Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 236 - Свидетель греха

Всем доброго дня. И вновь, и вновь продолжается разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Близится вход в первую десятку. Но и 16 место в подобном списке — крайне почётное положение. Вот и поглядел я последний по топу фильм Робера Брессона. Фильм, про который Ингмар Бергман сказал, что это "абсолютно скучно", а Жан-Люк Годар — что это "мир за полтора часа". Спойлер: согласен со вторым. Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 4 310; Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 22 915; Режиссёр - Робер Брессон. Как жизнь людей видится ослу? Давным-давно маленького ослика дети назвали Бальтазаром. Прошли годы, дети выросли, их отношения изменились. Да и Бальтазар все время теперь переходит из рук в руки… С Робером Брессоном вышла долгая история, почти половина его лент попала в обозреваемый рейтинг и почти все они в своё время мне не особо нравились. Да, я признаю за ними хорошую постановку и определённый стиль повествования, но лично я не стал бы
Оглавление

Всем доброго дня. И вновь, и вновь продолжается разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Близится вход в первую десятку. Но и 16 место в подобном списке — крайне почётное положение. Вот и поглядел я последний по топу фильм Робера Брессона. Фильм, про который Ингмар Бергман сказал, что это "абсолютно скучно", а Жан-Люк Годар — что это "мир за полтора часа". Спойлер: согласен со вторым.

16 место

"Наудачу, Бальтазар"/"Au hasard Balthazar"(1966)

Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 4 310;

Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 22 915;

Режиссёр - Робер Брессон.

«Наудачу, Бальтазар» (Au hasard Balthazar, 1966)
Как жизнь людей видится ослу? Давным-давно маленького ослика дети назвали Бальтазаром. Прошли годы, дети выросли, их отношения изменились. Да и Бальтазар все время теперь переходит из рук в руки…

Без спойлеров

С Робером Брессоном вышла долгая история, почти половина его лент попала в обозреваемый рейтинг и почти все они в своё время мне не особо нравились. Да, я признаю за ними хорошую постановку и определённый стиль повествования, но лично я не стал бы пересматривать на постоянной основе. Единственная его работа, которая явно немного выделилась, — это "Приговорённый к смерти бежал...". Вот то добротный фильм, там даже брессоновская аскетичность смотрится к месту. Но вот я посмотрел "Наудачу, Бальтазар" и подумал, что, пожалуй, надо будет мне устроить какой-нибудь марафон по Брессону и пересмотреть все его ленты сызнова.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Определённо фильм про несчастного ослика Бальтазара мне скорее понравился, чем нет. Только когда последний кадр ушёл в затемнение, я понял, что не особо-то и скучал во время просмотра. Я бы даже сказал, вообще не скучал. Как знать, может, дело в том, что конкретно эта история нашла отклик в моей душе и заставила призадуматься о некоторых вещах, а может и другие работы режиссёра мне могут понравиться: вдруг я смотрел их в плохом настроении или ещё чего. Давно то было, уж и не вспомню точно. Но причин не дать себе шанс подружиться с автором не вижу. Особенно вот мне интересно будет пересмотреть "Вероятно, дьявол", "Дневник сельского священника" и "Деньги", остальное я относительно сносно помню: "Мушетт" как для около-социальщины и так хороша, "Приговорённый...", я говорил, и так неплох, а "Карманник" я просто помню и знаю, что он ну такой, даже я считаю, что это не "ярчайшая" из его работ.

Ну да ладно, с прочим разберусь в своё время. Надо сказать пару слов и о похождениях ослика среди тупых и злых людей. Ну-с, это история осла Бальтазара, который в детстве играл с маленькими детьми, а потом и он, и дети выросли, и ослик обалдел от того, что увидел в мире взрослых. Впрочем, сурового простого зрителя таким не удивить. В самом деле, кого удивляют аспекты реальности, навроде криминала, алкоголизма, эгоизма и влечения половозрелых девочек к гопникам? Думаю, мало кого. По мне, в том и соль: чтоб вы глянули на это на экране, ещё и через призму несчастного животного, и удивились вместе с ним, насколько всё это ужасно и грязно.

