается к 2026 году. Пока же в Шереметевском дворце работает выставка «Царь Федор», приуроченная к 150‑летию со дня рождения Шаляпина. Каталог к ней музей делать не стал, зато выпустил новое издание мемуаров Федора Ивановича — «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах». Иллюстрациями к этому изданию как раз и стали экспонаты выставки — портреты, фотографии, документы. Кроме того, на страницах можно найти QR-коды, позволяющие прослушать записи из фондов Музея театрального и музыкального искусства (голос Шаляпина, отрывки из тех ролей, о которых он пишет).
Книгу уже представили в самом музее, но это лишь первая, скромная, ее презентация. Говорить о ней будут еще не раз — на Конкурсе молодых оперных исполнителей имени Федора Шаляпина, в проведении которого Музей музыкального и театрального искусства принимает активное участие.