Предпосылки реформ
В середине XIX века Российская империя была государством с отсталой экономикой, феодальным строем, крепостными отношениями в обществе. Это тормозило политическое и экономическое развитие страны, обостряло социальные отношения. Россия не могла внедрять передовые технологии того времени, использовать в промышленности технику, поскольку в сельском хозяйстве и на производстве использовался ручной труд. Кроме того, крестьяне платили огромные налоги, что приводило их к разорению. Они стали устраивать забастовки и голодовки, поэтому помещики теряли прибыль, а в государственную казну шло меньше отчислений. Из-за крепостной системы не развивалась промышленность, куда требовались работники, способные работать на станках.
Причины проведения реформ
Бунты и протестные движения достигли пика в 1859 – 1861 гг., когда с Крымского фронта стали возвращаться солдаты. Проигрыш в войне подорвало доверие населения к императору и его правительству, которое многократно показало свою неспособность решать военные и экономические проблемы. Историки спорят о том, почему Россия проиграла в Крымской войне. Многие ученые считают, что в стране был плохой уровень коммуникаций, существовали серьезные разногласия в армии, наблюдалось военно-техническое отставание российской армии от вооруженных сил других государств. В российском обществе жила вера в то, что государство является непобедимым. Такая иллюзия появилась после того, как Россия выиграла у армии Наполеона. Поэтому в Крымской войне командование не смогло правильно оценить силы противника, которые превосходили российские в техническом плане. Еще одной причиной было отсутствие у жителей России влиять на работу властных институций. Там заседали чиновники, не желающие ничего менять в положении крестьян и солдат. Прогрессивное окружение Александра II понимало, что необходимо отменить крепостное право. Другого пути выйти на капиталистический способ развития не было. Поэтому император, который пришел к власти в 1855 году, в выступлении перед дворянами заявил, что необходимо отменять крепостничество. В противном случае, как предупреждал царь, могла случиться революция.
Великие реформы Александра II
Благодаря реформам периода правления Александра II Россия шагнула вперед в экономическом, политическом развитии.
Крестьянская реформа
19 февраля 1861 года был опубликован Манифест об отмене крепостного права в Российской империи. Подготовка к реформе продолжалась несколько лет, поскольку представители знати выступали против ее внедрения. Тем не менее, император подписал документ, который предусматривал: Крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Получили участок земли небольшого размера под бесплатное использование. На нем можно было строить дом и работать. Если жители сел хотели приобрести надел для земледелия, то могли заплатить за него самостоятельно. Сумма была небольшая, зато в казну стабильно стали поступать деньги. Крестьяне пользовались гражданскими правами, например, проводить операции по купли и продажам, открывать промышленные предприятия, заниматься торговлей, переходить в другое сословие. В Манифесте указывалось, что крестьян необходимо освободить от юридической и административной ответственности со стороны бывших помещиков. После крестьянской реформы были запущены преобразования в образовании – среднем и высшем, армии, местном самоуправлении, печати, судах, финансовой системе.
Финансовая реформа
Следом за отменой крепостного права Александр II решил заняться государственными финансами. Внедрялась она постепенно – с 1860 по 1864 гг.: Создан государственный банк. Учреждены земский и коммерческий банки. Деятельность банковской системы ориентировалась на поддержку промышленного сектора. Появились независимые от местных органов власти контрольные институции.
Самоуправление, земства и суды
В 1864 году царь провел еще три преобразования. Первое касалось работы земств, куда планировалось привлечь население. Александр II хотел, чтобы жители страны участвовали в обсуждении повседневных вопросов. Реформа предусматривалось формирование выборных органов земского и местного самоуправления. В рамках судебной реформы ввели суд присяжных и принцип гласности судебных заседаний, сделали суд свободным от влияния местной администрации, отменили телесные наказания. Кроме того, разрешалось привлекать к суду любого человека, независимо от его положения в социуме. Образовательная реформа касалась среднего и высшего образования: В июне 1864 года царь утвердил «Положение о народных училищах», которое отменило монополию церкви и государства на образование. Начальные школы, где срок обучения не превышал трех лет, получили право открывать общественные институции и частные лица. Такие школы делились на воскресные, земские, частные, государственные и церковно-приходские. В ноябре того же года был принят «Устав гимназий и прогимназий», согласно которому гимназии разделили на классические (для желающих потом поступать к высшие учебные заведения) и реальные (в заведения технического профиля). Срок обучения в гимназиях сначала был семь лет, после 1871 года – увеличили до 8 лет. Поступать мог любой житель России, но обучение было доступным только дворянам из-за высокой платы. В 1862 году были созданы первые гимназии для женщин, благодаря чему они смогли получать среднее образование. В июне 1863 года приняли Университетский устав, предоставивший высшим учебным заведениям автономию. В университетах появился совет профессоров, уполномоченный выбирать декана и ректора. По всей стране были открыты женские курсы, которые открывали дорогу женщинам доступ к высшему образованию. Только посещать университеты они могли в качестве вольнослушательниц.
Усиление цензуры
Под особый контроль император взял печатную деятельность в государстве (реформа цензуры, 1865 год). Это было нужно для того, чтобы остановить развитие революционного движения, представители которого использовали печать для продвижения своих идей.
Городская реформа
Была начата в 1870 году и была направлена на улучшение качества системы здравоохранения, работы рынков, благоустройство городов. Изменения не распространялись на Польшу, Финляндию и Среднюю Азию.
Военная реформа
В 1874 году сократился срок службы в армии и на флоте, личный состав был отправлен на обучение. Власть ввела всесословную воинскую повинность, армия прошла процесс модернизации и перевооружения.
Основные последствия
В первую очередь, реформы создали условия для перехода экономики на капиталистическую модель развития. В Российской империи значительно снизился уровень государственного регулирования, появился свободный рынок рабочей силы. Но промышленность полностью не была готова к капитализму. Проведенных преобразований было недостаточно, чтобы моментально сломать феодальные отношения и крепостническую систему управления хозяйством. Судебная, образовательная, земская реформы заложили основы гражданского общества и расширили перечень прав, которыми могло пользоваться население. В частности, в гимназии и университеты доступ открылся женщинам. Изменения способствовали активизации и усилению оппозиции, что оживило политическую и общественную жизнь в стране. Граждане стали принимать участие в принятии и обсуждении решений правительства. Кроме положительных последствий, реформы содержали ряд просчетов. Во-первых, крестьяне перестали быть зависимыми от помещика, получили свободу, но обязаны были отработать барщину или заплатить бывшему хозяину за нее. Во-вторых, условия покупки земли можно назвать грабительскими. Крестьяне брали кредит в банке, чтобы приобрести надел, автоматически попадая в новую долговую зависимость. В-третьих, на заседаниях земств ходили, в основном, дворяне. Низшие слои туда или не допускались, или же их интересы там не учитывались. В-четвертых, суды затягивали рассмотрение дел, что привело к расцвету коррупции. В-пятых, низшие слои население получали только начальное образование. Поступать в гимназии, а потом в университеты они не могли из-за отсутствия денег.
Значение Великих преобразований Александра II
Император провел комплекс необходимых мероприятий, которые оздоровили экономику, способствовали созданию условий для развития капитализма. Реформы носили либеральный характер, что благоприятно сказалось на высшем образовании, науки, культуры. При Александре II стали появляться революционные организации, которые боролись против самодержавия.