В парадной гостиной музея «Демидовская дача» представлен уникальный экспонат. Скульптура «Андромаха», символизирующая неутешную скорбь, является единственным сохранившимся фрагментом многофигурного надгробного памятника П.П. Демидову, князю Сан-Донато (1839 - 1885).
Памятник П.П. Демидову был установлен в 1885 г. в склепе фамильной усыпальницы Демидовых – церкви Святых Николая, Павла и Анатолия (Выйско-Никольской), подвергшейся разрушению в период с 1929 по 1963 гг. В «Описи надмогильных памятников, находящихся в склепе под Выйско-Никольской церковью г. Н. Тагила», составленной в 1924 году, сохранилось описание этого надгробия. Его основанием служил саркофаг из белого мрамора, покрытый «бронзовой литой доскою» с рельефным изображением лежащего на смертном одре П.П. Демидова и сидящей перед ним вдовы. Над саркофагом на мраморном подиуме был укреплен овальный медальон с профильным барельефным портретом покойного, слева от которого помещалась литая скульптура сидящей Е.П. Демидовой, обнимающей портретный медальон. Под портретом находилось раскрытое бронзовое Евангелие от Иоанна, а ниже, справа - литая фигура младенца – ангела с лицом покойного годовалого сына П.П. и Е.П. Демидовых, Никиты, пишущего посвящение: «Елена – своему возлюбленному Павлу».
После разрушения храма в 1930-е гг. скульптура была установлена на клумбе завода им.В.В. Куйбышева в качестве парковой.
В 1971 году «Андромаха» использовалась при съемках фильма «Приваловские миллионы» Ярополка Лапшина. Её установили в качестве антуража в центре фонтана у здания бывшего Демидовского заводского госпиталя, «игравшего роль» дворца заводчика Привалова. Здесь она находилась до 1991 года.
В лихие 1990-е, в период социально-экономического кризиса, возникли серьезные опасения за её сохранность. Руководство поликлиники и сотрудники музея приняли решение о перемещении её в фонды музея, тем самым сохранив уникальный памятник.
В 1997 году реставратором музея А. В. Васильевым была проведена полная реставрация скульптуры, в ходе которой на ее внутренней стороне обнаружилось авторское клеймо: «Firenzo. Romanelli. 1885.»
Таким образом, было установлено авторство надгробия - всемирно известный скульптор, профессор Флорентийской Академии художеств Рафаэлло Романелли (1856 – 1928), который придал Андромахе черты вдовы Павла Павловича Демидова – Елены Петровны Демидовой, урожденной княгини Трубецкой.
Подготовила: Ольга Халяева, зав. отделом Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»