Доброго времени суток. Это снова разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и сегодня сказ пойдёт об одном страдающем священнике, он же кюре, в каком-то маленьком городке.
147 место
"Дневник сельского священника"/"Journal d'un curé de campagne"(1951)
Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 4 908;
Рейтинг IMDb - 7,8; Кол-во оценок - 11 326;
Режиссёр - Робер Брессон.
Вера и человеколюбие молодого сельского священника подвергаются тяжелым испытаниям, когда он получает приход в маленьком городке. Местное общество не только не воспринимает его всерьез, но и строит против него козни. И только старый священник из другой деревни проявляет некоторый интерес…
Без спойлеров
Один из первых фильмов знаменитого кинорежиссёра Робера Брессона. С одним его детищем я уже знаком и рассказывал, и опыт был ну так себе. Тут ситуация... м-м-м, чуть получше.
Кино мне также, увы и ах, не понравилось, но здесь хотя бы главный герой не бесил, как в ленте "Вероятно, дьявол". Даже напротив, здесь юный кюре даже вызывает сочувствие. Если уж между нами, то беда здесь не в главном герое.
Беда в том, что вокруг него. И не в том смысле, что вокруг него одна мерзость, а показывать такое нельзя. Вообще нет. Вокруг него пустота, по большей части. По описанию казалось, что несчастный священник должен будет стойко держать удары судьбы и злых языков. На практике, э-э-э, этого почти что нет. Есть пара небольших сцен, но большую часть этой части содержания рассказывают, а не показывают. То есть то, что героя принижают и относятся к нему пренебрежительно, мы узнаём не смотря фильм, а из диалогов. Э-э-э?
При этом фильм вроде бы неплохо поставлен, ну, понятно дело, классика же, но у фильма практически отсутствует содержание. В нём нет того, что в нём по логике должно быть. А то немногое, что всё же есть, оно немногое, и на общем фоне общего хронометража в два часа теряется.
Со спойлерами
За весь фильм юношу заметно унижает только какая-то, признаться, миловидная, но мерзкая по поведению девчушка лет ну этак от силы пятнадцати. И то это происходит два раза за фильм в маленьких сценах. Один раз она его как-то подкалывает в церкви и убегает с подружками, которые ждали на выходе, а во второй раз, который и является её последней сценой(ツ), он её приветствует на улице, а она выхватывает его книгу, бросает в грязь и убегает. Ам, окей. Досадно, очевидно, но не критично.
И всё. Более ничего конкретного, кроме диалогового пояснения о наличии "злых языков", в кадре нема. Есть женщина, которая потеряла сына и страдает, но она с героем общается сносно. Она больше себя мучает, чем кого другого. Есть её дочь лет восемнадцати где-то, которая строит у себя в семье какие-то козни и сообщает о них священнику, дескать, вот такая "с очками из Китая, такая вот крутая", и вообще хочу делать что хочу. Отец этого же семейства контактирует с героем пару раз и тоже вроде сносно всё. Брат отца семейства, тоже священник, иногда подтрунивает героя, но по-дружески скорее.
И в итоге имеем такой серпентарий, полный мучающихся людей, которые мучают и себя, и окружающих, но чего-то сверх меры, чего не переживал бы каждый из живущих, тут нет. А если оно и есть, то этого не показывают, а рассказывают, что тоже отстой, вот.
Что про его род деятельности, то да, он пытается как-то наставить на путь истинный пару персонажей, но, как вы понимаете, успеха оно не достигает. Все всё равно гнут свою линию и ничего слышать не хотят. Тут вопросов нет. Другое дело, что диалоги в фильме какие-то туманно-пространные, понять и уловить суть некоторых из них сложно даже при втором и третьем переслушивании и пересмотре сцены. Ну это неважно, моя ли это проблема, или объективно оно так и есть, но что я могу сказать, так то, что кино всё равно вязнет в этом. Попросту говоря, скучно.
Вероятно, Брессон хотел сделать ещё одну историю про мученическую жизнь и такую же смерть, но на самом деле сам протагонист в фильме чётко даёт понять, что причиной его гибели стал он же сам. Именно его диета из вина и хлеба привела к раку желудки, или кишечника, забыл уж. Да, это печально, но чужой вины здесь нет, поэтому и о мученичестве говорить не приходится. Жизнь у него была не сахар, да, - но у кого ж она сахар?
Послесловие
Фильм местами хорошо сделан, наличие какого-никакого навыка у режиссёра я оспаривать не стану хотя бы потому, что в противном случае это было бы смешно, да я и не особо в этом разбираюсь. Но что я понимаю, так это то, что фильм, к великому сожалению, очень... - даже не знаю, вот я уже использовал это слово и понял, что оно идеально подходит, - вязкий. Не могу сказать, что кино прям откровенно душит и душнит, всё же сам герой и его монологи из дневника чуть вытаскивают фильм из совсем уж серого болота уныния. Но именно что чуть-чуть.
Поэтому советовать этот фильм дело тяжкое, даже не знаю, кому это может в теории понравиться. Хотя о чём я, у фильма оценки в районе восьми баллов, значит, всем нравится. Что ж, пусть так.
"...Вы думаете, что работаете больше других только потому, что у вас ничего не получается." (цитата по памяти)
#фильмы #кино #топфильмов #подборкифильмов #рейтинг #классикакино #драма #драматическиефильмы #французскоекино #режиссер