Режиссёрский подчерк Брессона, который обычно приводил меня в сонное состояние, тут мне показался очень даже к месту, — опять довод в копилку необходимости пересмотра фильмографии. Местный минимализм настолько суров, что даже состав съёмочной группы скромнее некуда. Если посмотрите страницу фильма на КП, то вы поймёте, там по одному человеку на каждую важную должность. Казалось бы, к делу это относится мало, но очень хорошо иллюстрирует то, как это кино сделано.

-2

К тому, как всё снято, вопросов не имею. Динамики камеры и кадра можно не ждать, а нам что — мы люди привычные. Музыки в фильме не очень много, но она неплохая и играет в тему, хотя вот за этим аспектом я во всех фильмах слежу, честно говоря, спустя рукава, то бишь ещё хуже, чем за всем прочим. Актёров Брессон не брал, потому что зачем, и брал простых людей, — и если бы я об этом не вычитал, то никогда и не подумал бы. Больно уж все симпатичные у него. В каждом фильме у него обязательно есть хотя бы один симпатичный актёр. Здесь этот титул носит как бы главная героиня Мари в исполнении Анны Вяземски. Она, кстати, была женой Годара — понимаем и завидуем, мужички. Во время съёмок ей было около 19 лет, и, что таить, девушка симпатичная. Хотя Марика Грин в "Карманнике" как будто нравится мне чуть больше. Вот уж нашли реально интересную тему для обсуждения XD.

В плане смысловой нагрузки кино тоже радует, так как всё максимально просто и понятно, даже у самого ленивого и простого зрителя не должно возникнуть вопроса, что хотел сказать автор. А уж если вы смотрели другие его фильмы, то и подавно. У Брессона, как, на мой взгляд, верно подметил один из рецензентов на КП, все работы говорят о серости, несправедливости и ужасе этого мира. Да, они немножко про разные сферы, но мыслят, так скажем, все в одном направлении. Мне нравится подобная система смысла, когда центральная тема ясна, но для людей знающих по фильму есть подсказки, эту тему дополняющие. За примерами идём ниже.

-3

Со спойлерами

С чем, надеюсь, никто спорить не станет, главная тема ленты — это жестокость нашего мира, где слабое добро давят под гнётом сильного зла, где порок стремится запятнать непорочное, где чистое норовят сделать грязным, где кроткие и смиренные каждый день становятся свидетелями всех на свете грехов, не способные ничего с этим сделать, потому что ну вот так тут всё устроено. Единственных исход, при котором зритель не поймёт этого, — это включить фильм и сразу рухнуться спать. Как я говорил, всё довольно очевидно, быть христианином и читать религиозную литературу для понимания не требуется, и за это "спасибо".

Но для грамотных зрителей, как я, повторяюсь вновь, говорил, есть детали, которые не бросаются в глаза, но тоже добавляют картине баллов по смыслу. Понятно, что имя центральному персонажу, если его можно так назвать, которое красуется в названии, подобрано не случайно. Я точно где-то читал про это имя, однако запрос по теме сообщил мне лишь то, что имя Бальтазар означает "Тот, кого хранит Бог", или как-то так. Какое совпадение. Или второго главного героя, Мари, тоже зовут именно так неспроста. Никто не помнит, не было ли в истории христианство кого-то, кого звали бы Марией там, что-то такое? Дева Мария, говорите? Надо же. Какое совпадение. Или сцена в самом начале, когда дети крестят осла и дают ему соли, согласно некоему ритуалу, с которым я, признаюсь, не знаком, — это тоже просто так, небось, в фильм вставлено? Нет? Какое совпадение.

