("Конкретный убийца", Totally Killer, 2023, США)
Есть всё же в имени режиссера нечто такое, что определяет характер его творчества.
Вот говоришь, к примеру, "Майкл Манн" или "Ридли Скотт", и сразу представляется что-то суровое и монументальное. И ведь так оно и есть, если вглянуть на классическое творчество первого и второго.
Или взять тех же М. Найта Шьямалана и Джорджа Пана Косматоса. В имени первого явно сокрыто нечто темное и мистическое, а у второго - диковатое и агрессивное. Что тоже в принципе недалеко от истины.
А вот на что, скажите на милость, должно намекать зрителю имя режиссёрши Наначки Хан (Nahnatchka Khan; куда ставить ударение, решайте сами)?
...Да, собственно, улыбчивое имя Наначки тоже всё правильно намекает: всю свою десятилетнюю карьеру она снимала комедийные фильмы и сериалы ("Молодой Скала", "Возможно, это навсегда" и др). Однако даже столь нескучное и богоугодное занятие Хан в конце концов осточертело. И ей вдруг захотелось попробовать много чего ещё. А, точнее, и приключенческой фантастики наподобие "Назад в будущее" с "Эффектом бабочки", и пужастика типа "Хэллоуина" с "Криком". Причем не по отдельности, а всё сразу, в одном винегретном тазике. Но поскольку ничего, кроме комедий, Наначка снимать не умела, что ж - пусть это тоже будет комедия. Чёрно-юморно-триллер-хоррор-ретро-фантастическая, если, конечно, столь пространное определение не вгоняет вас в ступор.
И что бы вы думали?
Наначка сказала - Наначка сделала!
Пусть не идеально и не отшлифованно до блеска, но "Конкретный убийца" и впрямь получился достойным носителем атмосферы как фантастики, так и хорроров/триллеров, и молодежных комедий конца 20 века. Тем более 70% действия в нем происходит в 1987 году, со всеми присущими той эпохе, неполиткорректными шутками и диско-музыкой. А также с забавным ансамблем ведущих молодых актеров. Которые действительно постарались изобразить для нас молодежь 80-х, даром что их самих в ту пору еще и в проекте не было. И в целом им это удалось. Тоже не идеально, но, так уж и быть, попытка засчитана.
А чтобы мы с вами не расслаблялись и сразу настроились на нужный "испуганный" лад, нас с первых же кадров знакомят с мрачной летописью американского городка Вернон; съемки проходили в пригороде Ванкувера. Где осенью 87-го загадочный маньяк-в-маске прикончил трех девчонок-подружек. Каждую - шестнадцатью ударами ножа и в день 16-летия каждой из них (если бы "Конкретного убийцу" снимала не Хан, а Финчер, или фон Триер, наверняка и жертв у этого маньяка было бы не 3, а тоже 16 - для инфернальной гармонии сюжета). Но до четвертой подружки из их компании Пэм убивец почему-то не добрался, - возможно, "днюха" у нее была в другое время года. А потом и вовсе угомонился, бесследно сгинув, так и не пойманный.
И вот с той поры минуло 36 лет...
...А через 36 лет, в 2023 году, у самих Пэм и ее мужа Блейка дочь Джейми (Кирнан Шипка) уже заканчивала школу. И надо же так случиться, что этой осенью, прямо на Хэллоуин, в Верноне снова объявился тот маньячина. И доделал то, что не успел, или не смог доделать в 80-е, оставив безутешными Джейми и ее папку. А вскоре устроил охоту на саму Джейми - вот ведь доставучий какой! И в итоге настиг её в мастерской её подруги Амелии, да только его нож вдруг промахнулся и угодил... Во что, как думаете? В бетономешалку? В подшивку журнала "Моделист-конструктор"? В станок для сгибания арматуры?
Нет, нет и нет. Из всех возможных целей в мастерской нож маньяка угодил ни правее, ни левее, а точно в панель управления... машины времени. Той самой, что конструировала на досуге умничка Амелия втайне от своей мамы, непризнанного гения физики, по её чертежам.
Как говорится, а что завалялось у вас в гараже - хвастайтесь, не стесняйтесь!
И надо же так совпасть, что на панели машины была установлена дата именно первого убийства в Верноне в 87-м. А поскольку удар клинком что-то там замкнул, машина вдруг заработала, да и зашвырнула Джейми на 36 лет назад. Аккурат в канун Хэллоуина и череды тех убийств, когда все их жертвы были еще живы и здоровы. А также слегка поддаты, ибо, как известно, кто празднику рад, тот заранее пьян.
Ясен упс, что упускать такой шанс предотвратить четыре убийства и заодно сорвать с маньяка маску было нельзя. Чем Джейми и занялась сразу, как только догадалась, куда это её вдруг занесло.
И, разумеется, как это всегда бывает в таких историях, здесь благие намерения героини тоже почти сразу пошли не по плану. А чем чревато изменение прошлого "хирургическим" путем? Правильно: автоматическим изменением будущего, из которого ты сюда прибыл, причем совершенно непредсказуемым образом, и не факт, что в лучшую сторону.
Однако, прежде чем вернуться назад, в 2023-й, Джейми надо было не только нейтрализовать злодея, но и отыскать физичку-маму Амелии, ведь без нее починить машину времени у самой Джейми соображалки явно не хватит...
***
В общем, в чем-то глуповатая, в чем-то наивная, но в сухом остатке вполне достойная приключенческая картина. Сочетающая в себе виражи темпоральной фантастики и жесткач триллеров/хорроров про маньяков-потрошителей. И всё это под "шубой" чёрно-молодежного юмора, причем тоже приятного, старошкольного, без блевотно-фекальных шуток.
Так что кому вдруг любопытен этакий дуракаваляльный гибрид из "Назад в будущее" и "Хэллоуина", вон смотрите: "Конкретный убийца" усиленно тянет руку, пытаясь привлечь ваше драгоценное внимание. И пусть он не подарит вам никаких откровений, всё равно поведает свою незамысловатую историю нескучно и с огоньком. При этом её создателя зовут не Роберт Родригес, а Наначка Хан, но она сегодня, судя по ее кроваво-хулиганскому кинозамесу, куда больший "родригес", чем сам Роберт в своем последнем унылом "Гипнотике".
Ну что ж, бывает и так, хотим мы того, или нет.
Трейлер фильма (возрастной рейтниг 18+):