Доброго времени. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и сегодня у нас... Робер Брессон... Пф-ф-ф... Великие силы, помогите...
118 место
"Мушетт"/"Mouchette"(1967)
Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 3 017;
Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 11 825;
Режиссёр - Робер Брессон.
Девочке-подростку Мушетт живётся несладко: больная мать, за которой требуется постоянный уход, младший брат, отец, терроризирующий дочь, да ещё и в школе постоянные унижения. Однажды в лесу девочка встречает браконьера. Тот думает, что только что убил человека, и потому решает создать себе при помощи Мушетт алиби.
Без спойлеров
Да, мне не особо нравится Робер Брессон, самое время признаться. Я, так и быть, признаю, что каламбура ради немного гиперболизировал своё "фи", всё же он мне не настолько не нравится. Все его фильмы, которые я у него видел(а видел я достаточно, и "Дневник сельского священника", и "Вероятно, дьявол", и "Деньги", и даже "Наудачу, Бальтазар" видел, но о нём позже"), и все это какое-то... как сказать... Ну, я всегда примерно понимаю, что он хотел сказать, что имел ввиду, но сами фильмы мне кажутся скучными и какими-то неповоротливыми, что ли, причём в рамках собственных тем.
"Мушетт" в этом плане чуть-чуть получше, но это потому что тема взята ну совсем простая - демонстрация тяжкого быта людей из низших сословий. Старая как мир тема, что если вы не хотите особо заморачиваться, но при этом чтоб все воздыхали - снимайте социалку, а лучше чернушную. Ну Брессон взял и выдал. Вышло, ам, ну, не так плохо, как могло бы быть, но и не фонтан.
Более о фильме нечего говорить, это социальная чернуха. Чернуха не прям чернушная, но такая, средней чернушности. Надеюсь, все поняли, что я имел ввиду. В общем, скажу, что для начала мне лично такое просто не очень нравится, когда автор осознанно и целенаправленно макает меня лицом во всякую грязь и дерьмо, чтоб я понял, что всё это грязь и мерзость. Не может быть, ни за что бы не догадался. Во-вторых, я понимаю, чего примерно авторы хотят добиться такими творениями, но сами картины в вакууме часто выходят какие-то тупиковые. Они бывает вызывают нужный эффект, как например "Германия, год нулевой", но уже после просмотра сидишь такой и думаешь, мол, "ну и чего дальше-то, куда мы пришли и к чему идём?".
Проще говоря, схема следующая: я посмотрел на грязь и понял, что это такое себе и вообще плохо - что дальше? Можно подковырнуть ещё какие посылы, навроде "относитесь хорошо ко всем людям, бедным и богатым", но... лады, но проблема как бы ещё актуальна. Конкретно в "Мушетт" ещё поднимается тема одиночества, но вы не думайте, она тоже здесь как-то недожата.
Со спойлерами
Лады, девочка жила больше 10 лет в таких вот жутких обстоятельствах, никого, кому можно было бы доверять и поговорить, у неё нет, зато есть вечно больная мать, младенец, то ли брат, то ли сестра, и отчим с сыном, или кто они, которые как бы иногда рядом, но по сути живут своей жизнью и тоже внимания на Мушетт обращают мало.
И вот у неё появляется этот Арсен, который просит её его не палить, заводит с ней диалог, а она так обрадуйся, что даже разрешила себя на сеновал катапультировать, скажем так. И, я так понял, дальнейшее их расхождение(его там вроде таки задержали) становится для неё последней каплей и она повторяет судьбу тургеневской Муму, только без Герасима, а самолично всё делает своими руками.
Вот это мне и кажется каким-то странным. Я могу допустить, что даже это короткое знакомство могло её к нему привязать, потому что так бывает у людей, которые долго ни с кем не общаются, они достаточно легко привязываются, но по фильму это выглядит так, что она узнаёт о его аресте и почти тут же идёт топиться. Да, у неё до того ещё и мать умерла, но всё равно как-то это, вот опять же, недокручено. Ощущение, будто она сделала всё так оперативно чисто по велению сценария, ну и хронометраж поджимал. Может, это только мне так кажется. Что поделать.
Послесловие
За что Брессону я лично могу сказать "спасибо", так это за то, что он не из тех, кто тратит слишком много моего времени. Даже при том, что я не в восторге, скажем так, от его лент, они хотя бы не утомляют солидным хронометражём. Да, "Деньги" так себе, но кино идёт 80 минут, и поэтому оно физически заканчивается прежде, чем моё лицо резко соприкоснётся со столом. То же и с "Мушетт". Режиссёр может показывать что и как хочет, это его право, но мне просто такое не совсем по душе, история про людей, которым вот ну просто не повезло по жизни, оказавшихся на социальном дне, наличие выхода откуда под сомнением. Но зато лента идёт 80 минут и просто не успевает начать меня излишне утомлять или бесить.
Могу похвалить режиссуру, затея не нова, но порыв одобряю, сделано и скомпоновано хорошо. Так что "Мушетт" - это кино одного просмотра. Может, неплохого просмотра - но только одного. Я не думаю, что такое кино будут пересматривать даже фанаты подобного.
#кино #фильмы #французскоекино #режиссер #обществоилюди #драма #одиночество #топлучшихфильмов #списокфильмов #классикакино