-4

С этим понятно. А теперь поговорим о том, в чём я немножко разошёлся с традиционной трактовкой. Большинство людей ставят Мари с Бальтазаром в один ряд, типа оба святые и непорочные, но вот незадача, Мари всё-таки совратили. Лично я, памятуя сюжет с первого просмотра несколько лет назад, не видел Мари как однозначно положительного персонажа, каким является Бальтазар. Мне могут сказать, мол, "ну так да — он же ослик, а она человек". Это да, но тем не менее, я не могу отделаться от мысли, что в поганые объятия местного упыря она прыгнула не столько из-за наивности, сколько по природной прихоти и слабости. Я ни за что не поверю, что она на момент сцены, когда он пристаёт к ней в машине, не знала, что он из себя представляет. Даже если тогда не знала, то позже узнала точно. Узнала, но предпочла остаться с ним, и более того — она убежала к нему от родителей, на которых она могла дуться, но которые любили её, и заявила матери, что вообще ради него и в огонь, и в воду пойдёт.

Я понимаю, что у неё там свой конфликт, что она хочет свободы, хочет вырваться, но ёлки-палки, пытаться сбежать от тлена, пустоты и жестокости этого мира, прыгнув в чан с дерьмом в лице барана, который от нечего делать разливает по дороге масло, провоцируя аварии, — это какой-то очень странный побег. Я её не презираю, я ей сопереживаю, я даже могу немного её понять, но если бы условная моя близкая подруга, сестра или дочь поступила вот так и сбежала к подобному маргиналу, — я вам без тени смущения говорю, что у меня полыхнуло бы ниже спины на весь Млечный Путь.

-5

Мало того, она додумалась от него сбежать не к родителям, а к какому-то местному жлобу, который опять развёл её на непотребства, — и только после этого она вернулась в отчий дом и примирилась с другом детства Жаком. Ещё я зло усмехнулся, когда сравнил то, что она говорила Жаку что-то в духе "я не знаю, люблю ли тебя... думаю, нет" и что говорила матери про гопника, мол "я люблю его и сделаю всё ради него". П-п-п...п-п...П-Приоритеты, бейби, жестокие и беспощадные. Друг детства, с которым любовь, который готов её любить и принимать какой она есть, — не-е-ет, только потому, что у их отцов какие-то неполадки с финансами. Зато с рандомом, который в первую же встречу лезет ей не скажу куда — вот это да, явно любовь навек. Ох уж эти мне юные девушки, источник вечного геморроя.

Финал грустный. Навзрыд не плакал, но ослика было жалко. Весь фильм быть гонимым тщедушными людьми, которые его хлестали, нагло использовали для контрабанды, били, поджигали хвост, видеть вокруг весь этот ужас, — всё для того, чтоб в конце тебя по вине бесстыжих кретинов случайно подстрелили. Но он хотя бы ушёл мирно и спокойно, в своём духе, под солнцем, среди мирно прогуливающихся агнцев. Если буду пересматривать этот фильм лет в 60, на этой финальной сцене пущу слезу.

-6

Послесловие

Название фильма "Наудачу, Бальтазар", в оригинале "Au hasard Balthazar", есть и альтернативный вариант перевода, о котором некоторые зрители, знакомые с лентой, могли не знать и не слышать. Если всё верно говорят, то фразу "Au hasard" можно перевести в том числе и как "Такова жизнь". Я ничего не имею против того, как это кино перевели, против имеющегося варианта, однако название "Такова жизнь, Бальтазар", на мой взгляд, лучше по всем фронтам. Это и подходит больше, и звучит даже и красивше, и трагичнее. Это словосочетание имеет для меня тот самый эффект последних строк прочитанной книги или особо мудрых слов, когда они так впечатляют, что их хочется произнести вслух.

Фильм французского режиссёра Робера Брессона, который явно не сторонился христианского мировоззрения, наталкивает зрителя на ещё одно печальное понимание того, что наш мир и наша жизнь полна зла, что тихие, кроткие и слабые всегда подвергаться нападкам громкой и назойливой, аки шум мотоцикла, агрессии и природной жестокости. Есть ли выход из этого? — Может и есть. Один из главных героев в конце покидает родные края и отправляется в неизвестность. Найдёт ли она светлый край? — Как знать. Вероятно, кто из нас и сумеет найти своё место, где он будет счастлив. Но... некоторые из рождённых просто слишком хороши для этого мира... Такова жизнь, Бальтазар.